Мосты с работодателем не навели

Наверное, уже никого не удивляет, что объекты, которые возводятся в регионе за счет бюджетных средств, часто оказываются в центре скандалов. Взять, к примеру, усольские новостройки. В большинстве случаев рабочие субподрядной организации или же самого подрядчика жалуются на долги по заработной плате. И даже такой факт, что люди официально заключили трудовой договор с работодателем, не берется во внимание.

У руководства фирм-должников свои доводы. Работники сами виноваты: отделку, побелку, покраску сделали некачественно, мол, комиссия не примет такую работу. Или еще одна распространенная причина - деньги заказчики еще не перечислили, сами без копейки сидят. В итоге, в споры между работодателем и сотрудниками вмешиваются прокуратура, трудовые инспекторы и даже служители Фемиды.

На этот раз на долги по заработной плате пожаловались журналистам рабочие, занятые в строительстве нового автомобильного моста через Иртыш. Напомним, проект многомиллиардный, на контроле у областной власти. В будущем он позволит значительно сократить дорогу Павлодар - Аксу. Общая протяженность нового переезда составит 12,3 км. При этом развязка будет состоять из четырех мостов: через Старый Иртыш (246,6 м), озеро Щучье (69,2 м), Усолку (92,4 м) и основной мост через главное русло Иртыша протяженностью 476 м.

Один из рабочих, Мухамедкали Кайсаринов, показал нам, где работали люди. Это один из участков большой стройки, в пойме вблизи Кенжеколя. Стелили на грунт будущей дороги, ведущей к основному арочному мосту, специальный материал, чтобы при весеннем разливе Иртыша трассу водой не размывало. Строить строили, но денег так и не получили, работодатель должен за два месяца - август и сентябрь.

- Директор ТОО “Кемпинг сервис”, где мы работали, обещал платить в месяц где-то 100 тысяч тенге, за два месяца 200 тысяч должны были получить, - рассказывает Мухамедкали. - Заявление о приеме на работу писали, табель вели. Как-то наш директор приехал, посчитал по табелю, сказал мне: у вас где-то за 100 тысяч вышло, деньги вот получу и отдам. С тех пор ждем. Нас человек двадцать - экскаваторщики, дорожные рабочие, текстильщики. Вот ждем до сих пор, директор обещаниями кормит: понедельник, вторник, до конца недели, потом опять понедельник, вторник. Сказали ему: пока зарплату не дашь, мы на работу не выйдем. Все разошлись. Надо теперь срочно работу искать - у всех семьи, кредиты, пени растут. Ему объясняем, а он: ждите, ждите. Везде ходили уже по инстанциям - бесполезно.

Сегодня на этом участке трудятся представители генерального подрядчика - ТОО “Казахдорстрой”. А вот фирма, которая задолжала людям деньги, оказывается, просто привлекалась к работам. Даже не субподряд. По крайней мере, так заявили заказчики - ПОФ АО НК “КазАвтоЖол”. По их же словам, со всеми они рассчитались.

- По информации генерального подрядчика, ТОО “Казахдорстрой”, предприятие ТОО “Кемпинг сервис” было привлечено на оказание услуг по использованию спецтехники - это катки, самосвалы, автогрейдера. В настоящее время ТОО “Казахдорстрой” за оказанные услуги с ТОО “Кемпинг сервис” рассчиталось в полном объеме, задолженности перед ними не имеет, - заявил нам заместитель директора ПОФ АО НК “КазАвтоЖол” Ербол Макаш. - Если подойти с юридической стороны, то отношения между ТОО “Казахдорстрой” и ТОО “Кемпинг сервис”, где не была выплачена заработная плата, являются трудовыми. И в связи с этим зарплату ТОО “Кемпинг сервис” должно выдавать само, так как оно получило деньги от ТОО “Казахдорстрой”. Они ( сотрудники ТОО “Кемпинг сервис” - прим.авт.) работали на каких-то специализированных объемах и услугах, все средства им оплатили. Сам “Кемпинг сервис”, видимо, там уже его недочеты, недоработка в этом плане имеется.

На вопрос, что за фирма - этот некий “Кемпинг сервис”, заказчики моста ответить затруднились.

- С “Кемпинг сервис” у нас никаких юридических отношений нет. Договор с ними не заключали и согласование на привлечение как субподрядной организации не давали. Это в договорах, по которым мы работаем с “Казахдорстрой”, оговаривается: если они привлекают субподрядчика, соответственно, они должны взять у нас на это согласование. Но никаких согласований на привлечение ТОО “Кемпинг сервис” мы не давали, - заключил Макаш.

В общем, для нас осталось непонятным, на основании каких договоров все же работал генподрядчик с фирмой с малоизвестным названием ТОО “Кемпинг сервис”. Впрочем, говорить официально на камеру журналистам представители генподрядчика отказались, лишь заявив, что с фирмой рассчитались, долгов перед ней нет.

Что касается самой компании “Кемпинг сервис”, удалось выяснить немного - фирма зарегистрирована в Павлодарской области. Мы разыскали и номер телефона предприятия. Однако мужчина, ответивший на том конце провода, выслушав нас и узнав о том, что с ним разговаривают журналисты, ответил буквально следующее: мол, и он когда-то работал в этой фирме, но сейчас вообще уволился, так что мы не по адресу. Кто знает, может, это и был директор, не пожелавший представляться?

Между тем, в управлении труда заявили: отчаявшиеся люди приходили и к ним, с ними провели устную консультацию. По словам госинспекторов, проверить фирму, задолжавшую людям деньги, сегодня не позволяет мораторий. А трудовой договор люди не заключили, что и не удивительно - в половине случаев из числа обратившихся это главная проблема, говорят инспекторы, и они устали уже объяснять, что верить работодателю на слово нельзя, нужно первым делом именно заключить трудовой договор. Впрочем, заявления о приеме на работу, которые они писали, и табель учета - это тоже документы.

- В случае отсутствия трудового договора потом возникают проблемы по невыплате зарплаты, так как в договоре указывается размер зарплаты. Но даже если и нет трудового договора, трудовые отношения все равно имеют место. С момента, когда человек фактически приступил к работе, считается, что с ним есть устный трудовой договор. Он имеет те же права и обязанности, что и остальные работники. И если у него есть, например, свидетельские показания, он имеет право обратиться в суд. Трудовые вопросы рассматриваются бесплатно, то есть госпошлина не платится. Имеет право обратиться с исковым заявлением и попытаться доказать наличие трудовых отношений и наличие задолженности по заработной плате. Другое дело - это доказать сам размер заработной платы, который обговаривался с работодателем, - объяснил руководитель отдела государственной инспекции труда управления труда Павлодарской области Аскар Капанов.

Инспекторы заявляют: в случае чего, помогут консультативно. А вот люди говорят, не думали, что дойдет до суда. Работодателю доверяли. И объект все-таки серьезный, новая стройка, огромные бюджетные вливания.

Между тем, на участке, где раньше трудились сотрудники ТОО “Кемпинг сервис”, работы ускорили. По срокам, железобетонный переход через озеро уже должны были соединить с грунтовой дорогой, которую и устилают специальным материалом. Но пока до этого не дошло.

Кстати, по нашей информации, сегодня стоит вопрос о переносе сроков введения самого моста через Иртыш. В паспорте значится: срок окончания работ - декабрь 2015 года. Однако это большой вопрос, говорят информированные источники. Работы перенесут на 2016-й. Такие проекты для нашего региона - дело новое, не каждый день строят. Так или иначе, лишь бы деньгами людей не обидели. К тому же, заказчикам было дано конкретное поручение - привлекать как можно больше местных специалистов, чтобы пополнялась местная казна. А если есть долги по заработной плате, что уже говорить об отчислениях в бюджет.

 

Поделиться
+1