Не злите нас

Даже Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно, смотрелся бы лохом на фоне водителя маршрутки. Есть ли доля правды в этой известной шутке, мы узнаем у самих водителей павлодарских микроавтобусов.

Маршруточники - народ особенный. Об их невероятных способностях одновременно разговаривать по телефону, объявлять остановки, курить и принимать плату за проезд ходят легенды.

- Да, я могу все это делать одновременно, - соглашается водитель микроавтобуса Павел. - Плюс к этому - покрикивать на пассажиров, чтобы не толпились у входа, не хлопали дверью, следить - сколько людей вошло, сколько из них не оплатили проезд, а еще здороваться с проезжающими коллегами. Все это доходит до автоматизма. Когда крутишься целый день по одному и тому же маршруту, уже знаешь каждую ямку, каждый камешек на дороге.

Для того, чтобы работать в каком-либо таксопарке, частные маршруточники ежемесячно вносят определенную плату.

- Мы отдаем раз в месяц по 38 000 тенге, - продолжает Павел, - но это в нашем таксопарке, в других - иные суммы.

Прибыль у водителей микроавтобусов тоже разная: зависит от «популярности» маршрута. Так, по признанию моих собеседников, самые «бедные» - это водители под 111-ым номером. На этом пути много не заработаешь - мало пассажиров, выручка будет в среднем около 5 000-7 000 тенге за смену. На более удачных маршрутах она начинается с 9 000 тенге в день. Чтобы заработать 15 000 в день и больше, нужно всю смену полный салон набирать, а такого, конечно, не бывает. Почти.

За неделю рассыпанной мелочи с салона можно нагрести около тысячи тенге.

- Обычно ее собирают мойщики, - говорит Павел. - Частенько в маршрутке люди забывают какие-нибудь вещи. Вот портмоне находил с деньгами и документами, телефоны пару раз - все отдал в наше бюро находок.

Час пик у маршруточников - с полшестого до восьми вечера.

- Тяжело приходится, когда улицы перекрывают, - рассказывает водитель Максим, - тогда уже меня следующий за мной по маршруту догоняет. Приходится как-то делить пассажиров - пропускать остановки и маршрутный лист свой догонять нужно, там все строго по минутам расписано, когда и в какой точке я должен быть.

- Много народу в салон поместиться может?

- Тут от самой маршрутки зависит и от желания водителя, я в свою, достаточно небольшую, и 38 человек запихивал за раз - это мой личный рекорд.

Смена у водителей 14-16 часов в сутки, но можно и попозже выехать, а потом пораньше поставить машину. Поэтому к девяти часам вечера нужной маршрутки народ рискует не дождаться.

Музыка в салоне зависит от личных пристрастий водителя, и приставать к нему с просьбами переключить или убавить звук - бесполезно.

- Всегда кручу такую музыку, которую сегодня хочется слушать мне, - улыбается водитель микроавтобуса Айдар. - Один день это может быть шансон, другой - Lady Gaga, третий - «клубняк» или дворовый рэпчик. Включал и классическую музыку, видно было, что пассажиры удивлялись, услышав Моцарта или Вивальди, но мне все равно. Они платят мне за то, чтобы я их довез, а не за то, чтобы удовлетворял их музыкальные вкусы.

Самые нелюбимые пассажиры у маршруточников - пенсионерки и полные женщины, потому как они медлительные или в силу возраста, или особенностей фигуры, а водитель всегда спешит. А еще те, кто «под градусом», - завидев такого, водитель попытается быстрее покинуть остановку, а если все же пьяный, шатаясь, пролез в салон и тут же уснул, упав на сидение, довезут… до конечной, а там разговор короткий: - Деньги есть? - Нет. - Пошел отсюда! Могут при выходе и ускорение придать.

- На такой работе нужно иметь железные нервы, - говорит Максим, - столько хамства приходится выслушивать. Еще очень раздражает, когда передают деньги «чоткие» парняги со словами: «Братишка, возьми за проезд» или девчонки-малолетки «тыкают»: «Эй, мне тут останови!». Я чаще всего делаю замечания - мол, деточка, пойди поучись, как со старшими разговаривать нужно, и я не прислуга, чтобы прихоти исполнять.

А если в салоне появляется сварливая, обиженная на жизнь женщина - это вообще беда. До чего докопаться - такие всегда найдут. Вот, к примеру, я обычно блокирую переднюю дверь и приклеиваю на нее надпись «нет мест», но люди, как слепые, продолжают дергать ручку, делать жалобное лицо - ну, пусти, а? Потом, видя мою неумолимость, залазят в салон и сразу же: «А что, спереди мест нет?». Тяжело сдержаться и не нагрубить. Как-то в очередной раз тетка, едва не выламывая дверь, пыталась попасть на переднее сидение, я указал ей на полупустой салон. Покряхтев, побурчав, она все же зашла в него и села. Через пару остановок народу резко прибавилось - маршрутка наполнилась, я пропустил одну девушку вперед, так как ей попросту некуда было протискиваться. И тут началось! Та женщина всю дорогу промывала мне кости - «Меня, старую, не пустил, а молодой разрешил! Да вы посмотрите, он же нахал - выбирает, кого садить, кого нет. Таких расстреливать надо!» и тому подобное...

- А зачем переднюю дверь блокировать?

- Мне достаточно одну дверь раз в две недели ремонтировать. Вроде пигалица какая-нибудь выходит, а как хлопнет со всей дури - слов нет! Вот и ломают так. Да к тому же, кто сядет вперед, начинает ерзать, вертеться, оглядывать все, по телефону трещать, дергать, трогать что-нибудь. Уж лучше пусть в общий салон садятся.

- Еще такое бывает, - вспоминает Павел, - издалека, размахивая полными сумками, несется тетка. Я, заметив ее, притормаживаю - бежит же, как оставишь? Полный салон - все ждем. Добегая, она распахивает дверь:

- На Манакбай идет?

- Нет! - отвечаю.

- Ааа... - задумчиво тянет женщина. - А мне туда надо. Точно не едете?

- Вот еще, - продолжает водитель, - после обеда или рано утром едешь расслабленный, все тихо-спокойно, и тут какая-нибудь тетка как ударит со всей силы по плечу: «За проезд возьми!». Аж подпрыгиваешь, и плечо потом болит. Так и хочется развернуться и таким же образом ей сдачу отдать.

- Разозлить водителя микроавтобуса очень легко, - смеется Павел, - сильно хлопнуть дверью, очень медленно заходить в салон, забыть передать за проезд, тихо шептать, что есть выходящие, а потом громко возмущаться - «Почему не остановили?» и сказать фразу - «Аккуратнее, вы не дрова везете!». А злить нас лучше не надо, иначе в следующий раз вам придется выбирать другой вид транспорта, чтобы добраться в нужную точку - память у нас хорошая.

 

Поделиться
+1