Мифы и легенды

«Привет тебе, состарившийся бог, смотрящий на божественного Отца и хранящий книгу Тота. Смотри, я пришел. Я наделен славой, я наделен силой. Я наполнен могуществом, и в моем распоряжении книги Тота. Я принес чернильницу и палитру, так как это предметы, находящиеся в руках Тота. И то, что внутри них, скрыто от глаз…»(Из книги «Эр ну перэт эм херу»[«Слово восходящего к свету], чаще известной под названием «Книга мертвых».)

В 1666 году в дом Джона Фредерика Хельветиуса, выдающего врача при дворе принца Оранского, прибыл странный гость и назвался «мастером Элаэсом» Он видел брошюру Хельветиуса, в которой тот защищал искусство алхимии. Элаэс спросил Хельветиуса, изготавливал ли тот когда-либо Философский камень, эту чудесную субстанцию, которая превращает свинец в золото. Когда Хельветиус сказал, что не делает этого, незнакомец показал ему резную шкатулку из слоновой кости, взял из нее субстанцию, напоминающую стекло или серу, и сказал ему, что это и есть Камень, содержащий в себе «достаточное количество настойки, чтобы произвести 20 тонн золота».

Хельветиус вспоминает: «Я держал это сокровище в своих руках, на протяжении 15 минут слушая рассказ о его целительных свойствах. И я был вынужден вернуть его, испытывая, однако, определенную долю нежелания».

Хельветиус попросил ему дать субстанции, «не больше размера семени кордианта», на что получил резкий ответ Элаэса, который сказал, что не может дать ему вещество даже за все богатства, имевшиеся у Хельветиуса, и не потому, что эта субстанция настолько ценна, а по другой причине, которую он был не вправе разглашать. «И правда, если бы огонь можно было бы уничтожить огнем, он бы скорее выбросил субстанцию в огонь»,  - пишет Хельветиус.

Наконец, после долгих умалений, Элаэс дал Хельветиусу небольшую частичку Камня. «Я…приготовил шесть драхм (21 грамм) свинца. Затем я поместил настойку на свинец, прямо как она была, в воске Как только воск расплавился, послышался шипящий звук и выделилось немного пузырьков, и через четверть часа я обнаружил, что весь свинец превратился в чистое золото».

Философский камень, о котором Хельветиус говорит нам, - это центральная тема всех текстов по алхимии. Физической целью алхимии было взять сырой материал (обычно металл) и посредством долгого и сложного процесса создать Философский камень. Этот камень обладал силой совершенствования материи. А когда небольшое его количество смешивалось с другими материалами, он превращал их в золото. Однако многие описания канмя указывают на то, что он не был реальным предметом: «Он сделан из огня и воды»; «это камень, но не камень»; «Он исходит от Бога, но не исходит от Бога»; «Он неизвестен, однако каждый знает о нем». Иногда его называют «Великая работа» или «Заключительный шаг Великой работы». Это соединение начала и конца работы символизировалось змеей, заглатывающей собственный хвост – «Уроборос», - что с духовной точки зрения в алхимии, возможно, означало, что алхимия начинается с человека и заканчивается им: алхимик является сырым материалом, с которым работают, а также и заключительным продуктом – совершенным человеком. Другими словами, как говорится в алхимии, «ars totum requirit hominem» («Искусство требует всего человека»).

Камень был средством, позволяющим уберечь свое тело от разрешения, восстановить молодость и стать бессмертным.

Парацельс, знаменитый врач и алхимик VI века, который, как считается, был одним из многих, обладавших Камнем, определил «Единую вещь» так: «Умелое, совершенное уравнение всех Элементов…самый исключительный союз духовных ценностей; нерушимое, что объединяет тело и душу…».

Он продолжает описывать эту духовную эссенцию как: «Правда, не содержащая лжи, самая надежная из всех вещей, Секрет всех Секретов. Это заключительная и самая высшая вещь (альфа и омега)…То, чего не может произнести рот человека, может быть найдено в этом Духе».

Неизвестно, сможем ли мы когда-нибудь полностью понять все детали алхимических процессов, ввиду неясного языка текстов. Эта неясность языка и символизм использовались специально. Средневековый алхимик чрезвычайно близко к ереси, ведь для того, чтобы освободить душу от земного рабства, он полагался на свои собственные усилия и искренне, прямые обращения к богу, а не общепринятые способы Церкви. Так что духовная позиция, граничащая с ересью, была одной из причин, по которым писатели-алхимики зашифровали свои тексты. Они также осознавали, что силы природы, вовлеченные в создание «Единой вещи» или «Великой работы», могут быть опасны: сильные взрывы были частым явлением, сопровождающим алхимические процессы. Но, превыше всего, они не хотели, чтобы великие тайны о материальном и духовном продвижении попали в руки жадных и недостойных.

«Это искусство всегда должно оставаться тайным.

Вот причина тому, как вы сами можете увидеть:

Если бы один злонамеренный человек получил над этим полную власть, он бы с легкостью разрушил весь христианский мир,

И своей гордостью мог бы свести с трона

Законных королей и принцев» (Томас Нортон, поэма XV века, «Книга алхимии»).

В книге Пауло Коэльо «Алхимик» англичанин рассказывает маленькому мальчику об алхимии. Мальчика очень заинтересовывает предмет, в особенности когда он слышит, что с помощью всего лишь частички Философского камня он мог бы превратить огромные количества металла в золото. Но, когда он пытается читать книги по алхимии, чтобы узнать, как это делать, он совершенно запутывается. «Почему они делают это настолько сложным предметом?- Спрашивает он англичанина. На что мужчина отвечает: «чтобы понять могли только те, кто обладает достаточной ответственностью для понимания». И продолжает, объясняя, что «только настойчивость и желание глубоко изучить предмет позволит человеку расшифровать код в книгах». К несчастью, сам англичанин также не понимал этих книг. Именно это было основой трудностей, с которыми сталкивалось большинство алхимиков: неспособность понять материал своего предмета.

Эта трудность в понимания определенно брала свое начало в непонятных словах, включаемых в тексты самими писателями, так как они считали, что способность к разрушению и к созиданию были равны по силе. То есть, хранитель секрета обладал силой зла, такой же великой, как и сила добра. И как никто не доверил бы ребенку взрывчатое вещество, так же и они не разглашали тайны божественной науки. И если уж они составляли письменный отчет об обнаруженных фактах, они никогда не упоминали о главном моменте, чтобы его могли понять только те, кто уже знал о нем.

Знаменитым примером этого явления является работа под название «Рукопись Войнича». Считается, что эта работа по алхимии и что она была написана в XIII веке Роджером Бэконом – философом, ученым и первым известным английским алхимиком. Рукопись написана закодированным языком, которой до сегодняшнего дня еще не удалось расшифровать. Ее называют «самой таинственной рукописью в мире».

Что заставило его написать то, что не может понять ни один человек? Францисканский монах Бэкон был превосходным ученым, который делал огромный акцент на использовании эмпирических методов при изучении природы. Среди многих его достижений была энциклопедия, написанная им в 1268 году, которая содержала в себе трактаты о нескольких предметах, включая логику, математику, философию и изучение иностранных языков. Очевидно, что эти работы были написаны так, чтобы их можно было понять и использовать. Но в атмосфере суеверий и невежества, царившей в Европе и Средние века, достижения Бэкона рассматривались как «общение с дьяволом», и он стал знаменит во всей Западной Европе не как выдающийся ученый, а как «великий маг». Его даже заключили в тюрьму и заставили раскатятся в своей работе в области искусства и науки. В результате этого гонения он «ушел в подполье», тщательно скрывая свои алхимические исследования, так как сделанные в алхимии открытия были «недостойны непосвященных». Он писал: «Правда не должна раскрываться каждому грубияну, ведь тогда то, что в руках философа является самым ценным из всех вещей, в его руках стало бы самым разрушительным». И так появилась рукопись Войнича, которую никто не может понять.

Бэкон не был единственным человеком, испытавшим гонения за свою алхимическую философию. Священная необходимость секретности сохранилась на протяжении всей истории алхимии. Алхимики, жившие до и после Средневековья, считали свои работы неподходящими для периода времени, в который те были написаны. Известно, что они помещали свои труды в тайники, чтобы эти исследования могли быть обнаружены и приносить пользу в более заслуживающих того и просвещенный век. Как рукопись Войнича, многие работы найдены в течении нескольких сотен лет после смерти автора.

Дополнением к религиозным суевериям тех времен была алчность, которая преследовала алхимиков повсюду. И не потому, что сам алхимик был алчным, а потому, что таковыми были другие. В средние века, вплоть до 1700-х годов, алхимиков обычно вешали за их верования на позолоченных виселицах, одевая в гротескные золотые платья. Если им удавалось избежать этого наказания, бароны или короли просили их создавать золото или выпытывали у них секрет его создания в обмен на свободу. И если алхимики не могли создать золото, как обычно и случалось, их помещали в тюрьму или подвергали более ужасным наказаниям, например, их почти сжигали или ежедневно погружали в расплавленный свинец. Если алхимик успешно предоставлял своему повелителю требуемое золото, ему позволяли продолжать «жить». Преследователи алхимиков не были заинтересованы в духовных причинах, лежащих в основе их работы. Ведь когда призом является золото, религия и нравственность отшвыриваются в сторону.

Итак, в то время как алхимики пытаются освободить себя, знание, позволяющее сделать это настолько ценным, его было настолько легко неправильно понять, и оно было настолько разрушительны, если попадало не в те руки, что его хранители в секрете ото всех, а впоследствии даже от себя!

Чтобы еще глубже понять причины, лежащие в основе секретности алхимии, давайте вернемся к самому ее зарождению: в Египет.

Тот-Гермес

Самая популярная история утверждает, что алхимия была создана Тотом, египетским богом мудрости, правосудия, письма и учения. Он был покровителем наук и посланником Ра. Греческие имя Тота было Гермес. А для римлян он был Меркурием. Примерно с 3000 года до н.э. богу Тоту поклонялись в древнем египетском городе Хемену, что означает «Город Восьми». Он был назван так в честь группы из восьми божеств, представляющих собой мир до создания. Бог Тот был действующим лицом многих египетских мифов, он играл роль в самом создании этих мифов, он был писцом всех богов и главным защитником души на суде мертвых. Он изобрел письменность и написал все древние тексты, включая «Книгу дыхания, которая учила людей тому, как становится богами. Вот втором и третьем веках нашей эры изображение и имя греческого бога Гермеса было отождествлено с египетским Тотом. С этого момента Тота или Гермеса стали называть Гермес Трисмегист (Гермес, трижды великий). Гермес Трисмегист обладал качествами обоих богов – Тота и Гермеса.

И так возникла философия Гермеса. Ее миссией было вести человечество к «тайной мудрости». Эта мудрость открылась Гермесу Трисмегису в момент откровения, когда Великий Дракон раскрыл ему природу вселенной и ее структуру – физическую и духовную. До наших дней сохранились лишь некоторые фрагменты оригинальных трудов Гермеса. Одним их них является «Видение», в котором бог описывает, как мудрость была впервые раскрыта перед ним. После откровение он начал обучать секретам всех тех, кто желал слушать: «То, что находится в вас, видит и слышит, но оно не земное, а олицетворение слова Бога…Глубоко изучите Разум и его тайны, поскольку именно так кроется секрет бессмертия». Рукопись продолжается словами о том, что, если человек осознает, что «тело – это всего лишь могила души», он поднимается к бессмертию. Когда он спросил Великого Дракона, почему людей нужно лишить бессмертия за грехи и невежество, тот ответил: «Для невежественного тело – это высшее, и они не способны осознать бессмертие, заключенное в них самих. Зная лишь тело, которое может умереть, они верят в смерть, потому что воспевают то, что является причиной и реальностью смерти. Путь к бессмертию труден, и лишь немногие могут найти его». И далее идет предупреждение, что «те, кто нашел его, должны вернуться снова, бессознательные и незнающие, на усыпанную звездами землю, и ждать нового начала». В «Видении» также написано: «Это путь Добра, и он открывается только тем, кто обладает мудростью».

Поделиться
+1