Девальвация, как следует из экономического словаря, это снижение курса национальной валюты по отношению к другим, более устойчивым. Но, во-первых, мы прекрасно видим, что все валюты, и доллар, и евро, постоянно двигаются по отношению друг к другу. Тем самым правительства пытаются влиять на экономику своих стран. Потому что высокий курс национальной валюты сказывается на дороговизне товара, производимого в этой стране, и его конкурентоспособности на внешнем рынке. Допустим, европейская стиральная машина у нас автоматически становится дороже, чем такая же, но произведенная в Корее, где ее купили за доллары. А если такую же стиральную машину собрали в Казахстане, заплатив нашим рабочим зарплату в дешевом тенге, то она будет еще доступнее для потребителя. И не только, кстати, казахстанского.
Кому дешевую валюту?
Итак, дешевая валюта своей страны выгодна производителям-импортерам. Например, Павлодарскому машиностроительному заводу, который производит технику, в основном, для России. Как заявил недавно его директор Леонид Белогривый, из-за девальвации рубля и снижения его курса по отношению к тенге продукция завода становится неконкурентоспособной на российском рынке. «Рубль на сегодняшний день упал на 27 процентов. По курсовой позиции наша продукция стала значительно дороже, чем у российских производителей. Это приводит к тому, что наша экспортная составляющая, направленная на Российскую Федерацию, к большому сожалению, практически подошла к нулю», – отметил он. Если тенге станет дешевле, большегрузные краны ПМЗ вновь станут пользоваться спросом, значит, не нужно будет своих рабочих отправлять в бессрочные отпуска. Но это одна сторона медали. У нее есть, конечно же, и обратная.
Дорогой доллар на внутреннем рынке невыгоден банкам, которые делали большие внешние заимствования. Теперь нужно их погашать, скупая подорожавшую валюту. Некоторые специалисты считают, что внезапная пропажа долларов из обменников связана именно с этим: банкам самим нужны «зеленые», чтобы расплатиться с немалыми долгами. Как заявило руководство Национального банка РК, в этом году казахстанские банки должны погасить 11 млрд долларов внешних долговых обязательств. Первые платежи начинаются уже в конце января.
И еще один немаловажный момент. На поддержание стабильности тенге тратится не что иное, как золотовалютный резерв (ЗВР) страны. В России убытки уже триллионами считают. По Казахстану, если верить экспертам МВФ, ЗВР пока «похудел» не намного. А ведь это – наш с вами страховочный круг. Если и дальше тратить ЗВР на поддержку курса тенге, последствия могут быть непредсказуемыми, вплоть до дефолта. Оно нам надо?
Полегчает ли кошелек потребителя?
Но что это мы все о банках да экспортерах? Наших читателей, наверняка, больше интересуют вполне обыденные вещи: не подорожают ли товары народного потребления, продукты питания. Скажем так: если мясо произвели в Казахстане, на казахстанских кормах, на нашей электроэнергии, а работники получили свою зарплату в тенге, то этот продукт дорожать из-за снижения курса тенге не должен. То же самое с хлебом, молоком, маслом и яйцами. Кстати, последние подешевели зимой (невиданное дело!) именно из-за того, что российский рубль упал по отношению к тенге. А яйца, и немало, к нам завозят как раз из России, чем и сбивают цену. Потребителю хорошо, а вот казахстанские производители яиц подсчитывают убытки. Если и дальше так пойдет – отрасль может вновь оказаться в загоне, откуда недавно только выбралась.
Сложнее со стиральными машинами и другими бытовыми товарами. К сожалению, практически ничего их этого в Казахстане не производится, почти все – импорт. А за него, как вы поняли, нужно платить подорожавшей по отношению к тенге валютой – долларом или евро. Не удивляйтесь, если увидите новые ценники на промышленные товары, которые будут меняться в большую сторону до тех пор, пока не установится курс. Так что в этом покупатели, конечно же, проиграют. А вот если бы за годы экономического процветания в Казахстане открылись новые заводы, фабрики по производству бытовых и промышленных товаров, такого бы не случилось. Сегодня даже ГСМ по большей части завозится из России, своих нефтеперерабатывающих заводов не хватает.
Кстати, со многими продуктами питания ситуация не лучше: если картошку выращивать мы уже научились, то делать из нее чипсы и другие полуфабрикаты - еще нет. Так что импортные продукты питания, особенно деликатесы, подорожают наверняка. «Рубикомовская» колбаска, так любимая горожанами, тоже может не устоять: оболочка, специи, оборудование для производства – все импортное. Кредиты, если таковые имеются, тоже в валюте не нашего государства. Так что и здесь можно ждать повышения, хоть и не такого значительного, как в полностью импортных товарах.
Итак, напомним азбучную истину: деньги – это не товар, а эквивалент вложенного труда. Причем вложенного в разных странах и оплаченного разными валютами. Отсюда и все проблемы. Если бы, как мечтают фантасты, на планете Земля была единая всеземельная валюта, такой проблемы как девальвация не существовало бы. Доживем ли мы до этого? Жизнь покажет.
Мнения экспертов
«Убежден, что нынешнее правительство вместе с Нацбанком будут очень стараться не допускать резкого падения тенге. Но девальвировать национальную валюту необходимо, так как резко упала валютная выручка от экспорта нефти. Политика сдерживания тенге в конечном итоге может привести к истощению золотовалютных резервов Нацбанка, и тогда пользы уж точно не будет никому. В сегодняшней ситуации необходимо проводить политику постепенного «отпуска» тенге в зависимости от тенденции поведения цен на нефть». Галым Байназаров, первый председатель Национального банка независимого Казахстана
«Наивно полагать, что Национальный банк посредством регулирования одной только денежной массы сможет справиться с инфляцией. Правительство, ставя на вид регионам, допустившим рост показателей инфляции, не может не понимать, что реального системного инструмента ограничения инфляции у акиматов нет: они не могут влиять на уровень инвестиций в организацию новых производств, не могут влиять на уровень процентной ставки по банковским займам, валютный курс, который влияет на стоимость импортируемых продуктов питания etc». Специализированный журнал «Эксперт Казахстана»
Современный экономический словарь
ДЕВАЛЬВАЦИЯ (от лат. de — понижение и valeo — иметь значение, стоить) — снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам, международным счетным денежным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы. Девальвация может быть признана правительством страны официально, в законодательном порядке.
ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества… Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. В то же время инфляция выгодна экспортерам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учета роста цен.