Александр Пашутин: только вперёд!

Павлодар с гастролями посетил актёр российского театра и кино, Народный артист России Александр Пашутин. Он приехал в составе  Московского Независимого Театра, поставившего на сцене павлодарского драмтеатра им. Чехова спектакль «Казанова». Мне удалось пообщаться с Пашутиным в неформальной обстановке и записать эксклюзивное интервью.

В этом году Александр Сергеевич отметил свой 70-летний юбилей. В 1968 году он окончил Школу-студию МХАТа и стал актёром Московского театра им. Гоголя. 1985 году его пригласили в труппу Московского театра им. Ермоловой, позже – в театр Моссовета. В кино Пашутин снимается с 1969 года. В его фильмографии более 130 ролей.

В Павлодар Пашутин приехал в составе Московского Независимого Театра с феерическим спектаклем «Казанова». В этой постановке он играл слугу и ученика Казановы - некогда великого, но уже постаревшего ловеласа. В зале был полный аншлаг, люди сидели на приставных банкетках и даже стояли вдоль стен. Пашутин сыграл великолепно, но мало. По-моему, задействовать актёра такого уровня в театральных эпизодах – всё равно, что стрелять из пушки по воробьям - непрактично.

Фабула спектакля: за одряхлевшим Казановой приударила некая экзальтированная, юная поклонница. Старик поначалу от неё отбивался, но потом потерял голову и влюбился, а девчонке оказалось всего 14 лет. Скрепя сердце Казанова не стал соблазнять дитя и подружил её со своим молодым учеником. Лично мне постановка запомнилась хорошей хореографией, яркими костюмами, сексапильными фигурами танцовщиц и завораживающим «Адажио» Томазо Альбинони.

Позже Александр Сергеевич рассказал, что после выступления к нему за кулисами подошёл павлодарский режиссёр и сделал комплимент: как хорошо танцуют ваши актрисы! Хотя, по сути, всё было наоборот – танцовщицы неплохо справились с порученными им ролями. Таким образом, комплимент для девушек приобрёл ещё большее значение. Теперь перейдём непосредственно к интервью:

- Александр Сергеевич, какую первую роль вы сыграли в кино?

- Я снимался в массовке, в картине «Городской романс». Пришёл на съёмочную площадку. У меня на верёвочках были вязаные рукавички, как у детей, хотя я был взрослый парень. Почему на верёвочках? Потому что, когда я читал книгу, чтобы не прятать рукавички в карманы, они у меня болтались на верёвочках. В этом фильме снимался в главной роли мой товарищ Женя Киндинов, мы  с ним общались между дублями. Меня увидел режиссёр Пётр Тодоровский и спросил Женю: это артист? Женя говорит: артист. Хороший артист? Поскольку я был студентом третьего курса, но был занят у студентов четвёртого курса в двух дипломных спектаклях, что было безумно почётно, Женя ответил: хороший артист. Меня приглашает Тодоровский и говорит: я предлагаю вам сыграть роль доктора Крича. И вот, как сейчас помню, со мной подписали первый договор – это был 1969 год.

- С этого началась ваша кинематографическая карьера?

- Если быть откровенным до конца, я считаю своим кинематографическим отцом Сергея Микаэляна, который меня пригласил в картину «Премия», где я, молодой артист, никому неизвестный, снимался в таком звёздном составе, который не мог и представить: Джигарханян, Самойлов, Глузский, Янковский, Нина Ургант, Света Крючкова, Боря Брондуков... Я считаю, что, как киноартист я родился именно на этой картине. Потому что мало сняться, главное, чтобы тебя увидели режиссёры, твои соратники по профессии. Чтобы они увидели тебя и сказали: да, этого актёра надо снимать! Кино получило государственную премию СССР, я получил благодарность министра кинематографии и 50 рублей, что в то время было, конечно, почётно. А потом, как говорят в электричках – далее со всеми остановками. Понеслось - «Хождение по мукам», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж» и так далее.

- Я смотрел вашу фильмографию - у вас, практически, нет ни одного года без съёмок. Иногда по 6-8 ролей в год. Однако, некоторые фильмы так и не вышли на экран. К примеру, «Искушение Б.». Вы там играли ротмистра. Я скачал этот фильм с интернета – великолепная фантастика по сценарию Стругацких осталась никому не известной. Вам не обидно – работаешь, а фильм потом оказывается на полке?

- Я тоже не понял, почему не пошёл в прокат «Искушение Б.». Этому нет объяснения. Состав великолепный был – Олег Борисов, Гундарева, Зельдин, Садальский, Ульфсак. Это был 1990 год. Картину даже по телевидению ни разу не показали. Я однажды прочитал интервью одной замечательной актрисы - Вии Артмане. Это интервью было напечатано в приложении к газете «Известия». Ей говорят, Вия, вы такая замечательная актриса, почему вы снимаетесь в проходных картинах? (А картина, как ребёнок, когда рождается, никто не знает, что из неё получится). Она сказала: дорогие мои, мне денег, которые я зарабатываю, хватает. Но, не забывайте, что у меня семья, у меня двое детей, у меня муж. Так получилось исторически, что я - кормилица. Поэтому я снимаюсь в разных картинах… О себе я могу сказать тоже самое, что есть фильмы, в которых я соглашался, плюс ко всему, заработать деньги. А есть картины такие, как «Парад планет», «Премия», «Хождение по мукам», «Плюмбум, или опасная игра», куда я мог бы пойти бесплатно сниматься. Я всегда об этом честно говорю. Я знаю, как некоторые актёры отснимаются и живут одной ролью, почивают на лаврах. У меня всё иначе: отснялся, получил комплименты, забыл! Забыл, и вперёд! Только вперёд!

- Кинорежиссёры часто вам дают импровизировать?

- Когда я попал в картину «Небеса обетованные» к Рязанову (роль машиниста – авт.), он сразу сказал: Саш, тут нечего играть, придумывай всё сам. И я придумал: и фонарь, и портрет Ленина. Когда снималась финальная сцена, там было задействовано шесть или семь великих артистов: Карцев, Гафт, Ахеджакова и так далее, Рязанов говорит: ребята я не могу вам ничего сказать, вы сейчас улетаете на другую планету. Вот, выходите из своих домов, и каждый пусть возьмёт с собой то, что сочтёт самым ценным, по мере своего таланта. Я играл машиниста, а рядом была автобаза. Я вспомнил 1905 год, как народ с хоругвями шёл к царю. Я пришёл на автобазу и говорю: ребята, дайте мне портрет Ленина. Они мне дали портрет. И я его и понёс, как икону. Гафт тогда сказал: с-с-сука, ты нас всех переиграл! Потому что, кто-то с книжками вышел, кто-то с глобусом. А улетать на другую планету с портретом Ленина… Рязанов моей работой был доволен.

- Ваши ближайшие творческие планы?

- Сейчас я работаю с Московским Независимым Театром. Ребята молодые, хорошие, обучаемые. После Павлодара мы едем в Караганду, оттуда в Усть-Каменогорск. Потом в Москве будет ещё одна совместная работа. По поводу кино, жду выхода двух картин, где уже снялся - «Естественный отбор» Олега Фомина и «Наружное наблюдение», где я играю генерала полиции. Это телевизионные версии, но кто и когда их купит, я пока не знаю. Недавно написал киносценарий, показал его Володе Меньшову, ему понравился. Там сюжет очень интересный – немецкий бизнесмен берёт в Ярославле наш сухогруз вместе со всей командой и перевозит в Германию. Они начинают там работать. Потом их там кидают, арестовывают. В конце ребята отваливают на родину под советским флагом. Такая патриотическая комедия. Будут деньги – снимем.

- Расскажите немного о своей семье. Говорят, у вас шестеро внуков?

- У младшей дочери - двое, а у старшей – четверо. В апреле, надеюсь, появится пятый. Помню, когда родился мой первый внук Егор, я долго думал, что можно подарить мальчику, который только что появился на свет? У меня под рукой оказалась книга Эльдара Рязанова «Неподведённые итоги». Я подумал, пусть Эльдар Александрович напишет моему внуку какое-нибудь пожелание, а тот, когда вырастет, прочитает. Рязанов очень обрадовался этой идее и подписал книгу. С тех пор на все дни рождения и праздники я дарю Егору книги с пожеланиями авторов. Уже, наверное, томов сорок накопилось. Сейчас ему 18 лет, и он их читает.

- А что лично вы желаете своим внукам?

- Быть хорошими людьми. Когда говорят, что «хороший человек - это не профессия» – это не правильно. Да, это не профессия. Но хорошим человеком быть важно, потому что он может такие проблемы решать! И ему идут на встречу только потому, что он просто хороший человек.

- Каким был самый приятный комплимент в вашей жизни?

- Самый большой комплимент я получил на закрытии кинофестиваля «Кинотавр». Я утром играю в теннис, прохожу мимо площадки, а там готовятся к съёмкам, ставят камеры. И один оператор говорит: Александр Сергеевич, вы знаете, чем вы отличаетесь от многих? Я думал он скажет, какой я талантливый, какой темпераментный… Спрашиваю: чем? А он говорит: у вас независимые глаза. Вот так и сказал.

- Вы сказали, что играете в теннис. Как давно? Почему выбрали этот спорт?

- Ракетку я взял давно - в 1981 году. Потому что, как это – Никита Михалков играет, а я нет? По-настоящему теннисом занялся последние лет семь. В клубе играю. Партнёрами по корту у меня был и Никита Михалков, и командующий ВДВ, генерал-полковник Шаманов, и Геннадий Бурбулис, всех  не упомню. На гастроли я всегда беру с собой ракетку. Утром, пока все актёры спят, хожу играть. В Павлодаре повезло – теннисный корт рядом с гостиницей. Здесь я играл с тренером Танечкой Ахметовой. Она два дня меня гоняла по корту, как кролика, я ей благодарен за это.

- Помню, в 2002 году смотрел реалити-шоу «Последний герой» с вашим участием и думал, как вы так легко переносите физические нагрузки?

- В 2002 году мне было 59 лет. От этого проекта остались замечательные впечатления. Вспоминаю, как пионерский лагерь, в хорошем смысле этого слова. Потом были «Жестокие игры» в Аргентине, в прошлом году я ездил в Форт Байяр. Свой триатлон я прошёл. Да, там требуются физические и моральные нагрузки. Но, мне всё это интересно. В свои годы я чувствую себя пацаном!

P.S. Выражаю огромную благодарность директору школы «Стикс» Юрию Стёпкину за организацию гастролей Московского Независимого Театра в Павлодаре и предоставленную мне возможность записать это интервью.

 

Ссылка на источник

Поделиться
+1