Не летится на берег турецкий

Банкротство турецкой авиакомпании “Sky Airlines”, по вине которой казахстанские туристы не могли самостоятельно вылететь из Анталии, может привести к тому, что отдых в Турции павлодарцам окажется не по карману.

Напомним, в июне этого года около тысячи казахстанских туристов стали заложниками ситуации. Люди не смогли самостоятельно вылететь из аэропорта Анталии, поскольку авиаперевозчик, который обеспечивает маршрут, соединяющий Турцию и Казахстан, попросту обанкротился. Вывозом граждан из Турции занималось МЧС Казахстана. Каждый рейс обошелся государству в 130 тысяч долларов.

Вслед за этим правительство республики приняло радикальное решение - запретить полеты в голубом казахстанском небе иностранным чартерам. Разумеется, такие новшества пришлись не по душе турецким авиакомпаниям, турагентствам и главное - самим отдыхающим. Ведь для большинства казахстанцев анатолийские курорты остаются наиболее желанными и доступными. Они же пользуются огромной популярностью у представителей так называемого среднего класса, которые не могут себе позволить отдых в странах Западной Европы, где стоимость недельной путевки порой доходит до шести тысяч долларов.

Люди, принимавшие поправки в закон “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”, руководствовались тем, чтобы не допустить повторения ситуации со “Sky Airlines”. Однако они, видимо, не учли, что турецкая сторона вряд ли готова мириться с таким отношением к себе и вполне может закрыть “воздух” для национального казахстанского авиаперевозчика “Эйр Астана”. Слухи о взаимном запрете небеспочвенны. Примером может послужить прецедент, созданный в 2009 году, когда на казахстанский рынок намеревалась выйти низкобюджетная авиакомпания ОАЭ “Fly Dubai”. Однако власти страны, опасаясь того, что новичок с его низкими тарифами отберет часть пассажиропотока у “Эйр Астана”, наложила запрет на маршрут Дубай-Алматы. В ответ на это арабские коллеги запретили нашему нацперевозчику летать к себе, и теперь главная авиакомпания Казахстана вынуждена возить пассажиров в отдаленный от курорта Абу-Даби. В результате этой войны больше всего проиграли туристы.

Несомненно, вступление в силу поправок в действующем законодательстве ударит по бюджету турецких курортов, которые ежегодно принимают около 300 тысяч казахстанских туристов. И пока новые правила игры не дошли до откровенных боев на мечах, делегация из Анкары прибыла в Казахстан, чтобы уладить если не все, то хотя бы большую часть вопросов. Ведь даже правительство Турции сегодня не может дать гарантий неповторения ситуации со “Sky Airlines”. А потому в рамках политического диалога пытается найти компромисс с казахстанскими коллегами. Детали встречи пока остаются неразглашенными, но уже известно, что запрет на полеты иностранных чартеров в Казахстане отложен до 1 октября этого года, когда туристический сезон в Турции приблизится к завершению.

“Недавние изменения в законе “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”, запрещающие чартерные перевозки иностранными компаниями, вызвали реакцию со стороны туроператоров и волнения среди туристов, купивших путевки. Эти изменения были инициированы Комитетом гражданской авиации, который ответственен за выдачу разрешений чартерным компаниям, - говорится в сообщении на официальной странице в Facebook Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Казахстана. - По этому поводу нами был инициирован ряд встреч и совещаний с представителями КГА, Казахстанской туристской ассоциации, представителями туроператоров и других заинтересованных структур”. После совещаний в Комитете гражданской авиации согласились с тем, что срок вступления поправок в силу будет продлен до 1 октября.

В то же время павлодарские турфирмы всерьез обеспокоены ближайшим будущим. Ведь если запрет останется в силе, большинство казахстанских туристов просто потеряют интерес к анатолийским курортам.

- Если чартерная программа будет закрыта, это подорвет имидж турецкого курорта, а для наших горожан будет означать, что прямые вылеты из Павлодара просто перестанут существовать, - говорит директор одного из павлодарских турагентств Людмила Аносова (имя и фамилия изменены по просьбе интервьюируемого). - Есть информация, что запрет хотят отодвинуть до 1 января 2014 года, но в любом случае это обернется большим уроном для всех, поскольку вероятность того, что чартеры встанут на линию регулярных вылетов, как того требует КГА, невелика.

С учетом новых обстоятельств отечественным туристам следует ожидать перемен любого класса и направления. Пока же ясно одно - нынешнее курортно-турецкое лето для казахстанцев ничем не будет отличаться от остальных. Другой вопрос в том, что для многих оно может оказаться последним.

 

P.S. Когда верстался номер, Минтранском разослал официальное сообщение, в котором говорилось о том, что ведомство разработало механизм, предусматривающий “прозрачность” в принятии решений о легитимности чартерных перевозок. То есть уполномоченный орган будет выдавать разрешения на полеты только лишь с целью организации чартерной перевозки для оказания помощи, рейсов в личных целях или деловой поездки, в случае разовых полетов, выполняемых на воздушных судах салонного варианта, а также полетов, совершаемых в рамках договоренностей авиационных властей Республики Казахстан с авиационными властями иностранного государства и в случае отсутствия возможности выполнения чартерных полетов казахстанскими авиакомпаниями.

Кроме того, Комитет гражданской авиации МТК РК и Комитет туризма МИНТ РК совместно с Казахстанской туристской ассоциацией (КТА) инициируют разработку плана по переходу туристических компаний на услуги отечественных авиаперевозчиков.

Поделиться
+1