Наверное, уже никого не удивляет, что объекты, которые возводятся в регионе за счет бюджетных средств, часто оказываются в центре скандалов. Взять, к примеру, усольские новостройки. В большинстве случаев рабочие субподрядной организации или же самого подрядчика жалуются на долги по заработной плате. И даже такой факт, что люди официально заключили трудовой договор с работодателем, не берется во внимание.
У руководства фирм-должников свои доводы. Работники сами виноваты: отделку, побелку, покраску сделали некачественно, мол, комиссия не примет такую работу. Или еще одна распространенная причина - деньги заказчики еще не перечислили, сами без копейки сидят. В итоге, в споры между работодателем и сотрудниками вмешиваются прокуратура, трудовые инспекторы и даже служители Фемиды.
На этот раз на долги по заработной плате пожаловались журналистам рабочие, занятые в строительстве нового автомобильного моста через Иртыш. Напомним, проект многомиллиардный, на контроле у областной власти. В будущем он позволит значительно сократить дорогу Павлодар - Аксу. Общая протяженность нового переезда составит 12,3 км. При этом развязка будет состоять из четырех мостов: через Старый Иртыш (246,6 м), озеро Щучье (69,2 м), Усолку (92,4 м) и основной мост через главное русло Иртыша протяженностью 476 м.
Один из рабочих, Мухамедкали Кайсаринов, показал нам, где работали люди. Это один из участков большой стройки, в пойме вблизи Кенжеколя. Стелили на грунт будущей дороги, ведущей к основному арочному мосту, специальный материал, чтобы при весеннем разливе Иртыша трассу водой не размывало. Строить строили, но денег так и не получили, работодатель должен за два месяца - август и сентябрь.
- Директор ТОО “Кемпинг сервис”, где мы работали, обещал платить в месяц где-то 100 тысяч тенге, за два месяца 200 тысяч должны были получить, - рассказывает Мухамедкали. - Заявление о приеме на работу писали, табель вели. Как-то наш директор приехал, посчитал по табелю, сказал мне: у вас где-то за 100 тысяч вышло, деньги вот получу и отдам. С тех пор ждем. Нас человек двадцать - экскаваторщики, дорожные рабочие, текстильщики. Вот ждем до сих пор, директор обещаниями кормит: понедельник, вторник, до конца недели, потом опять понедельник, вторник. Сказали ему: пока зарплату не дашь, мы на работу не выйдем. Все разошлись. Надо теперь срочно работу искать - у всех семьи, кредиты, пени растут. Ему объясняем, а он: ждите, ждите. Везде ходили уже по инстанциям - бесполезно.
Сегодня на этом участке трудятся представители генерального подрядчика - ТОО “Казахдорстрой”. А вот фирма, которая задолжала людям деньги, оказывается, просто привлекалась к работам. Даже не субподряд. По крайней мере, так заявили заказчики - ПОФ АО НК “КазАвтоЖол”. По их же словам, со всеми они рассчитались.
- По информации генерального подрядчика, ТОО “Казахдорстрой”, предприятие ТОО “Кемпинг сервис” было привлечено на оказание услуг по использованию спецтехники - это катки, самосвалы, автогрейдера. В настоящее время ТОО “Казахдорстрой” за оказанные услуги с ТОО “Кемпинг сервис” рассчиталось в полном объеме, задолженности перед ними не имеет, - заявил нам заместитель директора ПОФ АО НК “КазАвтоЖол” Ербол Макаш. - Если подойти с юридической стороны, то отношения между ТОО “Казахдорстрой” и ТОО “Кемпинг сервис”, где не была выплачена заработная плата, являются трудовыми. И в связи с этим зарплату ТОО “Кемпинг сервис” должно выдавать само, так как оно получило деньги от ТОО “Казахдорстрой”. Они ( сотрудники ТОО “Кемпинг сервис” - прим.авт.) работали на каких-то специализированных объемах и услугах, все средства им оплатили. Сам “Кемпинг сервис”, видимо, там уже его недочеты, недоработка в этом плане имеется.
На вопрос, что за фирма - этот некий “Кемпинг сервис”, заказчики моста ответить затруднились.
- С “Кемпинг сервис” у нас никаких юридических отношений нет. Договор с ними не заключали и согласование на привлечение как субподрядной организации не давали. Это в договорах, по которым мы работаем с “Казахдорстрой”, оговаривается: если они привлекают субподрядчика, соответственно, они должны взять у нас на это согласование. Но никаких согласований на привлечение ТОО “Кемпинг сервис” мы не давали, - заключил Макаш.
В общем, для нас осталось непонятным, на основании каких договоров все же работал генподрядчик с фирмой с малоизвестным названием ТОО “Кемпинг сервис”. Впрочем, говорить официально на камеру журналистам представители генподрядчика отказались, лишь заявив, что с фирмой рассчитались, долгов перед ней нет.
Что касается самой компании “Кемпинг сервис”, удалось выяснить немного - фирма зарегистрирована в Павлодарской области. Мы разыскали и номер телефона предприятия. Однако мужчина, ответивший на том конце провода, выслушав нас и узнав о том, что с ним разговаривают журналисты, ответил буквально следующее: мол, и он когда-то работал в этой фирме, но сейчас вообще уволился, так что мы не по адресу. Кто знает, может, это и был директор, не пожелавший представляться?
Между тем, в управлении труда заявили: отчаявшиеся люди приходили и к ним, с ними провели устную консультацию. По словам госинспекторов, проверить фирму, задолжавшую людям деньги, сегодня не позволяет мораторий. А трудовой договор люди не заключили, что и не удивительно - в половине случаев из числа обратившихся это главная проблема, говорят инспекторы, и они устали уже объяснять, что верить работодателю на слово нельзя, нужно первым делом именно заключить трудовой договор. Впрочем, заявления о приеме на работу, которые они писали, и табель учета - это тоже документы.
- В случае отсутствия трудового договора потом возникают проблемы по невыплате зарплаты, так как в договоре указывается размер зарплаты. Но даже если и нет трудового договора, трудовые отношения все равно имеют место. С момента, когда человек фактически приступил к работе, считается, что с ним есть устный трудовой договор. Он имеет те же права и обязанности, что и остальные работники. И если у него есть, например, свидетельские показания, он имеет право обратиться в суд. Трудовые вопросы рассматриваются бесплатно, то есть госпошлина не платится. Имеет право обратиться с исковым заявлением и попытаться доказать наличие трудовых отношений и наличие задолженности по заработной плате. Другое дело - это доказать сам размер заработной платы, который обговаривался с работодателем, - объяснил руководитель отдела государственной инспекции труда управления труда Павлодарской области Аскар Капанов.
Инспекторы заявляют: в случае чего, помогут консультативно. А вот люди говорят, не думали, что дойдет до суда. Работодателю доверяли. И объект все-таки серьезный, новая стройка, огромные бюджетные вливания.
Между тем, на участке, где раньше трудились сотрудники ТОО “Кемпинг сервис”, работы ускорили. По срокам, железобетонный переход через озеро уже должны были соединить с грунтовой дорогой, которую и устилают специальным материалом. Но пока до этого не дошло.
Кстати, по нашей информации, сегодня стоит вопрос о переносе сроков введения самого моста через Иртыш. В паспорте значится: срок окончания работ - декабрь 2015 года. Однако это большой вопрос, говорят информированные источники. Работы перенесут на 2016-й. Такие проекты для нашего региона - дело новое, не каждый день строят. Так или иначе, лишь бы деньгами людей не обидели. К тому же, заказчикам было дано конкретное поручение - привлекать как можно больше местных специалистов, чтобы пополнялась местная казна. А если есть долги по заработной плате, что уже говорить об отчислениях в бюджет.
Кто в области несет ответсвенность за эту стройку сегодня? Озвучьте фамилии. Стрна должна знать с кого спросить. А пока ответственные анонимны будет вот такое твориться
Этот моратррий это вообще отдельная песня
На ремонте трассы Павлодар-Астана, в районе Ленинского подрядчики также обманули несколько десятков водителей. Сначала обещали отличную зарплату(по сменам), потом начали пересматривать, а в итоге люди до сих пор не получили ни копейки. Одну полосу сделали, а когда закончат вторую остается только гадать.
, как правильно читается ваш никнейм?
Работал на этом объекте, Казахдорстрой беспредельная компания, можно по пальцам пере считать специалистов, кемпинг ужастно работали, конечно хозяин же Мереке Пшембаев. Их взяли на скрытый субподряд.
Казахдорстрой почти ничего сами не делают, наняли Российские компании, еще и ведут войну с заказчиком, заказчики требуют с них качество, но они не делают качественно, и поэтому им работу останавливают.