РАДИ ЧЕГО СТОИТ ИДТИ В ТЕАТР?

В числе первых спектаклей, которыми театр им. Чехова открыл нынешний 69-й сезон, был и спектакль «Филумена Мартурано» (премьера состоялась в мае 2013-го) в постановке режиссера Олега Белинского.

Художник-постановщик заслуженный художник России Сергей Болдырев. Музыкальное оформление Юрия Долгова. В спектакле заняты Халима Хазиева (Филумена Мартурано), Рамиль Шарипов (Доменико Сориано), Ольга Светенкова (Розалия Солимене), Александр Репин (Альфредо Аморозо), Дмитрий Доморощенов, Александр Амосов, Алексей Анисимов (сыновья Филумены) и другие актеры театра.

Спектакль начинается со знакомой шубертовской мелодии «Аве Мария» и воплей разгневанного Доменико Сориано на итальянском языке, обращенных к Божьей матери, покровительнице и хранительнице семейного очага, статуя которой (и детки в белых одеждах вокруг нее) присутствуют почти во все время спектакля, исчезая и возвращаясь вновь, постоянно напоминают зрителю о главных ценностях. То, что герои спектакля итальянцы, мгновенно забывается. Потому что на сцене происходят события, знакомые и близкие по нашим родным реалиям.

Филумена и Доменико вместе уже 25 лет. Когда-то успешный и экстравагантный молодой человек привел в свой богатый дом  влюбленную в него красавицу Филумену из нищих городских окраин.

«Я была служанкой! Я была рабой все двадцать пять лет, все это видели. Когда ты уезжал развлечься - Лондон, Париж, скачки, - я оставалась сторожем... Я бегала с фабрики в Фурчелла на фабрику в Верджини, из магазина на Толедо в магазин на улицу Фория. Я вела твои дела лучше, чем твоя жена. Если бы не я, твои служащие давно бы раздели тебя. Всю жизнь я была твоей служанкой. В любое время ты мог выставить меня за дверь!» - отвечает Филумена на обвинения Доменико в притворстве и лжи.

Она мечтала о семье, большой дружной семье, но семьи не случилось. Теперь ей 48 лет. Она - уставшая и измученная нелегкой жизнью, но уверенная в своем праве носить фамилию Сориано и дать эту фамилию своим сыновьям, о существовании которых Доменико ничего не знает. Пока.

А он, несмотря на свой 52-летний возраст, чувствует себя молодым и крепким и собирается жениться на своей очередной молодой подружке. «У тебя ничего не выйдет, Филумена, - кричит он, поняв, что его с ней обвенчали обманом. -  Убирайся из моего дома! Если ты не уйдешь на собственных ногах, тебя вынесут отсюда. И никто меня не убедит этого не делать, ни суд, ни бог. Я всем расскажу, кем ты была, и откуда я тебя привел в дом. Я уничтожу тебя, Филумена, я тебя растопчу».

Говорят, пьеса «Филумена Мартурано» - о любви и возрасте, об отношениях мужчины и женщины. В спектакле театра Чехова главная героиня не просто любящая женщина, она прежде всего мать. Халима Хазиева играет простую, но гордую женщину. Она по-своему подходит к законам жизни и бросает им вызов. Она не рыдает, не кричит, вообще не изображает никаких итальянских страстей. По манерам, по своему поведению она ближе к простой русской бабе, внешне суровой и в то же время очень чуткой. Кажется, справедливость – это и есть ее главный закон, которому она следует по жизни. Поэтому она точно знает, что должна делать, чтобы вырастить детей хорошими людьми, дать им в руки дело, дать имя. И, раздвигая житейские препятствия, идет к своей цели.

- Эта пьеса одна из лучших в мировом репертуаре ХХ века, - уверена Халима Хазиева. - Она переведена почти на все языки мира. В ней поднимаются не только проблемы итальянской семьи. В нашем спектакле – вообще тема семьи. О том, что человек без семьи вообще не должен быть. У каждого человека должна быть семья. И у ребенка, и у женщины, и у мужчины. Тот же самый Доменико сам не понимает, что он страдает, распыляется во всякие стороны. То у него одна любовница, то другая, то у него лошади… Он не уяснил главного, что, в принципе, то, за что надо держаться, это семья. Мне кажется, что эта пьеса будет всегда интересна.

- Мне, вообще, - продолжает партнер Халимы по спектаклю Рамиль Шарипов, - когда мы начинали работать, понравилась идея Белинского, режиссера спектакля (я вообще люблю этого режиссера), который сказал: «Мы будем делать спектакль, как это ни сухо и банально звучит, о семейных ценностях, о семье». И вот мы это и играли. Я недавно пересмотрел видеозапись спектакля, и в финале (вот странная вещь, да!) открывается занавес уже на поклон, все в белом, все так красиво – семейная фотография. Мы сидим, тут детишки суетятся, и звучит эта песня из девяностых… И как-то так это все тронуло, знаете. Я человек не сентиментальный, а тут… Мы были все удивлены этой песней, потому что в течение спектакля звучит другая музыка, и вдруг эта эстрада, попса такая… Но вот посмотрел, и что-то меня торкнуло. Не знаю. История-то довольно простая и близкая многим зрителям.

Филумена в исполнении Халимы Хазиевой  - открытый человек, поступки которого, может быть, неожиданны, но убедительны. Актриса ничуть не фальшивит, не скользит по поверхности событий, она в их глубине, что заставляет зрителей искренне сопереживать и внимательно следить за тем, как эта женщина разворачивает их в нужное русло, как мудро заставляет Доменико (Рамиль Шарипов) подчиниться  ее мечтам и планам. А потом уж и самому способствовать их осуществлению.

Рамиль Шарипов, судя по всему, актер увлекающийся. И увлекающий. Вероятно, поэтому на сцене он так органичен и естественен. И в своем гневе против всех, и в попытках избавиться от Филумены и неведомо откуда появившихся сыновей, и в желании хитростью выведать, кто же из трех его родной сын, и, что совсем странно, в стремлении снова оказаться под венцом. От чего всю жизнь старательно убегал. И каким-то только ему известным и подвластным способом он легко увлекает сидящих в зале своей игрой, заставляет поверить в метаморфозы, с ним происходящие, от известного городского кутилы до счастливого отца большого семейства.

Жанр своего спектакля постановщики определи как лирическая комедия. Комедийную линию ведут, в основном, два персонажа - Розалия (Ольга Светенкова) и Альфредо (Александр Репин). Хотя комических сцен достаточно и в отношениях Филумены и Доменико. В дуэте Розалия-Альфредо лучше это удавалось, без сомнения, Ольге Светенковой, превратившейся в неузнаваемую старуху, казалось бы, дряхлую  и немощную внешне, но умеющую с легкостью драматическую ситуацию обращать в комическую. Альфредо – Александр Репин рядом с ней выглядел каким-то потухшим и лишним.

Идею большой семьи как необходимого фактора счастья весело подтверждали своей игрой три приятных молодых  человека – сыновья Филумены, сами до поры до времени не знавшие, что она их мать, а они все родные братья. Вообще этот спектакль интересен тем, что в нем хороший актерский ансамбль.

Спектакль  о том, что понятно и сегодня, и десять, и пятьдесят лет назад, ставил режиссер Олег Белинский, главное для которого  создать на сцене, в зрительном зале нравственную атмосферу высокого уровня. Это его кредо. «Зрителю нечего делать в театре, если он не будет думать о жизни, - считает режиссер. - В театр стоит идти ради того, чтобы покопаться в себе… То есть, если заставили людей думать, сопереживать, это уже хорошо. Вот это мое кредо».

Так он ставил на павлодарской сцене  спектакли «Продавец дождя», «Очень простая история», «Без слез, без жизни, без любви…», «Зверь».  И вот теперь лирическую комедию об итальянской семье с русским внутренним подтекстом. А как еще должны играться спектакли в русском театре?

И в этом спектакле Белинский, по своему обыкновению, отдал дань (не смог удержаться!) сентиментальности (Богоматерь, детки вроде ангелов, «Аве Мария»). Вероятно, опасаясь, что актеры не смогут достучаться до зрительских сердец, или не доверяя догадливости зрителя, решил усилить реалистические сцены открыточными. Хотя сейчас вообще стало хорошим тоном, скажем так, модным трендом даже произведения именитых классиков для нужного зрительского восприятия «усиливать» развлекалочками современного вкуса.

Но актеры, занятые в «Филумене Мартурано» счастливы, «потому что там есть о чем говорить, туда можно впихнуть свою судьбу. Туда можно впихнуть свою боль, свою радость, свою мечту. Там есть о чем играть, там есть такой материал, что заставляет переживать и думать».

И главное, режиссер «верен себе в своих работах, у него своя тема – тема духовности современного человека. Ну, а что самое интересное в театре? Самое интересное в театре – это жизнь духа человеческого. Ну, не самое же интересное смотреть, как канкан танцуют или что-то еще, или водку пьют. Самое интересное, когда с твоей душой зрительская перекликается».

Судя по зрительским лицам после спектакля, актерские надежды на понимание не беспочвенны.

Поделиться
+1