ШКОЛЬНИКАМ ДОБАВЯТ СРОК

Ожидаемый уже с сентября 2015 года переход на 12-летнее школьное образование волнует всех – и педагогов, и родителей. Что сия реформа нам готовит? 

Вводится новый общеобязательный государственный стандарт начального образования, новшество довольно серьезное: теперь начальное образование наших детей будет продолжаться пять лет, появятся новые предметы – такие, как «Введение в науку», «Информационно-коммуникационные технологии», «Искусство» (музыка плюс изобразительное искусство плюс технология). Частично обновляется содержание обучения по четырем основным направлениям для учеников пятых-одиннадцатых классов. Обещают обновить воспитательную работу, информатику, программы по трем языкам, деятельность школьников по разработке научно-исследовательских проектов. Словом, чиновники от образования опять хотят сделать, «как лучше». Вот только не получилось бы, «как всегда».

Что настораживает? Вроде бы благими намерениями руководствуются наши чиновники. Но… новый стандарт был апробирован в интеллектуальных школах, где лучше подготовленные дети и принципиально другие педагоги уже хотя бы потому, что получают достойную зарплату и, соответственно, стараются больше, чем те, у кого эта самая зарплата мизерная. Наверное, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы задуматься о том, не придется ли сему нововведению буксовать подобно электронному обучению (читай: электронному мучению) в наших школах.

К сожалению, лучшее часто становится врагом хорошего. Конечно, 12-летняя система образования за рубежом, система бакалавриата, в норме действующая в стенах школы на западе, да и на востоке уже довольно давно – это правильно. И кто бы спорил, что так оно и должно быть по системе международных стандартов. Но готовы ли у нас к переходу на эти самые международные стандарты без учета местных реалий? Это уже другой вопрос, думаю, риторический. В связи с этим хотелось бы изложить свой взгляд на проблему перехода к 12-летке.

Существует крылатое выражение: «Заполнение бумаг мешает врачам лечить, а учителям – учить!». К сожалению, рабочая документация, которую приходится вести и тем, и другим, порой бывает излишней. К сожалению, не уменьшаются, а лишь увеличиваются ежегодные мытарства педагогов, составляющих километры планов, отчетов, мониторингов и анализов работы, информационно-аналитических справок, акме, траекторий уровня своей профессиональной компетентности, уровня воспитанности класса и карт воспитанности каждого ученика, диаграмм, циклограмм… Нашим учителям приходится мучительно «вбивать» поурочные планы и текущие оценки в Интернет, параллельно с этим маниакально скрупулезно, одной и той же пастой (а то от завуча влетит) заполнять журналы.

Такая вот бумажная получается у нас педагогика - учителя собственноручно производят тонны макулатуры, когда уж тут заниматься конкретно детьми? В итоге получаются печальными контрольные срезы знаний учащихся, выпускники показывают скудные знания на ЕНТ, падает численность обладателей медали «Алтын белгі». Результаты тотального диктанта в Павлодаре среди старшеклассников и студентов также очень низкие, в отличие от людей более старшего возраста. Невысокий уровень грамотности нашей молодежи общеизвестен, нынешнее поколение растет неучами, особенно дети из так называемых норма-классов – не дорогих лицеев и гимназий, а бесплатных школ.

О проблемах в этой сфере мне известно не понаслышке. Я прихожусь родителем двоим школьникам - выпускникам, и даже неполный срок их обучения помог мне уяснить, что изначально неправильна сама система нашего школьного образования, поставившая учителей в кабальную зависимость от бумаг и в особенности от получения категорий.

Стоит ли удивляться, что борьба за учительские категории превращается нынче в «Куликовскую битву»? В этой битве порой все средства хороши, главное – достичь результата. Мне доподлинно известно, что многие учителя сами в одиночку бьются над составлением ученических научно-исследовательских проектов, сами дописывают за детей опросники некоторых дистанционных олимпиад. Делается это для того, чтобы получить категории за достижения своих воспитанников на городском, областном и республиканском уровнях. А как быть? Ну не всем же достаются в ученики активные и старательные вундеркинды! Кто-то из учителей честно учится на курсах повышения квалификации, а кто-то исхитряется покупать сертификаты. Категория – любой ценой! А все потому, что это – деньги.

Попытаюсь перефразировать на свой лад известную поговорку: скажи мне, достойно ли в стране оплачивается труд учителя, и я скажу тебе, что это за страна. Вот, взять, к примеру, самое развитое и уважаемое в мире государство – Японию. В стране восходящего солнца Его Величество Учитель (Сэн-сэй) возведен не то, что на пьедестал - на недосягаемую высоту. Он получает зарплату министра, наделен неприкосновенностью дипломата, и ему оказывается императорское уважение и почет. Ведь он растит нацию! И поэтому для него принципиально важно работать с собственным знаком качества, он просто не может не стараться вырастить из каждого своего ученика некий уникальный интеллектуальный и нравственный цветок, цвет общества, светоч разума. Нужно ли удивляться тому, что у нас многие учителя не хотят особенно утруждаться, работая за нищенскую зарплату? Мол, «как они нам платят, так мы им и работаем». И до тех пор, пока вознаграждение за учительский труд будет составлять гроши, - согласитесь, большого толка от образования в наших школах не будет.

К примеру, зарплата начинающей учительницы младших классов вместе с классным руководством и проверкой тетрадей составляет всего 42 тысячи тенге – меньше, чем зарабатывают продавцы и парикмахеры. Это в молодом возрасте, когда у нее – не оперившиеся дети, которых надо содержать, учить, лечить, платить за детский сад, кружки, секции и прочее. Не напоминает ли такая зарплата жалкое пособие по безработице, которое, кстати говоря, в Казахстане почему-то вообще не платят? Примерно те же доходы у начинающих учителей среднего звена. А ведь молодые работники во многом креативнее и, что уж говорить, гораздо энергичнее и старательнее пенсионеров. Как говорится, ум бороды не ждет. Но кто сегодня относительно неплохо зарабатывает в школе? Нынче в школе выгодно работать только людям в годах (надбавки за педагогический стаж и категории) и пенсионерам, которым прибавка к пенсионной ренте в виде учительских грошей совсем не лишняя. У них и педстаж накоплен за многолетнюю практику, и категории уже имеются. И как раз поэтому особенно напрягаться, стараясь на совесть учить детей, им большого смысла нет, ведь они своего потолка уже достигли. Нынче как происходит в организациях образования? Получил педагог вожделенную категорию на аттестации– и порядок, подтвердил ее через пять лет, и - ближайшие пять лет можно не беспокоиться, почивая на лаврах. А почему в школах области до сих пор держат выработавшихся пенсионеров? За исключением некоторых «блатных», приближенных к «верхам» особ, чьих-то протеже, держат их потому, что квалифицированных учителей повсюду не хватает. Ну не стремятся работать в школе те умники и умницы, профессионалы с большой буквы, которые способны найти более высокооплачиваемую работу. Получается замкнутый круг. Без соответствующего финансирования кадровую проблему не решить. И курсы по подготовке учителей к переходу на 12-летнее школьное образование за 72 часа вряд ли подготовят универсалов.

Родом из финансовой нищеты наших школ и проблема бесчисленных поборов с родителей. Из той суммы денег, которые родители за школьный срок жизни своих детей сдают на обязательные стенды, шторы, жалюзи, шкафы, ремонт, канцелярские принадлежности, концертные костюмы, подарки учителям и прочее, можно построить не один коттедж. А что делать? Что бы там ни говорили чинуши, а деньги с родителей все равно собираются с молчаливого благословения директоров школ, которые в случае жалоб и проверок будут вынуждены заявить, что ничего не знали, и наказать педагогов за поборы, но деньги на ремонт тех же кабинетов из школьного фонда директора учителям не дадут. Ну не выделяют школам столько средств, сколько нужно на достойный ремонт каждого класса. Некоторые чиновники от образования в ответ на претензии родителей о школьных поборах призывают: «Не сдавайте никаких денег ни на что!». Но легко так говорить из уютных, отделанных по последнему слову современных ремонтных технологий кабинетов, а ребенку того родителя, что откажется сдавать деньги, к примеру, на тот же пресловутый ремонт, еще учиться в той школе, еще сталкиваться не раз с придирками классного руководителя, с субъективной системой выставления оценок…

Не хотелось бы никого обижать, но я считаю, что и об этом тоже нужно говорить… Я знаю одну очень грубую педагогическую особу в летах, которая на уроках и переменах швыряет в детей учебники, запросто может стукнуть ребенка книгой по голове, злобно ругаясь и угрожая: «Иди, попробуй, пожалуйся, двойка за четверть тебе обеспечена». Вот так портится нервная система наших школьников, так постепенно все ниже и ниже опускается авторитет Учителя. Стоит ли удивляться, что многие нынешние ученики – нервные, обозленные на педагогов несчастные дети. Та же особа, не таясь, ставит пятерки ученикам только за то, что они принесли ей нужные книги. Эта изрядно пожилая учительница перерабатывает после пенсии уже не одну пятилетку, но без труда опять подтверждает высшую категорию и даже получает награды непонятно за что, а пожаловаться на грубое обращение с детьми их родителям и в голову не приходит. Можно только поражаться, как школьники и их родители стоически терпят учительский произвол.

И это, к сожалению, не единственный случай самодурства и дикого поведения, которое до сих пор практикуют некоторые педагоги. Не все в жизни решают оценки, пройдет время, дети освободятся от тирании школьных фурий, но к ним в руки попадут следующие ученики, обреченные на муки школярства. Ученик - существо очень зависимое от учителя. Какие права ребенка, какое соблюдение Конвенции о правах детей в наших школах - слышать такое порой даже смешно! Это с такими-то кадрами будет осуществляться переход на 12-летку?!

Но, слава Богу, не все наши педагоги таковы. В школах области есть замечательные примеры подвижников, которые, невзирая на мизерную оплату своего труда, работают не за страх, а за совесть, которых любят коллеги, родители и, говоря словами учительницы из «Иронии судьбы», - «даже дети».

Разными были учителя

В человеческом общежитии,

Но на них держалась земля,

Наши открытия…

Да, труд учителя, пожалуй, самый тяжелый из всех. Но я считаю, что раз уж ты выбрал такую профессию – растить человека, так уж будь добр, выкладывайся на все сто. А если не можешь или не хочешь - уходи в другие специальности. И конечно, уважающее себя государство должно и обязано поддержать педагогов материально. Без этого, извините, – о каких реформах школьного образования может идти речь?

Поделиться
+1