В минувшее воскресенье казахстанские автомобилисты отметили свой профессиональный праздник. В честь этого дня редакция Павлодар-онлайн решила узнать, как работается местным таксистам в самом популярном в нашем городе агрегаторе «inDriver», и как некоторым из них удается занимать лидерские позиции в рейтинге пользователей-таксистов.
И не смотря на существующие предубеждения, что женщины водят автомобиль хуже мужчин, среди лучших таксистов есть представительница прекрасного пола - павлодарка Наталья Кизилова.
- Училась водить машину я еще по молодости, - рассказала таксист. - Потом как-то надобность отпала, муж возил куда нужно, встречал. Когда мне исполнилось сорок лет, я решила снова пересесть с пассажирского места за руль, для того повторно прошла обучение.
Наталья говорит, что поначалу к ней было скептическое отношение. Мол, не справишься, надоест, но время шло, и женщина не только не передумала водить автомобиль, но и стала работать таксистом.
- Пару лет назад я устраивалась в торговую компанию курьером, развозить продукцию, но один знакомый порекомендовал другой способ заработка - через приложение. Я скачала его себе на телефон, и стала пробовать работать, - вспоминает Наталья. - Но быть водителем «inDriver» ты не сможешь, пока не вышлешь администрации сервиса отсканированные документы, свои фотографии и машины. Когда я регистрировалась, нужно было еще приезжать в офис и показывать документы, копии которых направляли в Алматы.
Водитель говорит, что сейчас она сама определяет, в какое время ей работать и сколько часов.
- Где-то трудишься по двенадцать часов, еще и платить зарплату не хотят, - говорит женщина. - А сейчас я график для себя сама определяю. Если нужно, поехала за ребенком - куда-то его отвезти-привезти. А что заработала - все твое.
Одна смена на восемь часов в «inDriver», по словам водителей стоит 400 тенге - как средняя цена одной поездки. Рейтинг в сервисе у нее ровно «пятерка» из максимальных пяти баллов.
- Я ко всем пассажирам отношусь одинаково: вежливо и ненавязчиво, помогаю положить и достать багаж. Для капризных деток у меня припасены конфетки или мытые яблочки, - улыбается водитель. - Даже если ребенок кричит и балуется, я спокойно к этому отношусь. У меня самой двое детей. Старшая дочь уже взрослая - учится в университете, младшая - ходит в третий класс.
Работает Наталья днем, как темнеет - возвращается домой. За одну рабочую смену в среднем выполняет 30 заказов. В дневное время суток попадается меньше проблемных пассажиров, но все же совсем без них не обходится.
- Часто бывает, что люди вызовут такси, а потом просто не выходят, - рассказывает водитель. - Мне два-три раза приходилось отправлять жалобы на пассажиров. Помню, были какие-то люди, которые просто развлекались: делали заказ, указывали хорошую сумму, а когда водитель почти приезжал к месту вызова, заказ сбрасывали. Я так отслеживала шутников, брала заказ и сразу же делала дозвон, чтобы номер отобразился. Следом направляла жалобы в службу поддержки, и этих клиентов блокировали.
Ее коллега Заур Абдрахманов в сервисе «inDriver» работает около полугода, но уже успел положительно себя зарекомендовать. Его рейтинг в приложении -4,9 звезд или 99,5 баллов. Выполненных поездок - более полутора тысяч, и практически каждая оценена.
- Работа таксистом для меня - дополнительный заработок. А так я тружусь машинистом роторного экскаватора, у меня посменный график, в свободное время таксую, - говорит водитель. - За отзывами и оценками слежу, у клиентов интересуюсь, по каким критериям они оценивают поездку, что для них важно. Чтобы подкорректировать в дальнейшем. Многие отмечают, что быстро приезжаю на вызов, в салоне чисто и опрятно. Есть такие клиенты, которые соглашаются на предложенную цену, а потом все-таки могут снизить оценку, потому что хотели доехать за более низкую стоимость.
Одно из правил Заура: даже если нечаянно подтвердил принятие заказа - нельзя отказываться, надо его выполнять.
- Я такой человек, который считает, что договор дороже денег, раз согласился, значит, будь добр, сделай, - продолжает мужчина.
Опыт работы таксистом у Заура - около семи лет. Он пробовал работать в обычном таксопарке, но с появлением онлайн-сервисов заказы там упали, и он ушел.
- Мне не нравится зря простаивать в ожидании клиентов. А в «inDriver» хоть и дешевле заказы, зато людям выгодно, они чаще вызывают такси, меня это устраивает. Сейчас, наблюдаю, студенты стали часто ездить на такси, значит, для них тоже услуги такси не бьют по карману, - говорит мужчина. - Нет таких микрорайонов в городе, куда бы я отказывался ехать. Знаю, что некоторые таксисты берут заказы только в центре города, но я выезжаю зарабатывать, а не стоять без дела, ожидая идеального заказа. Я смело беру пассажиров до пригородных сел. Очень редко бывает, что нет клиента в обратную сторону. Если по своим делам еду куда-то в Аксу, например, или куда-то по области в деревню, то найти попутчиков тоже не проблема.
Заур считает, что к клиенту важно найти подход, не только ради хорошей оценки, а потому что это часть его работы, которую он старается выполнять хорошо.
- Если пассажир хмурый, то можно настроение ему поднять шутками, разговорами на отвлеченные темы. Глядишь, к концу поездки уже смеется, улыбается. По некоторым видно, что, наоборот, лучше помолчать, ничего не спрашивать. Кто-то сам о своих проблемах рассказывает или просто о жизни. Поговорить - я не против, - смеется таксист. - Всегда приходится действовать по ситуации. У многих водителей, в том числе и у меня, есть правило: если подвозишь девушку, женщину в вечернее время, то не уезжаешь с места, пока она не зайдет в подъезд. Некоторые сами об этом просят.
Мужчина рассказывает, что от отношения к пассажирам и к работе, в целом, зависит приоритет при появлении новых заказов в приложении.
- Если у тебя оценки выше и ты находишься в районе клиента, то заказ приходит к тебе раньше, чем к остальным. Я стараюсь соблюдать чистоту в салоне, идти навстречу клиентам. Летом езжу с кондиционером, чтобы людям в поездке было комфортнее. Мне даже чаевые иногда оставляют, - говорит таксист. - Для пассажиров хорошо, что они через приложение видят, какая машина к ним приедет. Потому что встречаются такие заказы, когда клиент в комментариях пишет: «Жигули» не приезжайте.
Его слова подтверждает и водитель Юрий Бутенко.
- Некоторые клиенты и вовсе подписывают, какую марку машины им нужно: например, «Мерседес», - смеется мужчина.
Юрий тоже в рейтинге лучших водителей сервиса: у него 98,4 балла и более 1700 поездок. В число «онлайн-таксистов» пришел меньше года назад. Для него это тоже дополнительный заработок, мужчина трудится на одном из местных производств.
- Я вожу автомобиль с 18 лет, - говорит Юрий. - Сейчас мне 40. Работаю только в те часы, когда мне удобно: по вечерам, в выходные и праздничные дни. Смена стоит недорого, поэтому если «сгорят» купленные часы, не жалко.
Юрий, как и Заур пробовал работать в обычном такси, но тоже предпочел онлайн-службу.
- За оценками я особо не слежу, никогда не прошу их поставить, но иногда читаю отзывы, - рассказывает таксист. - Если брать сто процентов клиентов, то процентов 20 из них вежливостью не отличаются. Я никогда не ведусь на провокации, не иду на конфликт, стараюсь все перевести в шутку или тему резко перевести, так и сам в негативном настроении не останешься, и человек сменит манеру общения.
Для забывчивых клиентов Юрий - водитель-находка. Он признается, что после каждого пассажира, едва тот выйдет из салона, проверяет заднее сиденье, чтобы чего не осталось.
- Бывает, забывают телефон, ключи, поэтому сразу смотрю, пока человек далеко не ушел, чтобы вернуть, - говорит водитель. - У меня это уже привычка.
Отказывать ему приходится только тем пассажирам, которые и на ногах стоять не могут от алкогольного опьянения.
- Если человек до машины дойти не может, как я его повезу? Проблем не оберешься, обязательно будет конфликт, нарываться не хочется. К тому же, беря пассажира, я считаю, что отвечаю за его безопасность - объясняет Юрий. - Я езжу в разные микрорайоны города, не беру заказы только на Лесозавод. Не потому что это как-то не выгодно может быть, а просто его не знаю. Да и за рублем я не гонюсь, лучше выполню меньше заказов, но качественнее.
Как отмечает Юрий, на главных дорогах в Павлодаре ему бы хотелось видеть отрегулированную систему движения, которую называют «зеленой волной». По словам таксиста, автомобилистам это было бы удобно.
- На проспекте Тауелсыздык по факту «зеленой волны» сейчас нет, недолгое время она просуществовала, - вспоминает Юрий. - Стихийные парковки во дворах доставляют неудобства: то не проедешь, то не развернешься, а с приходом зимы ситуация еще усложнится. Эту проблему надо как-то решать.
Все три водителя отмечают, что в нашем городе их радует состояние дорог, а в последнее время значительно улучшилось и состояние дворов. Однако они высказали пожелания, чтобы в зимнее время больше внимания уделялось очистки придворовых территорий от снежных заносов.
- Хороших клиентов, ровных дорог, поменьше поломок, побольше позитива и здоровья, - желают наши собеседники своим коллегам в честь прошедшего вчера праздника и напоминают. - Нас всех ждут дома, давайте, будем взаимовежливы и аккуратны на дорогах.
Пользовался индрайвером с самого внедрения в Павлодар. Пришлось и в качестве водителя поездить. Но в основном пассажиром. Сейчас пользуюсь все реже. Проще вызвать такси по приложению. Почему? Надо уехать. Ставишь адекватную цену (такая цена будет в большинстве служб такси). Нет, начинается у стоящих вокруг индрайверцов предложения цен +200, +500 и пр. к указанной. Видимо водители немного не в адеквате. Естественно не еду за такие цены, и что водители выиграли? будут сидеть на месте и жечь бензин прогревая машины, вместо того, чтоб заработать нормальные деньги в поездке.
Цены в индрайвер сейчас такие же как и в таксопарках. Разницы нет.
Хорошая статья. С радостью пользуюсь приложением. Все устраивает, с моими ценами водители всегда соглашаются и подача гораздо быстрее, чем в службах.