ГОРЮЧая голодовка

Автолюбители потихоньку приходят в себя после подорожания в конце прошлой недели самого ходового бензина. Напомним, топливо марки АИ-92 резко поднялось в цене со 115 до 128 тенге за литр.

Все произошло по уже классической схеме: на заправках вдруг пропало горючее, его стали отпускать только по талонам, возник дефицит, среди автолюбителей поднялся ажиотаж, а через несколько дней в столице сообщили, что из-за нехватки ГСМ вынуждены пересмотреть пороговый уровень розничных цен.

Еще накануне вечером автолюбители колесили по павлодарским заправкам в поисках горючего. Практически на всех АЗС основные виды топлива реализовывали только по талонам. А наутро изменились ценники на наиболее популярный 92-й. Автовладельцы пребывали в шоке.

Официальная информация появилась в четверг вечером на сайте Министерства национальной экономики Казахстана. Решено отпустить предельный уровень на самый ходовой бензин в рознице. Цены на народный 80-й и дизельное топливо остались неизменными. Впрочем, солярка и так уже дорожала в начале мая - со 102 до 115 тенге. Тогда это произошло как раз с началом посевной, когда темное горючее в особом спросе. На этот раз ценники сменили во время уборки. Народ уже прогнозирует скорый скачок стоимости продуктов питания.

- Ну вот, как всегда. Как уборка начинается, так именно в это время поднимают цены. В этом году, может, еще и урожая не будет, да еще подорожание бензина. Соответственно, подскочат цены на продукты, а зарплата у людей осталась та же. Топливо и так дорожало, на 10-15%, незаметно поднимали. Не успевают добавить пенсию или стипендию, и уже коммерсанты опережают, - рассуждают одни.

- Сейчас скачок цен будет, продукты подорожают. Хоть и говорят, что не будет дорожать, но потихоньку, незаметно, каждый день рубль добавляют - это уже ощутимо. А есть же безработные, на бирже сидят, они получают 17-18 тысяч, а сейчас в школу детей собирать… - подхватывают другие.

- Пенсия у меня небольшая - 35 тысяч, вот как прожить? Кое-когда таксуешь. Теперь бензин подняли, нет смысла. Ходить, что ли, по мусоркам? - вопрошает павлодарский пенсионер Андрей Васильевич.

Таксопарки тут же подняли стоимость услуг на 50 тенге. Говорят, при новых расценках на горючее возить невыгодно. Заливали в бак в основном 92-й.

Однако расстроены сегодня не только автолюбители, но и рядовые горожане, для которых подорожание горючего - как индикатор скорого повышения цен на все продовольствие.

Впрочем, поднятие цен проблему дефицита горючего не решило. Всю эту неделю на заправочных колонках висели объявления: “АИ-92 по талонам”. На большинстве станций не продавали даже бензин марки 95. Хотя чиновники не подтверждают дефицит горючего на павлодарских АЗС, они подсчитали, что общий объем топлива на АЗС должен составлять около 20 тысяч тонн. По данным управления предпринимательства, торговли и туризма резервуары должны быть заполнены на треть. Ни о каком дефиците речи идти не может. Запасов достаточно до конца месяца.

 

Так почему же тогда автовладельцев поставили в тупик: бензина либо нет, либо по талонам? Этот мы задали заместителю руководителя управления предпринимательства, торговли и туризма Асхату Жармагамбетову.

- Я не могу комментировать работу частных компаний по распределению бензина. Тот объем, который выделен из министерства, был распределен по заправкам. Что касается талонов, то я думаю, это политика самих нефтяных компаний. Мы не располагаем данными, что бензина нет, - объяснил Асхат Жармагамбетов.

Фактическая ситуация на заправках в корне разнится с официальными данными. И тут явно кто-то недоговаривает. Неужели наши чиновники пользуются только служебными машинами?

К слову, республиканские СМИ сообщают: с подорожанием АИ-92 в регионах все под копирку. А в местном управлении лишь объясняют механизм своей работы.

- Мы распределяем объемы по заявкам и контролируем цены на топливо. На сегодняшний день, по нашему мониторингу, необоснованного роста цен не наблюдается. Что касается повышения цены, это прерогатива республики. Если в Комитете решат поднять стоимость горючего, то она поднимется, - рассказал Асхат Жармагамбетов.

Не исключено, что бензин на АЗС придерживают в ожидании очередного подорожания в сентябре. Однако говорить об этом чиновники категорически отказываются. И проверить средний бизнес в условиях действующего моратория не могут. Поэтому и получается - народ колесит в поисках бензина или хотя бы талонов на него, а в ответственных государственных структурах все спокойно. По бумагам дефицита нет!

Впрочем, слухи о новом повышении стоимости ГСМ сегодня муссируются на всех уровнях. К примеру, казахстанские эксперты прогнозируют новые скачки цен на ходовые марки бензина. Связано это с тем, что Казахстан все еще сильно зависит от российского горючего. По мнению специалистов, недавнее подорожание топлива не решило основных проблем этой отрасли. При этом некоторые аналитики даже назвали стоимость 92-го бензина, которая якобы решит проблему дефицита топлива - это 170 тенге за литр. Последнее повышение цены до уровня 128 тенге за литр снижает разрыв с ценами в соседней Россией с текущих 38,6% до 25,0% и делает невыгодной контрабанду ГСМ из Казахстана. Нынешний уровень цен даже повышает стимулы для производства топлива внутри страны, но только в краткосрочной перспективе. В течение десятилетий правительство удерживает цены на бензин ниже уровня общих затрат примерно на 15%. После 19,5% девальвации тенге в феврале этого года разрыв увеличился еще больше, и цены упали до уровня ниже переменных затрат, указывается в специальном исследовании.

А вот независимый эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов рассказал корреспонденту Tengrinews.kz о том, какие меры необходимо принять для скорейшего решения проблемы с дефицитом бензина в республике.

- И это понятно, потому что отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) обеспечивают рынок топливом лишь на 60 процентов. Остальные 40 процентов - это поставки из-за рубежа, в основном из России. Они сейчас стали непроходными. Потому что на казахстанско-российской границе цена за литр АИ-92 составляет около 125 тенге. К ним нужно прибавить транспортировку, хранение, операционные расходы. А это значит, что цена превысит 150 тенге. Кто захочет нести такие убытки? Поэтому нехватка топлива остается и наблюдается даже на заправках “КазМунайГаза”. Получается, что заявление “КазМунайГаза” о том, что текущих нефтегазовых запасов у нас достаточно, не соответствует действительности, - заявил собеседник.

 

Аналитик полагает, что вопрос с регулированием оптовых цен на нефтепродукты решить в ближайшее время проблематично. Насытить отечественным бензином казахстанский рынок будет возможно лишь после модернизации НПЗ, которая, по новому плану, должна завершиться в 2018 году. Однако он указывает на то, что качество российских нефтепродуктов значительно лучше.

- Если сейчас наше топливо встанет по цене на уровень с российским, то НПЗ не будут заинтересованы в скорейшей модернизации. А так, такая ценовая политика простимулирует отечественные заводы, они захотят поскорее начать работать в полную мощность и продавать высококачественный бензин, - добавил эксперт. Без этого, по его прогнозам, дефицит бензина и дизельного топлива в Казахстане будет периодически происходить: - Зимой нормально, так как потребление снижается, весна-осень - снова проблемы.

Пока аналитики рассуждают, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин сообщил о текущей ситуации на розничном рынке ГСМ. Кстати, это он не так давно давал обещание, что цены на бензин в августе не поднимутся.

- Я ранее говорил, что цена не изменится в августе. Признаться, я надеялся, что повышения не будет, но к сожалению, этого нам не удалось избежать, - сказал он на брифинге в Астане.

Он также отметил, что дефицит бензина АИ-92 действительно есть.

- Особенно это отмечается в приграничных районах Казахстана, где, по нашим сведениям, увеличился поток из соседних государств: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и России, заправляющиеся более дешевым казахстанским горючим. Также повлияли авария на одном из российских НПЗ и ремонт на павлодарском НПЗ, - пояснил Узакбай Карабалин.

Кстати, он решил не давать прогнозов и обещаний по поводу цен на дизтопливо.

- Я не могу сказать по этому поводу. Сейчас смотрим, наблюдаем за рынком, как будет идти реакция на рост цен по бензину. Сказать, что дизтопливо не поднимется, как говорится, язык не поворачивается. Мы находимся в окружении стран, у которых цены выше. В такой ситуации убедить вас, что у нас ничего не изменится, и мы не будем на это реагировать - это трудно, - признался Карабалин. - Я один раз попробовал прогнозировать. Еще раз убедился, что прогнозы цен на нефть и нефтепродукты - дело абсолютно неблагодарное, - заключил он.

По данным Минэнерго, в настоящее время розничные цены на дизтопливо в РФ составляют 173 тг/л, 194 тг/л в Беларуси. При этом розничные цены на АИ-92/93 составляют 128 тг/л в Казахстане, 159 тг/л в РФ, 176 тг/л в Беларуси.

После всех этих слов с трудом верится, что бензин и дизтопливо в ближайшее время не будут дорожать, раз столичные чиновники не держат слово. А потому талоны на АЗС при подобных заявлениях не случайны. И, наверное, уже и неудивительны.

Поделиться
+1