Казахстан станет тренером по созданию «электронного правительства»

В рамках встречи высокого уровня WSIS 2014, прошедшей на днях в Женеве, было предложено создать в Казахстане центр компетенции «электронного правительства». Основной задачей центра может стать передача казахстанского опыта в развитии «электронного правительства» странам СНГ и Центрально-Азиатского региона.

 
Это не первое международное признание успехов «электронного правительства». В 2013 году на международном конкурсе WSISProjectPrizes 2013, проводившемся в рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве, было представлено более 280 проектов из 64 стран мира. Казахстанская система электронного лицензирования (www.elicense.kz) стала лучшим проектом в категории е-business. 
 
Напомним, что www.elicense.kz является электронной системой, которая позволяет получать различные разрешительные документы через Интернет. Информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование» создана для автоматизации процессов лицензирования, разрешительных документов и обеспечения эффективного, прозрачного механизма информационного взаимодействия между государственными органами – лицензиарами и бизнес-сообществом страны. Система реализована в рамках программы формирования и развития «электронного правительства» в Казахстане и государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР).
Идея создания этого инструмента как механизма регулирования, мониторинга в сфере разрешительных документов родилась в 2008 году. В рамках реализации этого проекта была проведена большая работа по оптимизации процессов в разрешительной сфере. Примечательно, что эффективное действие данной системы способствовало сокращению разрешительных документов с 1035 до 517. Кроме этого, интеграция с 27 информационными системами госорганов республики позволила упразднить более 600 видов документов, которые ранее требовались для получения разрешительных документов. С 2012 по 2013 год проведена работа по автоматизации и оптимизации 294 разрешительных документов (80 и 214 соответственно).
 
В конце 2013 года доля выданных электронных разрешений составила 28,8 процента от общего количества выданных разрешений (посредством системы выдано 68 324 е-разрешения). 
 
Предпринятые меры позволили сократить сроки выдачи разрешительных документов, минуя человеческий фактор и ликвидируя очередную «кормушку» для коррупционных действий. Действие системы в таких сферах, как налогообложение, здравоохранение и образование, позволило повысить транспарентность в деятельности госорганов, сократить затраченное время, а значит, и нервы рядовых граждан. Что касается взаимоотношения бизнеса и власти, то и здесь есть свои плюсы. Так, действие системы ускорило взаимодействие между предпринимателями и органами, призванными оказывать услуги, снизило стоимость транзакций и временные затраты.
 
Кроме этого, система www.elicense.kz позволила повысить качество взаимодействия госорганов между собой, наладив коммуникации между департаментами и агентствами, центральными и местными департаментами. Что в итоге обернулось повышением достоверности данных и повысило эффективность их применения, уменьшило стоимость транзакций, улучшило использование баз данных, способствовав дальнейшему совершенствованию государственного устройства.
 
По словам первого заместителя председателя Агентства РК по связи и информации Сакена Сарсенова, «на сегодняшний день система www.elicense.kz позволила Казахстану значительно оптимизировать процессы предоставления госуслуг, сократив сроки их оказания. Например, время регистрации юридических лиц сократилось с 30 до одного дня. К слову, с августа 2012 года 100 процентов лицензий в Казахстане выдаются в электронном виде».
 
Очередным шагом на пути построения инфокоммуникационных технологий в Казахстане может стать создание центра компетенции «электронного правительства». Аналогичные центры уже работают во многих странах мира: Корее, Сингапуре, Японии и других, с высоким уровнем развития egov. В рамках своих полномочий центры занимаются передачей опыта, проводят семинары и консультации для ИТ-специалистов других стран, занимающихся внедрением электронного правительства. Также центры компетенции электронного правительства выполняют координирующую функцию, параллельно осуществляя стратегический контроль, рассмотрение и анализ проектов и программ в рамках электронного правительства, предлагая рекомендации, вырабатывая стандарты и концептуальные стратегические направления для дальнейшего развития. 
 
Работа центров компетенции охватывает основные функции стратегического управления, необходимые для успешной реализации проектов и программ по формированию электронного правительства в соответствии с их целями и поставленными задачами.
 
Примечательно, что центр компетенции электронного правительства Республики Казахстан уже был создан в марте 2006 года в Астане и даже имел свой сайт. В обязанности центра входила ответственность за включение в электронную среду – это стратегические коммуникации и PR, обучение госслужащих, содействие цифровой грамотности, а также аналитические функции (мониторинг и оценка, научно-исследовательские разработки). В решении о создании такого центра Казахстан пошел по пути США, Индии, Эстонии и Кореи. В данном процессе  принимал участие Всемирный банк.
 
На WSIS 2014 казахстанская делегация провела встречи с представителями Мексики, Польшы, Канады, Королевства Бахрейн и ООН по вопросам предстоящего Глобального форума электронного правительства – 2014, который пройдет в Астане 6–7 октября.
 
Справка
WSIS – Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Крупнейшее событие в сфере инфокоммуникационных технологий и площадка для диалога влиятельных IT-экспертов со всего мира. В процессе участвуют представители органов государственного управления, межправительственных организаций и НПО, а также частного сектора. Основная цель встречи — выработка основных задач в построении открытого для всех информационного общества, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться данными, чтобы дать народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал.
 
В рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества участники проводят заседания групп специалистов высокого уровня, тематические семинары-практикумы.
 
 
 
Поделиться
+1