ФОТОГРАФИРУЕТ ЖЕНЩИНА

Дом-музей Д.П. Багаева встретил наступление весны новой фотовыставкой с поэтическими строчками в названии: «О, это вздрогнула весна!». Может, потому и вздрогнула, что приход ее отмечают сразу одиннадцать творчески и по-весеннему настроенных женщин.  

Что-то даже не припоминается события подобного рода за последние три и даже более десятилетия. А глубже и заглядывать нечего – снимали только мужчины. Женская фотография в Павлодаре как творческое явление, за единичными исключениями, вообще не существовала. И, если павлодарские художницы открывали и коллективные, и персональные выставки своих произведений, то о женских коллективных фотовыставках даже речи не велось. Нынешняя – первая!

Организатор и вдохновитель состоявшегося события фотоклуб «Орион».

Сорок фоторабот на выставке. Одиннадцать авторов. В их числе уже хорошо известные имена в фотографическом мире. И не только на павлодарском пространстве. Прежде всего, это, конечно, Екатерина Завсигалова и Татьяна Гришина. Обе члены фотоклуба «Орион». У Екатерины клубный стаж и фотоопыт перевалил за сорок лет. Она участница пяти международных выставок «Фотографирует женщина», лауреат Всесоюзных творческих фестивалей, с 1991 года член Союза фотохудожников России. У Татьяны, правда, и стаж, и опыт вдвое меньше. Зато она активно путешествующий фотограф (Бухара, Самарканд, Алма-Ата, Боровое, Турция…), и у нее, скажем так, фотогеография пошире. Но и у той, и у другой фотография – смысл творческого существования и личных достижений. И у той, и у другой в биографии – участие во множестве коллективных выставок. А у Екатерины еще и две замечательные персональные выставки, вобравшие в себя ее многолетний фотографический опыт и ее умное и щедрое сердце.

На весенней выставке Татьяна Гришина показывает свои «турецкие» фотоработы. А Екатерина Завсигалова – баянаульские камни от озера Торайгыр и две фотографии из родного села Павлодарского. - На одной из них так называемая Вонючка, - говорит она, - на которую вообще никто не обращает внимания. К каждой фотографии надо присматриваться. Вот тот камень из Баяна такой огромный, как будто неживой, а на самом верху, на его гладкой поверхности растет березка. И так же на этой Вонючке – зелень, небо отражаются в воде, и одновременно по воде бьют дождевые капли. Все так красиво.

- Катя, ты начала фотографировать сознательно или все произошло случайно?

- Нет. Не случайно. У меня самое главное чувство было такое: вот это я могу, это могу, а этого я еще не могу. И пошло. Что могла? Вязать, шить, вышивать, бисером занималась, уколы делать могла… Я имею в виду то, что не относилось к моей основной работе. Мне все время нужно было чему-то учиться. То, что я не добрала в школьные годы, в детстве, старалась узнавать потом каждый день. Учиться, учиться хотела все время. А сейчас уже просто поняла: век живи, век учись.

Что интересно, авторы этой выставки, одинаково увлеченные фотографией, но абсолютно разные по своим профессиональным занятиям, нынешним или прежним, и далекие друг от друга по возрасту.

Валерии Высоцкой, у которой уже две персональные выставки в родной школе-лицее №8 и участие в коллективных взрослых фотовыставках, всего лишь десять лет. Она как «сын полка» в фотоклубе «Орион». И на этой выставке показывает две работы из серии «Речкин берег».

А Тамара Парфенова радостно сообщает, что она, наконец, занимается тем, чем хочет. - Работала в университете преподавателем экономики. Семья, дети… На какие-то увлечения трудно было отвлекаться. А теперь, когда дети выросли, внуки выросли, работы не стало, столько появилось свободного времени, чтобы заняться тем, что мне нравится. Я научилась играть на гитаре. А потом муж подарил фотоаппарат, сначала простой. Затем хороший, «хорошего» я до сих пор боюсь. Пока своим стареньким снимаю. Что снимаю? Меня люди интересуют. Вот я смотрю на людей, и хочется каждого узнать, запечатлеть. Я впервые принимаю участие в выставке, впервые показываю свои работы, но даже не волновалась, потому что мне нравится все происходящее, я всем доверяю, я довольна. Я занимаюсь тем, чем хочу.

В качестве дебютантки на этой «орионовской» выставке и Екатерина Фридлина, кандидат в члены фотоклуба.Вот уж кто не выпускает фотоаппарат из рук, где бы она ни находилась. Правда, не так уж давно эта «морока» с ней случилась, но совсем не спонтанно: - Я слишком многим занималась, – смеется она. - Растениями, цветами, мне нравится делать клумбы возле домов, чтобы это было не просто серым, а радовало глаз. Занималась астрологией, собирала минералы, открытки. Теперь все это аккуратно сложено в шкафчик.

- А фотографию не постигнет та же участь?

- Нет, никогда. Когда-то мои папа с мамой фотографировали и печатали. В моей памяти это осталось волшебством. Потом сама фотографировала семью. А творческая фотография, наверно, где-то от Жени, потому что он рисует, и это интересно видеть. Переломный момент был, когда к Жене приходили ученики Едыге Решатовича, показывали свои фотографии. Я спросила: «Как вы это видите? Вот как?». И мне Анатолий Явлонин сказал: «Ходи с фотоаппаратом, каждый день фотографируй и увидишь». С этого момента я хожу с фотоаппаратом, фотографирую и надеюсь, что начала что-то видеть. Пока, наверно, у меня нет особых достижений, но все-таки … Мы все бежим и что мы видим? Серые дома, грязные улицы, урны, из которых все сыпется, люди согнутые бегут, торопятся… Все привычно. А вот увидеть все это немножко по-другому. Может быть, с личной какой-то оценкой. Попробовать понять, как люди живут, чем они живут на самом деле, что в них есть… Это очень интересно.

Новые, впервые услышанные на этой выставке имена - Инесса Звягинцева, Олеся Приймак. Обе фотографией занимаются недавно.

- Скажем так, в советское время были проблемы с пленкой, печатью. Я фотографировала, но немножко, - рассказывает Олеся Приймак (по своим профессиональным занятиям она имеет дело с энергоресурсами, которые поставляются на трубопрокатный завод KSPSTEEL). - А сейчас таких проблем нет, и теперь я занимаюсь фотографией активно. Год назад стала дружить с «Орионом». Но пока я только кандидат, хотя на 30 марта назначен творческий показ для вступления в клуб.

- Снимаете в основном пейзажи и детей?

- Нет, в разных жанрах снимаю. И репортаж, и портреты, и натюрморт…

- По работе связаны с фотографией?

- По работе нет, по внутреннему своему состоянию – да.

- Участие в выставке первое?

- Да, это дебют.

Надо сказать, дебютантки этой выставки, и не только они, очень интересные, увлеченные люди, в какие-то рамки и стандарты их не засунешь. Не случайно именно эту особенность всех экспоненток отметил Владимир Высоцкий, председатель фотоклуба: «В этом музее в последние недели работала фотовыставка экибастузского автора Александра Стахова. Там снимал мужчина, здесь – только женщины. Это одно. Но главное - подход к творчеству. Мне кажется, сегодняшняя выставка интереснее. Александр Стахов автор уже немолодой, уже имеющий большой опыт, имеющий, кроме того, в своем распоряжении хорошую технику и владеющий программами для обработки фотографий. Но этот автор идет проторенными путями. Красивые пейзажи, правильно обработанные панорамы… У сегодняшних авторов, может быть, такого нет, но у них есть другое – больше творческой смелости, собственного взгляда, искренности».

Экспериментирует в фотографии, не прибегая к фотошопу, а создавая новые образы и формы исключительно в момент съемки, Татьяна Алексенко из Италии. Павлодарские зрители должны помнить выставку ее фотографий «Венецианский карнавал», которая работала в галерее областной библиотеки «Айна». И вот сейчас она снова напомнила о себе оттуда новой серией фотографий.

Участвуют в «орионовской» женской выставке своими фотонатюрмортами омичка Надежда Соколова, претендующая на членство в «Орионе», и Татьяна Берендеева с пейзажными снимками. В недавнем прошлом – павлодарский связист, а сейчас осваивающая другие способы связи с миром – через светопись. Впервые на суд зрителей она представляла свои работы на фотовыставке «Плеяды» в Художественном музее. Нынешняя выставка – ее второй творческий выход на зрителя и одновременно заявка на кандидатство в члены фотоклуба.

- В этом есть смысл? – спрашиваю у Натальи Кирьяченко, тоже дебютантки.

- Самый главный для меня смысл – общение с этими людьми, - без колебаний отвечает Наталья. - С людьми, которые в «Орионе», мне очень интересно. И потом это одновременно школа. Я не подозревала, что так много знаний надо, чтобы хоть чего-нибудь достичь. Поэтому так, есть наитие какое-то, вот и щелкаешь, а ан нет…А вообще я человек по жизни активный. И то, что во мне всегда много, просится наружу. Фотография один из способов выразить то, что внутри.

- Не страшно было начинать?

- Ой, я начинала давно. У меня еще в 70-х был ФЭД на руках, мамин подарок. Кстати, кадрировать меня учил Леонид Дмитриевич Багаев, младший сын Дмитрия Поликарповича. Я как раз в музее краеведческом тогда работала. Потом я работала в пединституте на кафедре ТСО, технического обеспечения института. Там меня допускали к фотографам в лабораторию, и я училась там делать черно-белые фотографии. Потом опять надолго ушла от этого, пока в 90-х у меня не появилась первая мыльница, еще пленочная. В 2007 году я стала владелицей цифровой мыльницы, с которой хожу до сих пор.

Вот и ходят по улицам с фотоаппаратами, навороченными и крутыми или с простыми мыльницами, наши замечательные авторы, завороженные творческими поисками, заглядывают в тихие дворы или снимают шумные праздники на площадях, всматриваются в наши лица, пытаются остановить мгновения, поймать момент покоя или тревоги в природе, создать образ, рассказать нам о нас …

- Они, по выражению Козьмы Пруткова, действительно, зрят в корень, - далек от иронии уважаемый фотограф Борис Краснянский. - И они не только зрят, но тонко чувствуют и прекрасно показывают. Радует, что большинство из них только недавно взяли фотоаппарат в руки, а, видимо, благодаря своему женскому упорству, житейскому опыту, довольно быстро поняли и научились многое передать и показать фотографическим языком. Сегодняшние женщины-фотографы не «кормят кашкой деток» в своем творчестве, они не показывают благодать домашнего уюта. Они показывают нам образный мир. Очень интересный мир

Поделиться
+1