Меня больше цепляют ночь, туман и сильный мороз

- Только не называйте меня профессионалом, - просит известный павлодарский фотограф Александр Борщев, с которым я договариваюсь об интервью, - в фотоискусстве я всегда буду оставаться любителем.

По его мнению, в фотографии нет того конечного пункта, когда можно стать всезнайкой. Искусство постоянно движется, развивается, эволюционирует, а, значит, невозможно достичь его границ и сказать - вот оно совершенство.

- Пожалуй, можно говорить о профессионализме в том, что касается свадебных съемок, - поясняет мастер, - а к свободному творчеству этот термин применить никак нельзя.

- Как давно вы занимаетесь фотографией?

- В тринадцать лет я впервые взял в руки фотоаппарат, это был «Зоркий-4». Тогда, как и сейчас, было модно считаться фотографом. Сначала меня интересовал сам процесс - магия появления снимков - от съемки кадра до проявки. Я фотографировал все подряд на черно-белую пленку и учился методом тыка. Через года три был вынужден оставить это занятие - помешали жизненные трудности. Только в 2006 году я купил цифровую камеру и заинтересовался пейзажем. И лишь в тридцать два года осознал, что фотография - это мое, стал более ответственно и осмысленно подходить к этому делу. Уволился со всех работ и с головой погрузился в процесс съемки.

- Так фотография для вас хобби или работа?

- Коммерческое фото - это работа, но она тесно связана с моим творчеством, поэтому можно сказать, что этот труд мне по душе. По заказу я фотографирую свадьбы, love story, праздники. Все остальное - мое личное желание. Пейзажи города, павлодарской природы я, как правило, не продаю. Могу просто подарить, если кому-то очень нравится, единственное - прошу при использовании указать авторство. Неприятно, когда в Интернете многие просто копируют мои фотографии, выставляют на своей страничке, выдавая за свои собственные, а некоторые из них, после высказанных мною претензий, и вовсе добавляют меня в черный список. Понял для себя, что на это не стоит обращать большого внимания, как и на гневные комментарии некомпетентных людей. Если критику высказывает человек, мнение которого я уважаю, - прислушиваюсь, иначе - просто пропускаю мимо ушей. Есть люди, которые делают полный плагиат фотографии - то есть идут на то же место и снимают в том же ракурсе, в такое же время суток. Понятно, что случайно так не получится, тут явно украли идею. Это тоже огорчает, у каждого фотографа должно быть свое видение, а не у кого-то скопированное.

- А как у вас рождаются идеи для фото?

- Частенько они приходят тогда, когда под рукой нет фотоаппарата. Приходится возвращаться на это место и снимать понравившийся кадр. Меня больше цепляют ночь, туман, сильный мороз - некая экстремальность.

- Отсюда и небольшое количество людей на ваших фотографиях с пейзажем городских улиц?

- Я фотографирую, не дожидаясь, когда не будет людей, просто так получается, что их нет. Тут причина и в выдержке - ночью она ставится на двадцать секунд, а то и больше, поэтому люди в кадре «размываются» и их не видно, а от машин остается только световой шлейф. Я стараюсь фотографировать жизнь, даже если на фото нет людей.

- Каким фотоаппаратом вы сейчас пользуетесь?

- Знаете, есть такой анекдот про фотографа в гостях. Хозяйка дома задает ему вопрос: у вас такие красивые фотографии, наверное, у вас отличный фотоаппарат? На что мужчина отвечает: у вас такой вкусный борщ, наверное, у вас отличные кастрюли? Я согласен с этой шуткой во многом - интересные фото можно сделать и на обычную мыльницу. Главное - умение видеть необычный кадр. У меня сейчас фотоаппарат, который позволяет мне делать снимки с высокой четкостью. Я просто люблю, чтобы все было красиво. Меня часто обвиняют в использовании фотошопа - мол, не может быть так все идеально. Да, я редактирую некоторые фотографии, но это на уровне - убрать неровности кожи на портрете, либо какую-то ненужную деталь, подкорректировать цветовую гамму. Ничего из того, что существенно изменило бы кадр. Фотошоп помогает мне и склеивать панорамы, потому что в моем фотоаппарате это сделать невозможно.

- Кстати о панорамах, откуда вы их фотографируете, ведь зачастую они сняты как бы с высоты.

- Сначала я осмысливаю, откуда хотел бы увидеть это место, потом выбираю объект, с которого откроется нужный вид, договариваюсь с местными КСК, без спроса на крышу не лезу. Мне нравится такой «соколиный взгляд» на Павлодар. Моя мечта сейчас - побывать на здании ПКТИАМа, а самая заветная - поснимать с телевышки, но туда, к сожалению, вряд ли пустят.

- Как вы считаете, искусству фотографии можно научиться, или нужен природный дар?

- Можно научиться в техническом плане, постепенно выработать вкус, но еще должно быть особое видение, которое все-таки дается от природы. Я, например, не заморачиваюсь на всякие там трети, золотые сечения. Меня часто спрашивают, как ты без специальных знаний угадываешь всю эту техническую сторону фотографии? А я о ней и не думаю, когда снимаю, просто так вижу. Потом уже я изучил все эти сечения, и понял, что действительно фотографировал, соблюдая их, сам того не зная. Где-то, конечно, ошибался, но, знаете, если даже снимок сделан вопреки законам его создания, а людям он нравится, то я считаю, что эта фотография состоялась. Не зря талант с древнегреческого переводится как «везение». Ты можешь простоять с фотоаппаратом на улице весь день, и картинка будет меняться каждую секунду, ухватить тот самый кадр - и будет везением.

- Вы проводите мастер-классы, может, набираете учеников?

- Нет, иногда я организую встречи, приглашаю людей в поход пофотографировать. Может быть, это и есть мастер-классы, но денег за это я не беру. Сейчас все пытаются вырвать какой-нибудь куш, можно сказать, ни за что. Почему, если человек спросит - Саша, как снять панораму? - я не могу ему просто подсказать? Мы слишком привыкли все менять на монету. Я понимаю, когда кто-то тебя нанимает, к примеру, поснимать пейзажи Якутии. И ты соглашаешься. Тут - не продажа своего творчества - ты едешь трудиться на основе своего умения.

- А вы часто по своему желанию едете куда-то ради интересных кадров?

- Да, вот недавно захотел пофотографировать природу Баянаула. Позвал друга, сели на автобус и поехали. Там мы очень сдружились с местным краеведом, он угощал нас чаем с баурсаками, обещал устроить в следующий раз экскурсию по самым интересным местам. Так что, вскоре опять наведаемся.

- Какие еще есть планы на ближайшее будущее?

- Творческий отчет, который состоится 20 апреля, после него я уже стану участником замечательного фотоклуба «Орион», пока я - в кандидатах на вступление. Мысль присоединиться к какой-то творческой группе пришла мне лишь год назад, я всегда был фотографом-одиночкой, но этому своему шагу я очень рад - будто меня приняли в семью. Мэтры павлодарской фотографии оценили мои работы - это стало хорошим стимулом для развития.

- Что бы вы могли посоветовать начинающим фотографам?

- Саморазвивайтесь, не ленитесь оторваться от дивана, чтобы пойти попрактиковаться. Если вам это нравится - делайте, не слушайте тех, кто пытается вставлять вам палки в колеса. Тогда все получится.

 

 

Поделиться
+1