Есть такой дом в Кенжеколе

Находится он на улице Площадь Конституции 5. До переименования и уточнения нумерации домов он находился по адресу Парковая 1.

По словам старожилов села, в 1996 году жильцы этого дома попросту бросали квартиры и уезжали в поисках лучшей жизни. Пятиэтажное здание без должного внимания стало разрушаться. Брошенный дом, отключенный от света, отопления и воды, отошел акимату села в наследство от советского прошлого. Лишь малая часть жильцов осталось жить здесь приватизировав свои квартиры.

В октябре 1996 года дом перешел в собственность ПК «Кенжеколь» по оценочной стоимости 84 миллиона тенге. На тот момент это было около 1,3 млн долларов. 

Спустя два года  ПК «Кенжеколь» купил у ТОО КХ «Боранши» 100 тонн угля за 50 тысяч тенге. Но выплатить "такую большую" сумму за топливо не смог. В счет уплаты этого долга ушли квартиры со второго по пятый этаж. Так был интересно был составлен договор между организациями. 

Так КХ «Боранши» благополучно вступил в собственность домом став единовластным владельцем 13 брошенных квартир.

Все было бы хорошо, но вышел казус с одной из этих квартир - она не была брошена. Баянгуль Кудешева, учительница русского языка и литературы, в марте 1996 года купила приватизированную квартиру № 9 по адресу Парковая 1. А КХ «Боранши» в 2012 году с широкой руки подарило эту квартиру предпринимательнице Анар Едрешевой, которая предъявила права на собственность в 2015 году…

Удивлению владелицы квартирой № 9 Баянгуль Кудышевой не было предела. Впоследствии она еще не раз будет пребывать в состоянии удивления и тому есть причины.

Договор купли-продажи на Баянгуль зарегистрировала в Павлодарском районом агентстве по оценке и регистрации недвижимости. В ходе суда она обратилась за подтверждением своих прав на квартиру в ЦОН. В полученной справке специалисты ЦОН указали, что за ней числится ТОЛЬКО жилье в селе Акшиман Майского района, а в селе Кенжеколь по указанному адресу она не проживает. Однако договор на жилье был на руках учительницы и доказывал обратное.

В 2002 году Баянгуль действительно уехала в село Акшиман Майского района, где ей предложили работу школе села. Но за квартирой остался приглядывать брат, жили уже подросшие дети. Несмотря на то что дом отключили от всех благ цивилизации, квартиру Баянгуль не бросала, не продавала, не дарила. Зимой, до отъезда в Акшиман, она проживала с двумя детьми у брата, летом переезжала в свою квартиру. 

Вскорости дом подключили к центральному отоплению котельной ИП «Едрешова», провели свет. Однако к тому времени отрезанная от центрального отопления квартира №9 так и осталась отапливаться при помощи электрообогревателей. Этот важный аспект в последствии даст о себе знать в суде.

Оспаривать права на квартиру пришла истица Кудышева и адвокат ответчика Едрешевой Райченко. Сама Анар Едрешева в суд не явилась.

Ответчики, доказывая свое право, на квартиру предъявили "железные доказательства": договор дарения квартиры № 9 ТОО КХ «Боранши» Анаре Едрешевой и квитанции на оплату услуг отопления квартиры № 9 выданные от имени ИП «Едрешевой». Справки, которые Едрешева выписала сама себе, вызвали удивление: квартира к центральному отоплению до сих пор не подключена. 

Судья Павлодарского городского суда Мустафина, разбирая это дело, пришла к следующему выводу – признать собственником квартиры № 9 по адресу Кенжеколь, Площадь Конституции 5 Баянгуль Кудышеву.

Не ее вина, что специалисты Центра недвижимости не внесли ее данные в реестр. Договор купли-продажи от 1996 года юридическую силу не утратил. Баянгуль Кудышева владела квартирой открыто, выплачивали все налоги, о чем имеются подтверждающие квитанции. В книге регистрации граждан от 16 июля 2008 года Баянгуль записана как владелица квартиры.

Что касается ответчиков, то договор дарения квартиры госпоже Едрешевой вообще не мог иметь место.

Суд установил, что в договоре отчуждения квартир в счет уплаты долга за уголь закралась ошибка. Перечисление квартир по этажному расположению без конкретной нумерации не допускается. Акт передачи 13 квартир недействителен, сделка по квартирам тоже. КХ «Боранши» не может быть владельцем вышеуказанных квартир, не может их дарить, продавать, сдавать.

По итогам этого суда квартиры (за исключением 9-й) могли вернуться к ПК «Кенжеколь», но увы кооператива как юридического лица уже нет, а жилье в доме давно распродали. 

С решением судьи  Анар Едрешова не согласилась и подала на апелляцию. Какие новые доводы будет предъявлять адвокат в пользу заказчика покажет время и новый судебный процесс.

Поделиться
+1