Чеховский «Дядя Ваня», премьера которого состоялась в пятницу в Павлодарском русском драмтеатре, должен был быть представлен зрителям в конце театрального сезона. Но чеховцы в очередной раз удивили. И дело не только в том, что сразу после летних каникул, буквально за полтора месяца, смогли подготовить столь серьёзную постановку. Вопрос в том, как они это сделали! Присутствующих в зале не покидало ощущение, что со сцены говорят именно о них, точнее, о том, что именно их волнует.

Возможно, в юном возрасте, когда читаешь в рамках школьной программы произведения Чехова, глубокий смысл, скрытый в них, остаётся незамеченным. Истинное понимание Чехова приходит с возрастом, потому что главное в его творчестве не действия персонажей, а их диалоги. В случае с «Дядей Ваней» несколько тяжеловатые. Режиссёр постановки Игорь Меркулов постарался разбить их музыкальными и театрализованными вставками. Однако первое действие всё равно могло показаться кому-то малодинамичным, а отсюда и скучным. А вот второе увлекло всех. Потому что со сцены обсуждалась довольно актуальная для многих проблема жизненного выбора. И было уже не важно, что спектакль можно было сделать и чуть-чуть живее, и чуть-чуть интереснее. Главное – актёры смогли сыграть так, что каждый из зрителей почувствовал, что со сцены-то рассказывают о нем. Особенно сильное впечатление оставил заключительный монолог Софьи Александровны в исполнении Тьтьяны Кияшко, когда она, успокаивая дядю Ваню, произносит: «Мы ещё отдохнём, обязательно отдохнём! И увидим небо в алмазах! И отдохнём! Я верую!». И это говорит девушка, безответно влюблённая в доктора Михаила Астрова (Александр Аммосов), которая осознает, что обделена природной красотой и никогда не сможет быть любима любимым человеком. И единственное своё спасение она видит в работе, призывая к труду и своего любимого дядюшку, потерявшего смысл жизни.

– Вот она – истинная чеховская красота! – говорит художественный руководитель театра Виктор Аввакумов. – Если красота по Достоевскому спасёт мир, то красота по этой пьесе Чехова – бесплодна и пуста. Она не даёт тепла. Елена Андреевна (Нина Белова) просто красива, и всё. Её красота не несёт созиданья. Она вообще никому ничего не несёт, кроме разрушения и заразительного вируса ничегонеделанья. Даже доктор Астров, страстно в неё влюблённый, замечает: «И мне пора уже за дело браться. Целый месяц ничего не делал, а больные без меня болеют. Лечить их надо!».

Никто из актёров театра не ожидал, что, выйдя из летнего отпуска, сразу же придётся репетировать серьёзную классику. Настраивались на лёгкую комедию. И кто-то даже попытался возразить, мол, мы ещё не в форме, нужно время, чтобы разыграться. И в жизни получилось точь-в-точь, как у Сони Серебряковой: «Мы отдохнём! Но потом, как дело сделаем!». А если серьёзно, то это чис­той воды менеджерский ход художественного руководителя, который всегда очень точно определяет настроение публики. Не случайно Павлодарский театр имени Чехова и сегодня, и уже много лет подряд остается самым посещаемым театром в республике. Одним из секретов этого как раз и является умение правильно выбрать репертуар. Это не просто «ткнуть пальцем в небо». Подробнее об этом читайте в интервью с Виктором Аввакумовым в одном из ближайших номеров «Звезды Прииртышья».

Кстати, отдыхать после «Дяди Вани» чеховской труппе не придётся. В ноябре павлодарцев ждёт очередная премьера: на сей раз комедия «Дорогая моя Памела» Джона Патрика. Если, конечно, художественный руководитель вновь не прибегнет к менеджерскому ходу…

Поделиться
+1