Чтоб не отдать концы

Трагедия с российским судном «Булгария» заставила многих задаться вопросом - а у нас не может такое случиться? Произошедшее в Татарстане павлодарцы приняли особенно близко к сердцу, ведь по нашему Иртышу на пассажирских теплоходах тоже ежедневно плавают сотни беззаботных горожан. И вряд ли кто-то из них задумывается о том, что в любой момент может стать жертвой стихии. Как не задумывались об этом пассажиры «Булгарии».
С вопросом о том, может ли у нас затонуть теплоход, мы обратились в региональную инспекцию транспортного контроля.
Специалисты прежде всего подчеркивают, что природные условия у нас и на Куйбышевском водохранилище, где затонула «Булгария», совсем разные. Такие происшествия, как в Татарстане, специфичны для водоемов, имеющих большие площади, где ветро-штормовые нюансы очень сильно влияют на остойчивость (равновесие - авт.) и живучесть судна. У нас хоть и сильное течение, но глубина небольшая, лишь в некоторых местах есть ямы, которые могут доходить до 20 метров. Кроме того, по реке курсируют пять обстановочных теплоходов, каждый из которых курирует какой-то определенный участок, поэтому остаться незамеченным судну на Иртыше практически невозможно.
Однако, если мы не соответствуем Волге, это не значит, что мы не должны соответствовать общим требованиям безопасности.
Как оказалось, немногочисленные павлодарские судовладельцы находятся под тотальным надзором. Проверяется все - от технического состояния судна и дипломов экипажа до надежности спасательных жилетов и прозрачности стекла в каютах.
В нашей области всего восемь пассажирских судов. Однако необходимые документы, подтверждающие техническую безопасность плавсредств, и разрешения бороздить воды Иртыша есть только у четырех, остальным «выплыв» пока запрещен. Два судна из тех, что на плаву, выходят на реку лишь иногда, по желанию хозяев. А вот другие два - теплоходы «Экибастуз» и «Казахстан» занимаются прогулочными экскурсиями по Иртышу. Каждый рассчитан на 234 пассажира. Оба ходят очень медленно и недалеко, один рейс, как правило, длится примерно два часа.
- Согласно требованиям, все теплоходы снабжены по количеству пассажиров спасательными средствами - жилетами, поясами, кругами, плотиками, шлюпками, - рассказал начальник отдела контроля на водном транспорте региональной транспортной инспекции Ардак Кайргельдин, - круги и плотики по периметру имеют лееры (тросы - авт.), чтобы люди могли за них держаться и оставаться на плаву. Спасательные средства ежегодно тестируются весной перед сдачей теплохода. Они должны держать людей, а в случае проверки - соответствующий груз, в течение суток. Если утонут раньше - не годные. Причем десять процентов жилетов должны быть детскими, так как из взрослого ребенок может выскользнуть или перевернуться вместе с ним, ведь жилет обладает поплавковым эффектом. На наших теплоходах есть универсальные пояса, которые затягиваются до нужного размера и гарантируют безопасность как взрослому человеку, так и ребенку.
Надевать жилеты при посадке не обязательно. Есть такое понятие - «живучесть» судна, то есть время, которое теплоход будет находиться на воде в случае пробоины. Уж на то, чтобы всем надеть жилеты, его хватит.
Помимо наличия полного комплекта спасательных средств, на теплоходах как часы должны работать система пожарной безопасности и водооткачивающие насосы.
- Наверное, экипаж «Булгарии» растерялся. Ведь должна сразу включаться пожарная система и система выброса воды за борт, то есть все, что набирается внутрь, насосы должны выкидывать обратно. Видимо, эти меры не были своевременно приняты, - строит предположения Ардак Канатович.
На павлодарских судах эти насосы проверены, так же, как и пожарная система, они работают.
А в трюме каждого судна есть капитальные перегородки, которые делят его на отсеки. Если один из них будет затоплен, вода ни в коем случае не должна проникнуть через перегородку и заполнить следующий. Поэтому герметичность отсеков проверяют очень интересным способом: с одной стороны перегородку покрывают известкой, а с другой - обливают керосином, который имеет свойство очень хорошо просачиваться в мельчайшие трещинки. Если через какое-то время известка потечет - отсек забракуют, и над ним будут работать сварщики. Такие проверки обычно устраивают после ремонта корпусов судов и при замене обшивки. Все четыре местных теплохода, имеющие разрешение на провоз пассажиров, этот тест выдержали. Кстати, любой ремонт и изменение судна также строго контролируются.
Транспортная инспекция в связи с трагической гибелью «Булгарии» вскоре снова проверит павлодарские пассажирские суда, внепланово. Кроме того, на прошлой неделе специалисты созвали специальное рабочее собрание с судовладельцами. В числе прочих перед ними выступил главный инженер ГУ «Регистр судоходства» по Павлодарской области Виктор Шишкарев. Именно этот человек следит за технической исправностью и безопасностью местных теплоходов.
- То, что случилось на Волге, - большое горе, - сказал Виктор Сергеевич, - а ведь на Иртыше такие же суда, такие же экипажи. Но я все же считаю, что у нас такого не произойдет. Техническое состояние «Казахстана» и «Экибастуза» неплохое. Только, товарищи судовладельцы, не забывайте - надежность должна быть полной. Ведь мы не просто так делаем вам замечания. Вы обязаны их устранять. Например, замена стекла. Вы этим понемногу занимаетесь, да, но вы должны понимать, насколько важны даже такие мелочи. На судне нет несерьезных моментов. Сквозь мутное стекло пассажир, который находится в салоне, не видит, что творится за бортом, вдруг на судно надвигается что-то, например, другой теплоход? Если нет у вас денег на полную комплектацию - стойте! Пожалуйста, не полагайтесь на случай. Вы отвечаете за своих пассажиров. И если что-то случится, винить мы будем вас.
Впрочем, не лишним будет и самим пассажирам позаботиться о себе. По меньшей мере - не распивать спиртное на теплоходе или перед поездкой.
Департамент по ЧС Павлодарской области уже направил в областную инспекцию транспортного контроля письмо, в котором изложил претензии по нарушениям правил безопасности на борту теплоходов: «По нашим сведениям, при посадке допускается перегруз пассажиров, провоз на палубу спиртных напитков, дети не обеспечиваются спасательными жилетами, отсутствуют спасательные шлюпки, зачастую на прогулочный теплоход пропускаются пассажиры в нетрезвом состоянии. На территории речного вокзала расположены десятки киосков, торгующих спиртными напитками».
- Народ ухитряется проносить выпивку с собой или уже является на судно нетрезвым, - признает Ардак Кайргельдин, - но мы не занимаемся охраной общественного порядка и не имеем полномочий принимать к пьяным меры.
Поэтому на собрание специально пригласили представителя ДВД области, дабы полицейские обратили внимание на то, что среди пассажиров прогулочных судов попадаются подвыпившие граждане. Они перегибаются через борт, иногда даже пытаются сигануть в воду.
Несмотря на многочисленные проверки судов, стопроцентную гарантию безопасности никто дать не может, ведь вода, пусть даже на безобидном с виду павлодарском участке Иртыша, все-таки стихия, которая, как известно, абсолютно непредсказуема. Кроме того, как бы ни латали владельцы свои суда, моложе они от этого не становятся - павлодарский флот очень и очень старый. Средний возраст водоплавающего транспорта в регионе - 25-30 лет. А то и больше: Ардак Канатович признался, что служебному судну транспортной инспекции целых 52 года! Так что, ступая на борт, будьте готовы к форс-мажорным обстоятельствам. Поинтересуйтесь у команды, где находятся спасательные жилеты. Так, на всякий случай.
P.S. Павлодарские спасатели готовятся к внеплановым учениям по эвакуации людей с якобы тонущего теплохода. По словам заместителя начальника водно-спасательной службы ДЧС Александра Поваляева, в случае непредвиденной ситуации на борту пассажирского судна к спасению людей будут привлечены 27 водолазов, теплоход «Тайфун» вместимостью 13 человек, катера «Чибис» и «Амур» вместимостью шесть человек каждый, а также моторные лодки.

Максим

maxidrom77719 июля 2011 10:29

____- Наверное, экипаж «Булгарии» растерялся. Ведь должна сразу включаться пожарная система и система выброса воды за борт, то есть все, что набирается внутрь, насосы должны выкидывать обратно. Видимо, эти меры не были своевременно приняты, - строит предположения Ардак Канатович.___
Теплоход перевернулся и затонул за 3 минуты! Какая там система выброса воды за борт поможет? Ардак Канатович даже не в курсе как затонула Булгария, а строит свою версию. Или он думает, что Булгария тонула как Титаник, в течение часа, плавно и ровно уходя под воду? Если не дай Бог перевернётся Казахстан, то откуда система выброса воды за борт будет черпать эту воду? Практически из Иртыша.

у

hater19 июля 2011 10:41

а он вообще в курсе какого года этот кораблик, Булгария который? он 1955 года, о какой системе пожаротушения может идти речь?

Murat

Kazakh-pvl19 июля 2011 12:05

Обращаюсь к редакции газеты Версия. Прекратите писать с ошибками, неоднократно повторяются и очень часто.
Почему тут не выкладывают свои новости другие газеты? Было бы намного интересней.

НЛО борт №

НЛО борт №19 июля 2011 13:53

а как же Наша Жизнь, Обозрение недели и Новое время, это не другие газеты что ли? :)))

Murat

Kazakh-pvl19 июля 2011 14:22

имел ввиду, чтобы на одну новость было несколько мнении, поэтому и написал тут.

НЛО борт №

НЛО борт №19 июля 2011 17:37

Обозрение недели писало:
pavlodar-online.kz/news/?id={C2DAC670-98C2-4A75-BA50-101649A2A290}
новость от 15 числа: Река ошибок не прощает

Комент

Comentor29 июля 2011 15:11

Ага, еще возможность взрыва ядерного реактора расследуйте...