А того ли поймали?

Люди не верят, что полиция, расписавшаяся в безалаберности при поисках 14-летней Насти Шариповой, задержала настоящего убийцу.

Две недели школьницу искали сельчане из Евгеньевки, жители окрестных деревень, волонтеры из Павлодара, Аксу и полицейские. Прочесывали территорию, казалось бы, метр за метром, обследовали все село, и даже почти дошли до Аксу, когда вдруг нашли тело буквально в нескольких десятках метров от ее дома. И вопросов после нахождения девочки оказалось гораздо больше, чем ответов. Не слишком пролило свет на эту историю и задержание подозреваемого, 20-летнего сельчанина из той же Евгеньевки.

Итак, вопросы.

 

Как искали?

- В розыскных мероприятиях были задействованы около 700 сотрудников полиции, также волонтеры. И даже предлагали свои услуги экстрасенсы, - бодро отчитывался на спешно созванной после поимки подозреваемого пресс-конференции начальник ДВД генерал Султан Кусетов. По словам полицейских, они обыскали едва ли не каждый дом, дежурили на трассах с тем, чтобы досматривать машины - нельзя было допустить, чтобы девочку вывезли с территории села.

Однако сами участники поисков - члены семьи Насти и волонтеры - скептически отзываются об усилиях, которые прикладывали полицейские, чтобы найти девочку.

- 700 полицейских? - удивилась одна из организаторов волонтерского движения Мария. - Не знаю, я столько не видела ни в один из тех дней, когда мы приезжали в село. Максимум - человек пять или десять. И еще в один день, когда приехало телевидение, подогнали автобусы с солдатами, но и тогда их было не больше сотни. А наша помощь, складывалось такое впечатление, вообще была не нужна. Волонтеров посылали искать девочку в степи, и мы сначала послушно мерили ее шагами, пока нам не сказали, что эту территорию уже облетали планеристы. Ничего мы там, конечно, не нашли, а привлекать нас на поиски в селе никто не жаждал, и было впечатление, что мы просто мешаемся у полицейских под ногами, хотя их, отмечу, было мало. Но координировать и организовывать нас, своих помощников, они не стремились.

- Вместе с солдатами людей в форме было человек 60, - подтверждает отец Насти Шариповой. - И то только однажды, а не все две недели, пока дочку искали. С волонтерами никто толком не работал, и трассы не были перекрыты. Я сколько раз заезжал в село на машине - и никого на дороге не было, спокойно можно было ребенка и вывезти, и завезти обратно. Зато у нас изъяли все мясо на экспертизу, заглядывали в микроволновку: мол, может, мы ее убили и съели. Во время пропажи Насти я был на работе и, наверное, только поэтому сейчас не задержан, а то был бы на месте этого парня, которому «шьют» убийство дочки.

 

Почему не нашли?

Напомним, тело Насти обнаружили на территории заброшенного участка в каких-то считанных десятках метров от ее собственного дома. В полиции сообщили, что эту территорию осматривали несколько раз, но тело девочки не могли найти, потому что оно было закопано на глубине одного метра.

- Там не было никакого метра, - утверждают родственники Насти. - Тело было только слегка присыпано землей и закидано листьями. Причем кленовыми листьями, тогда как клены там не растут, кругом один карагач.

Напомним, что накануне обнаружения трупа волонтеры наткнулись в этом районе на Настин ботинок, и именно поэтому полиция начала вести раскопки.

- Мы там прошли несколько раз, тщательно все обследуя, неужели мы бы не увидели ботинок своей дочери? - задаются вопросом родители Насти.

 

Когда убили Настю?

Со слов полицейских, которые, в свою очередь, ссылаются на задержанного сельчанина, картина преступления была такова:

- В этот день (пропажи школьницы, 21 октября - авт.) он выпил спиртного, изрядно опьянел. Пошел на пустырь, который находится примерно на полпути между его домом и домом Насти, посидеть и покурить. И тут как раз проходит Настя. Он напал на нее, задушил, потом завел туда и произвел с ней насильственные действия. События этого дня он плохо помнит, потому что был нетрезвый, - немного путано объяснил начальник ДВД Султан Кусетов. Из его выступления стало понятно следующее: признавший себя виновным 20-летний сельчанин вроде как сообщил, что напал на девушку в абсолютно нетрезвом состоянии среди бела дня, недалеко от ее дома, задушил ее, после чего затащил на пустырь и изнасиловал убитую, а потом закопал - на глубине метра, если верить полицейским.

А вот родственники Насти боятся, что девочку перед смертью мучили и, возможно, не один день, пока полицейские ее искали. И еще они не верят, что девочку убил паренек, которого подозревают полицейские.

- Наш племянник с ним хорошо общался, он всегда был тихим и спокойным, и он просто не мог бы сделать с нашей девочкой то, что с ней сотворили, - убеждены родные Насти Шариповой. - Да, он закончил коррекционную школу (учебное заведение для детей с отклонениями в развитии - авт.), но это не значит, что он маньяк, а, судя по следам на теле Насти, над ней просто зверски издевались.

 

Какие повреждения были на теле убитой девочки?

Сначала первый замначальника ДВД Назымбек Жунусов отрапортовал, что никаких следов, кроме удушения и сексуального насилия, на теле девочки нет. Начальник ДВД чуть позже сообщил:

- Мы думали, что он выколол ей глаз, но потом экспертиза показала, что глаз целый, просто мыши его погрызли.

А вот родственники, похоронившие девочку, утверждают другое:

- У нее сломаны запястья, нет левого глаза, порван рот и выбиты зубы, - перечисляют они повреждения. - Такое ощущение, что кто-то зверствовал, издевался над ребенком, возможно, не один человек, и не один день.

Ни о каких сломанных костях и выбитых зубах в ДВД предпочли не распространяться. Но согласитесь, что такие раны, к сожалению, очень редко наносятся посмертно.

Конечно, день убийства Насти и характер повреждений на ее теле должны объявить патологоанатомы после экспертизы. Однако давайте вспомним позапрошлогоднее убийство Саши Дивина, 17-летнего школьника, погибшего от рук преподавателя: тогда местные эксперты настаивали, что мальчик умер своей смертью, и пришлось вызывать специалистов из Астаны, чтобы они определили истинную причину гибели Саши. Та история и ряд других, до этого случая (убийства Иртышского военкома Багдата Каербекова или подростка Володи Титкова, например, смерти которых от несовместимых с жизнью телесных повреждений были списаны в Павлодаре на алкогольные отравления - ред.) - изрядно подорвали доверие к местным экспертам. Увы, но теперь к их выводам трудно относиться без доли скептицизма.

 

Были ли еще подозреваемые?

В полиции нам этого не сообщили, а вот родные Насти прямо указывают на того человека, у которого был мотив отомстить девочке:

- В августе этого года один из оралманов, живущих в нашем селе, набросился на дочку и отобрал у нее мобильник. Мы потом судились, ему дали три года условно и обязали выплатить 100 тысяч тенге за ущерб, - рассказывают родители девочки. - Жители села слышали, как в магазине он грозился нам отомстить. Они, мол, еще у меня поплачут.

Ему 26 лет. Кстати, он в день пропажи Насти пьяный ездил по селу, чуть не задавил человека, но его отпустили, даже права не отобрали. Этот инцидент произошел через час после пропажи дочки, а кто теперь поручится, что он не увез, не спрятал ее где-нибудь и не поехал себе алиби обеспечивать?

По словам родственников, обыски проходили и у этого человека, и у нынешнего подозреваемого, но ничего у них не нашли - по крайней мере, в первые дни. Потом у 20-летнего парня изъяли одежду с пятнами бурого цвета - предположительно крови. Однако совершенно неясно, зачем он хранил эту одежду, если предположить, что он убил девочку в первый день и с самого начала знал, что он под подозрением.

 

Неучтенные свидетели и пиар

- Одна из девочек в день пропажи Насти сообщила полицейским, что видела, как дочку заталкивали в черную иномарку. Полицейские тогда сказали ей, что она находится в том возрасте, когда хочется пиара, поэтому просто врет. В общем, ей не поверили. А наш сосед за пару суток до обнаружения тела Насти видел черную иномарку рядом с тем пустырем, где дочку потом нашли. Иномарка была с открытым багажником, ею управляли оралманы, - разводят руками родители девочки.

Интересно, что самих полицейских как раз можно упрекнуть в пиаре и в лоббировании идеи виновности задержанного паренька. Недаром пресс-служба ДВД немедленно связалась с журналистами после ареста 20-летнего сельчанина. Часа еще не прошло, как его якобы поймали под Калкаманом, а журналистам уже разослали его фотографию, назвали имя и фамилию, хотя это, безусловно, нарушает гражданские права жителя Евгеньевки. Полиция не должна была разглашать его данные, поскольку он не был объявлен в розыск - он уже был задержан, а кроме того, суд еще не состоялся, и никто пока не может признать его виновным в совершении преступления. Однако теперь фотография молодого человека и видео с ним заполонили Интернет, что, в конечном итоге, влияет на формирование общественного мнения. И как знать - не помешает ли предубеждение против задержанного судье или присяжным во время процесса?

Стражи порядка так торопились, что сами нарушили закон. С какой целью они это сделали - другой вопрос.

 

Почему упустили подозреваемого?

По словам полицейских, ссылающихся на признание задержанного, он убил девочку, потом изнасиловал и похоронил, а когда увидел, что нашли труп, то пошел вешаться на чердак, но веревка оборвалась. Тогда он сбежал из села, и поймали его только через четыре дня, и он сразу же во всем сознался.

Вот интересно: стражи порядка определили подозреваемого, каждый день заходили в его дом с обыском (так утверждает его мать - авт.), а когда уже поняли, где примерно искать тело, никто не потрудился проследить за парнем, и наши доблестные 700 полицейских (ведь именно столько их было задействовано в поисках Насти, по утверждению руководства ДВД) умудрились проморгать одного молодого человека. А если за эти четыре дня он успел бы скрыться в России? Кстати, пока за ним, видимо, гонялись, полиция отнюдь не спешила объявлять его в розыск и рассылать всем его фото, хотя это было бы логично.

- Стражи порядка нашли у вас какие-то улики? - спрашиваю у матери нынешнего подозреваемого.

- Пока сын был дома, они все время приходили, начиная с 22 октября. Перерыли весь двор, чердак, вилами переворошили сено, но ничего не нашли. Когда сын уже пропал, пришли эксперты и забрали одежду сына, мужа и зятя, грязную. Сказали, что там пятна крови. И она может там быть - они как раз куриц резали. Но это не человеческая кровь, надеюсь, экспертиза установит.

- Когда ваш сын исчез…

- Он просто вышел из дома, сказал «я сейчас вернусь» - и пропал. Где он был, я точно не знаю, говорят, что нашли под Калкаманом. Полицейские, кстати, приходили к нам домой и после его пропажи, двое суток ходили и ничего не спрашивали, где он. Когда я сказала, что хочу написать заявление о пропаже, на третьи сутки, как положено писать заявление (тут жительница Евгеньевки не права, заявление о пропаже полицейские обязаны принять в любое время - авт.), они мои слова мимо ушей пропустили, не стали заявление брать.

- Ваш сын где-то работал?

- В крестьянском хозяйстве, сейчас как раз уборочная заканчивается, уходил рано и возвращался поздно. В день пропажи девочки он был абсолютно трезвый, я не понимаю, почему он говорит, что пьяный был.

Интересно, что парень, который молчал две недели, стремительно признался во всем полицейским после задержания. Не менее интересно и выложенное в Интернете (полиция расстаралась «закрепиться») видео со следственного эксперимента, где участливый страж порядка не столько спрашивает подозреваемого о том, что и как он делал, сколько сам подсказывает ему ответы и практически вынуждает повторять слова за собой.

Вопросов, как мы уже говорили, пока больше, чем ответов. Посмотрим, что скажут эксперты, ведь если окажется, что девочка умерла не в день пропажи, то признание подозреваемого (а это, видимо, пока единственный весомый аргумент против него), можно будет забыть.

 

P.S. Единственное, что сейчас понятно - саму Настю, увы, уже не вернуть. И очень горько и за нее, и за ее родственников и близких. Примите наши соболезнования.

Поделиться
+1