В Павлодаре идет подготовка к открытию новых памятников. Как сообщил директор - художественный руководитель Казахского музыкально-драматического театра, заслуженный деятель культуры Казахстана Нурлан Жуманиязов, у главного входа здания будет установлено бронзовое изваяние одного из основоположников казахской литературы, автора ряда фундаментальных научных трудов, публициста Ж. Аймаутова.
А на минувшей неделе уже установлен памятник легендарному батыру Баяну, которому нынче исполняется 300 лет.
По дошедшим до нас историческим сведениям батыр Баян Касаболатұлы - один из легендарных героев длительной борьбы казахского народа против джунгарского нашествия за свою независимость, территориальную и политическую целостность. Отличаясь храбростью, большим полководческим талантом, батыр Баян являлся одним из ближайших сподвижников Аблай-хана. Кроме того, батыр Баян был незаурядной, своеобразной личностью. Об этом, в частности, свидетельствует художественный фильм о нем, поставленный нашим земляком кинорежиссером Сламбеком Тауекелем.
Число памятников в городе растет. Отрадно и то, что отношение к этому павлодарцев, как и всех казахстанцев, меняется в лучшую сторону. Но справедливости ради скажем, что этот процесс происходит не всегда просто.
Установку памятников С.-М. Торайгырову, К. Сатпаеву, Ш. Валиханову, Г. Потанину, П. Васильеву люди восприняли спокойно, с пониманием. Памятник «Первой учительнице» и некоторые сооружения малой архитектуры (к примеру, «памятник кровати») многим жителям не понравились из-за их, мягко говоря, эстетической непривлекательности. Непонимание у некоторой части павлодарцев вызвала и установка памятника нашему вчерашнему современнику, поэту Калижану Бекхожину. Наверное, причин здесь несколько. Прежде всего, конечно, то. что неожиданно памятнику выделили место в старом Павлодаре – любимом месте отдыха не одного поколения горожан. Вырубили сквер с многолетними кленами. Не понравилось горожанам и то, что решение об установке этого памятника было принято путем личного протежирования бывшего акима области Е.Арына нынешним влиятельным родственникам К. Бекхожина.
И все же, если быть честным до конца, основная причина внутреннего непонимания некоторой, в основном русскоязычной части горожан, таких в общем знаковых событий в жизни города кроется в другом. Если копнуть глубже, то мы видим, что все еще существуют «ножницы» между процессом строительства политически независимого государства Казахстана и внутренним сознанием некоторой части казахстанцев, все еще живущим по старым советским (российским) меркам. А вектор политического, государственного развития Казахстана несколько иной. Как любит повторять руководитель русского драматического театра им. А.П. Чехова Виктор Аввакумов, «сейчас мы совершенно другая страна, у нас иные параметры, надо меняться. Увы, многие этого не понимают».
Кстати об этом же в одном из номеров московского журнала «Молодая гвардия» пишет ее многолетний автор, известный российский ученый М. Антонов. «Проблема в том, указывает он, – что часть русскоязычных казахстанцев, к сожалению, активно не вживается в сегодняшнюю жизнь этой страны. Плохо изучают госязык, историю, слабо вливаются в элиту страны». По мнению М. Антонова, из всех стран СНГ в Казахстане наиболее толерантное языковое, культурно-этническое отношение ко всем гражданам.
Процессу постепенной адаптации русскоязычных казахстанцев к новым реалиям, в т.ч. Культурным, увы, зачастую мешают в определенной мере провокационные призывы некоторых ура-патриотов и неуклюжие действия отдельных чиновников. Сразу подчеркнем, что и поступки, и призывы тех и других не имеют ничего общего с глубинными интересами казахстанского, казахского народа. Это неумелость проявляется и в ходе установки новых памятников.
В начале 90-х годов в соседнем Петропавловске открыли памятник замечательному казахскому поэту Магжану Жумабаеву. Примечательное событие. Но я хорошо помню и саркастический комментарий в одной республиканской газете тогдашнего руководителя Союза писателей Казахстана О. Сулейменова по поводу того как наши чиновники и некоторые деятели культуры своими совковыми, неуклюжими поступками омрачили это радостное событие. «На центральной площади, – с горечью отмечал О.Сулейменов, - во многом неожиданно собралась небольшая группа приезжих алмаатинцев и снятых с занятий студентов одного вуза. Столичные писатели, несколько чиновников произнесли приветственные адреса, затем цветы. и все…При этом все сугубо на одном языке. И это в начале 90-х годов, когда 90-95 процентов петропавловцев были русскоязычными». Большинство участников этого мероприятия просто не поняли о чем речь, они как бы остались в стороне. А для кого тогда этот памятник? И почему он должен стать предметом противостояния, а не объединения всех казахстанцев? - резонно задавал вопрос О.Сулейменов. Тем более, когда речь идет о М. Жумабаеве – ученике В. Брюсова, последователе поэтов-символистов А. Блока, Д. Мережковского, В. Соловьева, наконец, М. Лермонтова.
В те же девяностые годы у нас в Павлодаре отметили юбилей С.-М. Торайгырова. Как тогда писали алмаатинские издания, в т.ч. казахскоязычные (например, «Қазақ әдебиеті» – орган Союза писателей Казахстана), можно было даже временами подумать, что на юбилейных торжествах на первом плане был обычный той с богатым дастарханом, обилием вин и неадекватным поведением отдельных его участников. А потом уже все остальное.
С тех пор прошло более двух десятилетий. Ситуация изменилась, мы стали мудрее, делаем выводы из прошлого. Мне, например, приятно, что в сквере государственных символаов периодически под сенью большого государственного флага организуются на двух языках линейки выпускников, построения воинов и т.д. И все же временами в вопросах юбилеев и памятников еще есть свои нюансы.
Не так давно отметили 100-летие выдающегося казахстанского ученого, академика Шафика Чокина. Встреча почетных гостей, переименование улицы, традиционные конные скачки в Баян-ауле и т.д. Все прекрасно. В то же время в стороне от праздничных мероприятий остался большой отряд павлодарских энергетиков, благодаря труду которых держится экономика Павлодарского Прииртышья – ведущего промышленного региона Казахстана. Удивило меня и то, что на прошедших тогда торжествах даже не был затронут разрабатываемый Ш. Чокиным многие годы проект переброски сибирских вод в Казахстан. Конечно, нынче отношение общества к нему неоднозначное, даже отрицательное. Но все же проблема обеспечения Казахстана питьевой и поливной водой сегодня одна из самых острейших. Высказал я тогда это свое суждение одному из руководителей управления культуры. А он мне в ответ: «знаете, мы об этом как-то не подумали».
Теперь о состоявшемся открытии памятника батыру Баяну. Почему практически до самого последнего дня основная масса павлодарцев даже не была как следует информирована о грядущем торжестве? Опять создавалось ощущение, что для организаторов на первом плане были гости, особенно зарубежные, иногородние, каковых было немало. Это особо подчеркивалось на открытии памятника.
В интернете сведения о памятнике и идее его установки тоже весьма противоречивые. Где-то создан фонд батыра Баяна. По одним интернетовским сведениям, памятник намечали установить на трассе Астана-Павлодар, по другим - на пересечении улиц Торайгырова-Кутузова и т.д. И все эти данные почему-то на сайте акима Ерейментауского района Акмолинской области. Наши СМИ в этом деле тоже оказались не у дел. В самый последний момент была опубликована небольшая статья. То же самое и с научно-практической конференцией. Не было каких-либо заметных мероприятий, посвященных юбилею батыра Баяна, на которых и казахоязычные, и русскоязычные павлодарцы ближе познакомились бы с его жизнью.
Не так давно в Астане в прекрасно изданном однотомнике того же М. Жумабаева на русском языке опубликована его поэма «Батыр Баян» в переводе Б. Джилкибаева.
Пускай позабудет героев жер – их ель никогда не забудет!
А если Земля, и Вода, и Хребты, Пустыня и Ветер свободный
Героев своих сохранит имена – тогда их народ не забудет…
Почему бы как можно полнее не использовать эти и другие издания в рассказе и популяризации деятельности батыр Баяна?
Удивили меня и выступления наших зиялы каум. Понятно, что историческая роль батыр Баяна огромна. Но при чем тут постоянные упоминания о переименовании улиц, о Кереку? И очень мало - о проблемах сегодняшнего Казахстана. А ведь мы живем не в XVIII, а в XXI веке.
А какова будет дальнейшая жизнь памятника после торжеств? Как он впишется в городскую культурную сферу? Я, пожалуй, припоминаю лишь один случай, когда возле памятника С.-М. Торайгырову студенты ПГПИ читали стихи нашего именитого земляка. А до этого были годы, когда памятник С.-М.Торайгырову был в полном забвении и даже отчасти разрушен.
А разве хорошо то, что в эти же праздничные дни мы одновременно убираем или снимаем с госучета другие памятники и мемориальные доски? Да, они связаны с другой эпохой. Но герои тех десятилетий — совсем недалеких - тоже отдавали свою жизнь, боролись за будущее Казахстана и его многонационального народа с самыми искренними, лучшими намерениями. А наше формальное, бюрократическое отношение к увековечиванию памяти героев прошлого в реальности рождает внутренне равнодушное, а затем и нигилистическое отношение граждан к прошлой и сегодняшней истории. И такая червоточинка очень опасна.
На мой взгляд, главное не только в открытии памятников, а в том чтобы их существование находило реальное отражение в повседневной жизни каждого казахстанца. Известное выражение «стерпится - слюбится» в данном случае не подходит. Патриотизм – понятие глубинное и вырабатывается не за день и не за год.
точно, по моим ощущениям, междусобойчик планировался с привлечением "правильных СМИ"
а мне не понравился акцент на русско-говорящее население, это не правильный акцент. Многие казахско-говорящее население тоже против памятников. Не в памятниках счастье и тем более не в их количестве. Есть более живые проблемы которые нужно решать, а не пытаться отжать как можно больше бабок у населения.
А скульпторы... ну раз люди захотели быть людьми искусства, то пусть и работают ища заказы от меценатов и творят искусство, а не сидят на "народном" бюджете.
кстати по поводу памятников....
я особо не в восторге от этих памятников....
но недавно разговаривал с одним единомышленником...
проблема постоянная со стеной В.Цоя на химах...
его регулярно забеливают....а местные восстанавливают...
было предложение уже поставить памятник...но на том же месте ставить нельзя...
типа потому что рядом мусорные баки...а их переносить как бы не по теме(якобы они в самом нужном месте)
поэтому была идея поставить его на химах на берегу где-то между ебун-горой и ЖД-мостом
но для этого нужно терябить власти....если достаточное колличество народа проголосует, то власти поставят....
мой единомышленник в интернете тролил акима...но достаточно людей не собралось...
и ещё те кто голосовал из Павлодарских стали выдвигать свои районы...поэтому дело не сдвинулось с мёртвой точки....
я был бы в принципе за...
Тем не менее, статья хоть как-то объясняет зачем в городе понатыкали столько памятников. И это уже радует
Е.Арына в очередной раз обличают и в истории города он наверное уже навсегда останется как босс мафиозного клана. Он памятник себе воздвиг нерукотворный
Приятно читать информационные статьи. Новому времени и автору поклон
Давайте попробуем хоть один народный памятник поставить. Определимся кого хотим увековечить, кинем клич, насобираем денег сами. И пусть попробуют потом нам отказать. Или не потянем?
Да просто реально бедняга В.Цой регулярно закрашивается...как какая проверка в 35 школе так его под извёстку...
Человек который первый самый портрет там делал уже не живой...
даже я однажды когда забелили стену пришёл с балончиком написал там... и после этого опять там цветы и опять восстанавили...
а восстанавливают местные просто люди без всякого финансирования...
как-то не хорошо это...
честно говоря батыра этого на коне я в первый раз вижу...
а В.Цой лубимый и всем известный поэт заслуженно...
и на бережку было бы неплохо ему чтоять и смотреть так задумчиво в даль..
гм.
по-моему, памятники это не то, к чему надо цепляться. Это такая, тема-раздражитель.
ибо история переписывается вместе с правящей властью. когда-то разрушали церкви и ставили гордые профили пионеров, теперь сносят пионеров и ставят народных батыров и героев эпоса. так же и с переименованием городов и улиц.
ну, в свою очередь, я прошу памятник Эми Уайнхаус. Дюка Эллингтона и Эллы Фитцджеральд. они тоже заслужили не меньшего внимания. И майкла джексона, да., нет эти пендосы нам не кстати...
, ну, кому как. а мне кстати. как вам - цой. вкусовщина же ;)
, пойми...
речь о том что памятник Цою уже есть, и памятник создан народом и следовательно востребован...
и памятник пережил не одно перерождение...это что-то значит...
просто он напротив мусорки и это не хорошо....
Батыр на коне - когда едешь по улице - неплохо смотрится. Пейзаж не испортил. Родичи городского акима, говорят, скинулись на него. Уаки. Я и предлагаю сами выбрать достойную фигуру и самим все это профинансировать. Только боюсь что мы лишь потрындеть умеем.
, и Курту Кобейну, раз пошла такая пьянка.
А кому посвящен памятник на снимке к статье?
, и Джимми Хендриксу, и вообще всему клубу 27:)
, коленке барана.
, ну хорошо...
тогда нарисуй жими хенрикса на стене где-нибудь...давай смотрим долго ли он протянет?
а наш химовский Витя уже много лет жив....
и народ там бывает мелкими компаниями 15 августа...сам лично пересекался...
и цветы регулярно....
, да да, мы вам скинемся, а вы дачу в испании купите.
Что-то в статье никак не коснулись паятника возле омской трассы, жертвам голодомора. Там то кто-то вообще бывал?
Зачем? Джими в наших сердцах. Его помнят тысячи музыкантов по всему миру, его считают богом и отцом - этого достаточно.
кстати я слыхал что даже сам памятник уже кто-то делал надо погуглить...тока походу его не поставили нигде вроде...
, я бывал проездом и окошка авто пытался разгладеть...
аааа блин....в Алматы поставили Цоя походу...
, видимо, каждый кто видел памятник делал это из окна авто.
, да стопудова...
, я не предлагаю мне скидываться. Пусть будет кто угодно, чтоб все доверяли этому человеку.
А дача в Испании - тоже своего рода памятник сердечности горожан. Монумент, так сказать. Идея понравилась
, да скидываться не надо по сути.....
надо только поднять народ...и надавить на акимат...собрать подписи...и прочее...
, и акимат отожмет деньги у пенсионеров и инвалидов и поставит памятник Цою или Хендриксу? Чето мне так не хочется. А другого сценария я из акимата не прогнозирую. Было бы клево самим сделать хоть что-то, что нас переживет.
, лет так дцать назад группа лиц по предварительному сговору совместным финансированием приобрела боевую единицу, установленную в последующем на постамент и названную памятником. В тот момент действия были одобрены властями. Да, речь идет о Т-34-85 возле 37 школы.
Вот возьмем мы сейчас, скинемся, поставим то, что понравится большинству населения города и там где это народным мнением будет уместно. Но потом найдется какой-нибудь бумажкоподписыватель и окажется, что установлен монумент с нарушениями и не соответсвует плану, и не вписывается в архитектурный облик города.
ПыСы где желтый запор возле французского дома? он мне нравился.
я против памятников,но за скульптурные формы....потому что памятники сейчас ставят только казахским учёным, писателям, батырам. Словно русских людей достойных не было никогда, хотя русские в этих землях триста лет живут. Так пусть уж лучше безымянные учительницы, коняшки, и собачки. А то какая то прямо несправедливость.
, а кто сидит рядом с Уалихановым на улице Торайгырова?
А в целом согласен. Куда пропал памятник Ермаку Тимофеичу?
, Третий год пошел.. на свои деньги сделали памятник пограничникам.. а вот поставить.. куда только не писали и акимат и кнб и нашим пограничникам... бумаги истратили только несколько пачек. Человека который этим занимался нету уже в живых. А место то надо всего метр на метр. Понятно... бабки тут не распилишь. Увидел фото в инете , где пограничники устанавливали памятник, списался с ними. Оказалась такая же проблема с установкой, бегали несколько лет.. пока мэром города не стал бывший пограничник.
, ну скажем так- это всего один памятник, да приличный , но... Кто помнит, что библиотека городская носила имя Павла Васильева ? Взяли переименовали и памятник Торайгырову в центре города... А Васильеву только бюст у чёрта на куличках. . Почему нельзя было поставить его , например,на берегу где нибудь, ну или по крайней мере рядом с домом музеем? И Багаеву давно пора памятник поставить, и Лагутину... да мало ли людей... а уж Ермаку точно надо восстановить памятник.
, Ермак расколет общество. Лет через 50 можно будет это сделать безболезненно. А сейчас приведет к раздраю. А пограничникам каким памятник? Которые с Арканкергена? Просто тоже как-то не в тему, особенно на фоне того, что сейчас на проезд через КПП надо 5-6 часов времени тратить, когда герои заняты рубкой капусты с таджиков и узбеков. Можно фото памятника пограничникам? Обсудим. А то может действительно по теме.
, эт который на заборе школы изображен?
, Не обижай плиз... настоящим пограничникам... Тем кто был в Афгане... я был в Китае.. ( тогда враг номер один был Китай) тем кто защищал нашу Родину. Извени .. нахлынуло..
про пограничников ничего не знаю:))
Наш Павлодар все больше напоминает кладбище. Куда не глянь кругом памятники и металические оградки. Я сщитаю памятники надо ставить реальным героям, которые совершили что-то для людей и страны. К улицам это тоже относится. Что такого для Павлодара делали академики Бектуров и Маргулан?А Геринг?Если уж это какой-то знаменитый земляк был то хватит и мемориальной доски. Типа здесь родился,жил, учился или работал такой-то такой-то и сделал то-то и то-то.
, ну да он самый...
вот видите знает ведь народ нашу химовскую достопремичательность...
да и "группа крови" под гитару у нас нет-нет да услышишь на районе вечером))))))
, так пограничкикам или участникам локальных конфликтов? Разные же вещи. Павлодар никогда не был пограничным регионом. Были отсюда, конечно, герои-пограничники, герои-пехотинцы, герои-подводники. Но в чем идея с пограничниками?