• Павлодар-онлайн

«ОБОРОТЕНЬ» - ЭТО О НАШЕЙ ЖИЗНИ

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу…мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!».

Эти слова В.Г. Белинского звучат весьма уместно в эти дни, когда в двух наших театрах - имени Чехова и имени Аймаутова - зрителей ждут очередные премьеры.

«Чеховцы» представили свою версию сценического прочтения пьесы «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, постановка получила название «Оборотень».

Режиссер-постановщик спектакля В.В. АВВАКУМОВ:

- Если «Свадьба Кречинского» практически не сходит со сцен большинства театров СНГ, то со «Смертью Тарелкина» все иначе. Более 30 лет пьеса была под запретом царской цензуры. И только в 1922 году москвичи смогли ее увидеть в постановке Мейрхольда. В советские годы «Смерть Тарелкина» тоже не особо жаловали. И лишь в последние годы несколько известных театров России обратились к этому произведению. Это «Et cetera» А. Калягина, театр им. Ермоловой, МХТ им. Чехова. В Казахстане мы точно – первые. Я уже давно думал об этой постановке. Предлагал ее режиссерам. Но как-то не получалось. Санкт-петербургский режиссер А. Шпилевой было взялся, даже провел ряд репетиций. Но увы, неудачно. С осени прошлого года, не без колебаний – ибо я до этого обращался только к пьесам Островского – взялся за постановку сам. Как получилось, судить зрителям. Немного о содержании спектакля, который надеюсь войдет в список «опорных», определяющих лицо нашей «чеховки». Заурядный чиновник Тарелкин (артист Р. Шарипов) решил умереть «в шутку», но так, чтобы этому поверили все. Цель - избавиться от долгов, кредиторов, начать новую жизнь, карьеру с чистого листа. При этом Тарелкин весьма умело использует прихваченные им компрометирующие письма своего начальника генерала Варравина (артист Д. Шмигель) к даме без определенной профессии Брандахлыстовой (артистка О. Светенкова). Вокруг этой оси спектакля и разворачивается ряд действий, раскрывающих психологию чиновничьего мира в тоталитарном государстве.

«НВ»: И все постановщики этого спектакля главное внимание обращали на те стороны произведения, где подвергаются суровой критике недостатки государственной машины и ее опоры в лице чиновничества.

В. АВВАКУМОВ: Да, в центре большинства постановок пьесы Сухово-Кобылина - его критика системы, не допускающей инакомыслия, взяточничество. У Мейрхольда говорится о тоталитарной «мясорубке», которая с садистским удовольствием делает свое дело; у П. Фоменко (в театре им. Маяковского) речь идет «о стране-застенке». Отдают значительную дань этому направлению и другие известные режиссеры. Хочу заметить, что царская цензура в течение нескольких десятилетий не пропускала пьесу во многом потому, что ее автор одним из первых покусился на святая святых тоталитарного государства – полицейский аппарат. Наша «чеховка» в своей постановке «Смерти Тарелкина» тоже обратила внимание на этот традиционный аспект ее трактовки. Павлодарские зрители на сцене видят, как «работает» с обычными гражданами квартальный надзиратель Расплюев (артист Е. Слесаренко), как пренебрежительно относится к людям вообще генерал Варравин и т.д.

«НВ»: На мой взгляд, и думаю, я не одинок в своем мнении, в этих сценах видны шероховатости, недоработки.

В. АВВАКУМОВ: Может быть. Не буду отрицать. В качестве ремарки замечу, что на спектакле присутствовал руководитель одного нашего силового ведомства – кстати, наш постоянный зритель. Спектакль ему понравился. И в конце вечера он от своего имени преподнес актерам большую корзину цветов. Правда, весьма примечательный факт? Серьезное внимание в этой постановке мы уделили проблеме взяточничества чиновников. Эту социальную болезнь мы показали своеобразно, в определенных мизансценах, где, например, на первом плане большая группа «чиновников-волков» в черных плащах. Последние на сцене о себе заявляют молча, но весьма впечатляюще. Так ведь они в жизни и действуют. В ходе работы над постановкой я, так сказать, «слил» воедино роли некоторых действующих в пьесе лиц. Например, зритель не увидит в нашей постановке купца Попугайчикова, слова и вообще смысловую нагрузку этого персонажа мы возложили на артиста И. Харитонова - дворник Пахомов, жертва допроса в полицейском застенке. Есть и другие примеры. Девизом спектакля стала фраза, которую может прочитать каждый зритель в программке этой постанови: «Действие происходит в неопределенной стране, в неопределенное время, но все это о нас».

«НВ»: В этой пьесе вы показали и новизну режиссерской трактовки.

В. АВВАКУМОВ: Еда, это еще один ракурс постановочного видения. Речь идет о двойственности жизненной позиции главного героя Тарелкина-Копылова, других действующих лиц. С самого начала мы заостряем на ней свое внимание, поэтому рабочим названием спектакля стал «Оборотень». И завершается постановка небольшим, но многозначным монологом Тарелкина-Копылова: «Господа, вам не надо управляющего? … имею вот аттестаты; об опытности и говорить нечего: прошел огонь и воду. Насчет честности – сами видели, за правду страдал! Удостоверение могу представить от любого общества…. все могу…». Не правда, ли невольно возникают ассоциации с нашими сегодняшними непростыми реалиями. В общем, «Оборотень» - это о нашей жизни. В то же время мы старались проследить логику поступков героев. Например, Расплюев - казалось бы, ярко отрицательный персонаж. Некоторые театры назвали свои постановки «Расплюевскими днями». Мы же хотим в чем-то «понять» и этих отрицательных героев. Мы видим, что ему самому внутренне не всегда по нраву то, что он делает; но он - на службе.

«НВ»: Внимание к психологии героев сопровождает ряд последних ваших спектаклей. Это уже традиция?

В. АВВАКУМОВ: Мы поставили спектакль «Зверь» в жанре фантасмагории. И для зрителей это было необычно. Обратились мы к фантасмагории и в постановке «Оборотня». В самой пьесе происходит смешение трагического и комического, гротеска и реальности. Ее персонажи сами себя и разоблачают, и иногда по-своему оправдывают. В этом сила пьес Сухово-Кобылина, которого часто сравнивают с Гоголем. И мы с помощью таких постановок не только удивляем наших зрителей, но и поднимаем уровень их театральной компетентности. Признаюсь честно, очень долго в постановке «Оборотня» я шел к решению одной из определяющих весь спектакль мизансцен, где происходит перерождение Тарелкина в Копылова. Не просто мне было как режиссеру-постановщику весьма сложный сюжет пьесы сделать более сквозным, доступным, и при этом сохранить авторское своеобразие. И я буду очень счастлив, если наш зритель постепенно начнет в этом детально разбираться. Так вот и формируется театральная общественность.

«НВ»: Буквально за день до премьеры «Оборотня» в «чеховке» московские актеры показали антрепризный спектакль «Мастер и Маргарита». Понятно, что булгаковскую феерию достойно показать малой группой невозможно, что признал сам Владимир Стеклов, известный актер, участвовавший в спектакле. Однако был аншлаг и зрители в восторге.

В. АВВАКУМОВ: Владимир Александрович Стеклов прав – спектакль весьма слаб. Что вы хотите - антрепризный спектакль. Хотя такие постановки тоже нужны. Но дайте время, и наш павлодарский зритель начнет профессионально судить о тех или иных постановках. А возвращаясь к «Оборотню», сразу скажу, что он далеко не кассовый. Но мы ставили и будем ставить такие вещи. Ради театрального будущего нашего города.

«НВ»: У вас два новых актера – В. Руденко и У. Орсариева.

В. АВВАКУМОВ: В. Руденко у нас работал и раньше, теперь вернулся. А У. Орсариева во втором составе, занята в массовых сценах. Дальше посмотрим. Что в планах? О. Белинский начал репетировать «Кадриль» Гуркина. Жанр – народная комедия. Он будет работать и над «Лесом» Островского, которым мы откроем наш юбилейный 70-й театральный сезон. Летом — гастроли в Екатеринбурге со спектаклем «Корабль дураков» Коляды. Вот только что получил письмо из Гомельского театра, с которым мы выступали в прошлом году в Саранске. Нас хотят видеть на фестивале в этом году в Белоруссии. Условия очень хорошие. Возможно, в ноябре поедем туда со спектаклем «Оборотень».

«НВ»: Искренне рады успеху нашего театра.

 
Поделиться
+1
Erika

Erika 4 апреля 2014 12:53

Мне не понравился спектакль, может я чего-то не понимаю ....

Kalahari

Kalahari 4 апреля 2014 13:56

Erika, а мне и Аввакумов не нравится. Виктюк павлодарского разлива.))

Алексей

A-lex 4 апреля 2014 14:17

НЛО борт №777, приятный мужчина, интелегент

с чего такое отношение?

Шашлышник

Шашлышник 4 апреля 2014 14:41

Несколько лет тому назад мне попадалась статья про павлодарских гомосексуалистов, в которой утверждалось, что наш драмтеатр - это у них что-то вроде колыбели гей-тусовки, а свидания устраивались в прилегающем Ленпарке

Rishka

Rishka 4 апреля 2014 14:46

A-lex, согласна. Мне он приятен был, видела неоднократно, и при интервью тоже впечатление приятное производит, мягкий такой.

Kalahari

Kalahari 4 апреля 2014 14:46

A-lex, именно интелегент.))) А я больше симпатизирую интеллигентам.)))Если серьезно, встречался пару раз лично. Вынес из встречи неприятное мнение о человеке. Хотя как директор областного театра вполне.

Rishka

Rishka 4 апреля 2014 14:47

Шашлышник, да да... За такие слова этим педикам бы по их местам любви настучать, ушлёпки. 

Kalahari

Kalahari 4 апреля 2014 14:57

Шашлышник, говоря о Виктюке я имел в виду его понты, манерность и ненастоящность, а не его всем известное хобби.

Шашлышник

Шашлышник 4 апреля 2014 15:24

НЛО борт №777, а я что? я ничего! Про режиссерскую ориентацию ни слова в статье не было. Только упоминались актеры, один из которых, весьма известный, был убит своим любовником-телохранителем. А еще там, со слов бывшего милиционера, описали историю, как в туалете Ленпарка один гей перепутал брутального работягу с завода "Октябрь" со своим дружком и просунул ему в отверстие в стене свой писюн. Заводчанин взял, да и отчикал писюн лезвием... Помню хорошо, потому что коллега по работе, бывший сотрудник органов, историю эту подтвердил

Kalahari

Kalahari 4 апреля 2014 15:36

Шашлышник,Smile Тема вообще-то театральная была.))) Хотя в богемном мире этого добра, как раз, и предостаточно. Среди кузнецов и каменщиков оно не водится.))

Шашлышник

Шашлышник 4 апреля 2014 15:49

НЛО борт №777, а как же Иван Дулин? Первый в мире фрезеровщик нетрадиционной ориентации?

Шашлышник

Шашлышник 4 апреля 2014 15:50

Comment image

Алексей

A-lex 4 апреля 2014 18:05

вот обидите человека, и не будет вам холявных билетов Smile

Kalahari

Kalahari 4 апреля 2014 18:13

A-lex, а нам и даром не надо ,и за деньги не надо.Тоже мне Ленком,блин!))))

Erika

Erika 4 апреля 2014 18:14

НЛО борт №777, ну чтож вы так? это вам не надо, а другим надо )) почаще и побольше ))

Kalahari

Kalahari 4 апреля 2014 18:15

Erika, так это к нам с Шашлычником относилось. Остальные не в счет.)))

Шашлышник

Шашлышник 5 апреля 2014 0:19

НЛО борт №777, подтверждаю: не надо!

Алексей

A-lex 5 апреля 2014 0:33

Всё слышали?! ))) исключите этих ребят из списка! Smile

Шашлышник

Шашлышник 5 апреля 2014 0:37

A-lex, из театрального - запросто

Прямой эфир
Конфискованные на границе с Россией лекарства для жителей Павлодарской области вернули
Lotta, тоже уж забывать стал и деньги вернули, а посылка приехала - правда ни одной смски, ни засаета в приложении - в…
#Хлебный мякиш.5 часов назад
В Павлодаре накажут мать писающего с карниза мальчика
Это хорошо, что учебный год не начался. По-любому бы учитель виновата бы была! Шутки шутками, но ребёнок мог выпасть с…
#o.k.11 часов назад
Гражданка Украины, приехавшая в Павлодарскую область, попросила суд выдворить ее за пределы Казахстана
Подождите, а за чей счёт её выдворять будут? За счёт налогоплатильщиков? У какая хитрая укромадам.
#Bober1231 день назад
Интимные услуги оказывали иногородние девушки в съемной квартире в Павлодаре
А шо такоЭ?? - Барышни с масками ж!)))) Другой вопрос - неужто находятся лохи, которым можно втюхать этих красоток?)))
#Lotta1 день назад
Неопытный водитель трамвая в Павлодаре всполошил пользователей соцсетей
Как бы я ещё узнала, что у трамвая есть задний ход?! Всегда считала, что только вперёд )))
#o.k.1 день назад
Краснокнижную птицу спасли павлодарские волонтеры
На майл ру написали о спасении коршуна... Здесь о краснокнижной непонятно какой птице. Если это действительно коршун,…
#Dan85841 день назад
Жизнь после пандемии: о профессиях будущего рассказал павлодарский ученый
"Виртуальный мир будет неотделим от реального с ежедневным присутствием в нашей жизни." Очень вероятно. Хотелось бы…
#Somik3 дня назад
В Павлодаре полицейские задержали девушек, предоставлявших услуги эротического массажа
Выбирайте, одним словом: заразиться и умереть от короны, или быть здоровым, но слегка опухшим от голодания. Не думаю,…
#zeinulla3 дня назад
На перекрестках в Павлодаре появились надписи с призывами носить маски
Хорошие памятки. От них пользы больше чем от надписей на асфальте. Но не лишнее ни то, ни другое. Главное - выжить
#Somik3 дня назад
В департаменте экологии предположили, что стало причиной неприятного запаха в Павлодаре
stepanovSVz, Да ладно.Живут же люди в Челябинске, например.А он не меньше Павлодара.Не помрем я думаю.
#Колыч3 дня назад
Арбузы, дыни и лук с повышенным содержанием нитратов обнаружили санврачи Павлодарской области в августе
нитраты-нитраты... да никак без них. Без нитратов расти ничего не будет. Другое дело превышение - хорошего мало. Но не…
#Dan85844 дня назад
О нарушениях правил дорожного движения жителями Павлодарской области рассказали полицейские
за 2 дня ОПМ 50 пешеходов привлекли... за два часа на пешеходном перекресте около Айгуля за переход на красный свет…
#Dan85844 дня назад
В Павлодаре прошли общественные слушания по строительству причала на Иртыше
Я не видел погрузочно-разгрузочных причалов в Павлодаре. Но они нужны! И если я не видел, то это не значит, что их не…
#Somik5 дней назад