Жить будем лучше

В многоквартирных домах Павлодара в скором времени появятся надподъездное освещение, камеры видеонаблюдения, а также заработает специальное приложение «Электронный КСК», которое поможет горожанам оперативно решать насущные проблемы общедомового хозяйства, пишет «Версия».

О приятных новшествах, которые направлены на улучшение качества содержания жилого фонда, рассказал руководитель городского отдела жилищной инспекции Кизат Жакупов. Обещанных перемен долго ждать не придется - к примеру, работы по установке надподъездного освещения начнутся уже в мае.

- С городским предприятием внутридомовых электросетей АО «ПРЭК» достигнута договоренность по восстановлению надподъездного освещения на всем жилом фонде города, - рассказал Кизат Советович. - План мероприятий уже согласован. АО «ПРЭК» установит тысячу надподъездных фонарей и еще две тысячи - внутренних. Предприятие проведет эту работу за свой счет, потом сумму включат в тариф обслуживания ОДН. Помимо освещения предподъездной территории, запланирована установка видеонаблюдения, что немаловажно. У нас есть три частных предприятия, которые предоставляют такие услуги, и на сегодняшний день в 51 доме система видеонаблюдения уже функционирует. Кроме того, заключен меморандум между Министерством внутренних дел и АО «Казахтелеком», согласно которому, в этом году в двухстах павлодарских многоквартирных домах установят 900 камер. «Казахтелеком» произведет монтаж за свой счет, а потом будет взиматься абонентская плата за обслуживание в размере трехсот тенге в месяц. Надо отметить, как правило, от установки камер люди не отказываются, ведь анализ показывает - в тех уязвимых местах, где раньше не было ни освещения, ни камер, после их монтажа стало гораздо безопаснее, кроме того, возрос показатель раскрываемости правонарушений. Тем жильцам, которые все же не пожелают заключать договор, оплата выставляться не будет, но они и не смогут получить доступ к видеоматериалам.

- В январе этого года стало известно, что в городе создана ассоциация КСК. Расскажите подробнее о ее функциях.

- Ассоциация органов управления и содержания объектов кондоминиумов создана для того, чтобы выработать единый подход по содержанию жилых домов. Она вносит свои предложения по его совершенствованию, в том числе, с учетом пожелания самих жильцов, и тесно взаимодействует с коммунальными предприятиями, с государственными учреждениями. У нас в городе 132 формы управления: КСК, ТОО, ИП - много разных форм. Из них в ассоциацию уже вошли 23 организации, и список постепенно увеличивается. Задачи у ассоциации самые разные. Помимо внесения предложений по улучшению содержания жилищного фонда, предусмотрено проведение курсов повышения квалификации для руководителей форм управления, так как среди членов ассоциации есть специалисты, прошедшие соответствующее обучение в Астане. Они могут передавать полученные знания коллегам и выдавать сертификаты. Оказание юридических услуг, досудебное урегулирование конфликтов, представительство в суде - эти функции тоже предусмотрены, у ассоциации есть свои юристы. Благоустройство внутриквартальных территорий, подготовка к отопительному сезону, внесение предложений в Министерство нацэкономики по вопросам жилищных правоотношений - все эти вопросы также будут решаться при непосредственном участии членов ассоциации. Один из проектов, которые есть в плане работы - организация платежей за услуги КСК через единый расчетный центр (ЕРЦ). На сегодняшний день ЕРЦ есть только в «Павлодарэнергосбыте», и некоторые органы управления по договору принимают оплату через них. Если же будет создан собственный ЕРЦ, платить за услуги ПКСК смогут все жильцы многоквартирных домов, что, конечно, будет удобно для горожан.

- Многие павлодарцы обеспокоены тем, что содержание этой ассоциации ляжет на их плечи - якобы эти расходы будут включены в тариф за услуги КСК. Так ли это?

- Нет, ассоциация существует на членские взносы, и все расходы будут покрываться таким образом. Ни в коем случае она не будет финансироваться за счет тарифа. Члены ассоциации сами определили сумму ежемесячных взносов, и самостоятельно будут решать, как расходовать эти средства - на аренду помещения, на зарплату председателя и так далее. В настоящий момент обязанности руководителя ассоциации исполняет председатель КСП «Ак Шатыр» Светлана Иванова.

- Другой вопрос, который взволновал павлодарцев - введение единого тарифа за услуги КСК в размере 25 тенге с квадратного метра. Многие думают, что он будет применяться без их на то согласия.

- Да, многие неправильно поняли этот момент, решив, что раз цена 25 тенге за квадратный метр озвучена, значит, принципиальное решение принято, и его придется выполнять в любом случае, ведь акимат в нашем лице, так сказать, дал добро. Это не так. 25 тенге - лишь рекомендованная сумма. В законе четко сказано, что тариф устанавливается общим собранием жильцов, таким образом, без согласия большинства квартировладельцев он не может быть принят. У нас сейчас средний тариф оплаты услуг КСК по городу - 18 тенге. При этом кое-где он даже выше 25 тенге с квадратного метра - 27, 30 тенге, но есть и тариф в 12 тенге. Спрашивается, что можно сделать на эти деньги? Председатель КСК при таком тарифе может только выплачивать зарплату себе и другим работникам, а при аварийной ситуации, грубо говоря, забивать в трубы чопики, на какие-то другие виды работ у него просто нет денег. В такой ситуации, конечно, у жильцов возникнет резонный вопрос - почему мы платим за услуги КСК, а они ничего не делают? Именно по этой причине члены ассоциации КСК подготовили перечень тех работ, которые необходимы каждому жилому дому для полноценного обслуживания, подсчитали расходы по этому списку и предложили тариф в 25 тенге с квадратного метра. Если жильцы согласятся на эту сумму, вопросы по уборке снега, покупке необходимого оборудования и многим другим пунктам сразу отпадут. Соответственно, люди смогут требовать выполнения всех без исключения работ по содержанию их дома, раз расходы по каждому пункту четко прописаны и включены в тариф. Поэтому сейчас перед КСК стоит задача - разъяснить людям в ходе собраний, что предложенная сумма позволит существенно улучшить состояние кондоминиумов и работу по их содержанию.

- Недавно было озвучено, что отдел жилищной инспекции вскоре планирует запустить некое программное обеспечение, которое позволит следить за работой КСК в режиме онлайн. Что представляет собой эта программа?

- Интернет-ресурс «Электронный КСК» будет разработан в рамках реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан». Вводиться он будет в три этапа: сначала доступ в режиме чтения для жителей, КСК, жилищной инспекции, затем - подключение сервисных компаний, коммунальных предприятий, и следующим шагом станет мобильное приложение с полным функционалом для жителей. Условно, это будет карта всех многоквартирных домов в городе, с помощью которой можно будет получить самую разную информацию по каждому конкретному кондоминиуму: его точный адрес, год постройки, техническую характеристику, наименование формы управления, ее рейтинг, сумму тарифа, штат КСК, телефоны сотрудников, отчет о деятельности. Здесь же будет представлен список сервисных компаний, которые предоставляют услуги по освещению, видеонаблюдению, строительному альпинизму - перечень организаций, помощь которых необходима при обслуживании жилого фонда. Это очень важный момент, потому что не все знают, как их найти. Когда в январе встал вопрос об уборке снега внутри дворов, многие председатели КСК говорили: вы нам поручаете вывезти снег, а мы не знаем, куда обращаться, чтобы нанять специализированную технику.

- В рамках этого программного продукта жильцы также получат возможность обращаться со своими жалобами в режиме онлайн. Проблемные участки будут помечаться на карте, и мы сможем отслеживать, устранена ли проблема, о которой было сообщено. Еще одна хорошая идея, которая поступила от городских коммунальных предприятий - в случае аварийной ситуации, через приложения люди смогут узнавать, на каком участке и как долго не будет, к примеру, воды. Обычно «Тепловые сети» или «Водоканал» начинают оповещать КСК в случае какой-то аварии, конечно, это требует определенного времени, к тому же, не всегда КСК оперативно доводят эту информацию до жильцов. Поэтому есть идея, чтобы в программе «Электронный КСК», к которой будут подключены и коммунальные службы, можно было, грубо говоря, обвести аварийный участок, и информация об аварии автоматически рассылалась бы жильцам, проживающим на этой территории, через мобильное приложение. Полагаю, это будет весьма удобно для горожан.

- Работа по установке общедомовых счетчиков в городских многоэтажках продолжается?

- Да, средства на эти цели выделены ТОО «Павлодарские тепловые сети» из «Фонда развития ЖКХ». В прошлом году было установлено 384 прибора учета тепла, и с 10 апреля работа продолжится, будет произведен монтаж еще 272-ух счетчиков. Как известно, оплата производится по дифференцированным тарифам, и жильцы тех домов, которые имеют приборы учета, платят меньше, экономия составляет примерно 30-40 %. Сумму за установку счетчика потребители должны вернуть в течение четырех лет, в среднем это около 500-600 тенге с квартиры ежемесячно. Мы подсчитали - за счет экономии при оплате тепловой энергии, прибор учета оправдывает себя за один год. Я думаю, что до конца года работа по установке счетчиков будет полностью завершена. Без них останется только ветхое жилье - имеются в виду дома Алюминстроя и деревянные двухэтажки в районе Затона, а также те, на которых нет технической возможности установки приборов.

- Аварийных домов в городе еще много?

- Аварийными считаются те дома, которые имеют техническое заключение лицензированной организации. На Алюминстрое в свое время проводилось обследование, и заключение дали на 31 строение. На сегодня там осталось всего две аварийных двухэтажки. Остальные уже снесены, их жильцы получили новые квартиры. Жилищный фонд также продолжает обновляться по программе модернизации ЖКХ, которая теперь называется программой развития регионов. С 2011 года в Павлодаре было отремонтировано 111 домов. В прошлом году ремонт проведен на трех домах, еще на трех продолжается в настоящее время. Уже заключен договор на ремонт еще двух многоэтажек. В программу были внесены изменения, теперь на каждом доме должно проводиться не менее трех видов работ - например, обновление кровли, инженерных сетей, подъездов. С учетом этих изменений, мы направили в Министерство нацэкономики два проекта на сумму около 46 миллионов на ремонт двух домов, и защитили их. Еще семь проектов готовы по одному виду работ. Надо отметить, что люди сейчас сами обращаются с просьбой включить их дом в программу, хотя поначалу, когда она только стартовала, жильцы относились к ней настороженно.

- К слову о настроениях жильцов - люди все еще уверены, что их обязанности в жилищной сфере не простираются дальше порогов собственных квартир?

- Нет, мировоззрение у людей изменилось в лучшую сторону. Сейчас большинство жильцов осознали, что они являются хозяевами не только своих квартир, но и всего кондоминиума, и несут ответственность за его содержание. Конечно, есть и такие, которые до сих пор не понимают этого, но все же большая часть жильцов согласна с тем, что за своим домом нужно ухаживать, и они стараются улучшить его состояние. На сегодняшний день из 1343 многоквартирных домов Павлодара сто управляются домовыми комитетами, то есть находятся на самоуправлении, они не платят за услуги КСК, а на договорной основе пользуются услугами сервисных компаний. В таких многоэтажках есть активные жильцы, их по старинке называют старшими по дому, которые занимаются всеми проблемами кондоминиума. Ответственность людей растет, что позволяет надеяться на дальнейшее улучшение в сфере жилищных отношений.

Поделиться
+1