Спасибо, что ушел

В прошлую пятницу произошло одно из самых значимых событий уходящего года - Ерлан Арын был освобожден от должности акима области.

В минувший вторник перепечатанная с pavon.kz статья «Версии» об аресте советника областного акима стала топ-новостью на сайте zakon.kz, а уже в среду Ерлана Арына вызвали в Акорду. В четверг он прибыл в Администрацию Президента, где ему дали понять, что доверия он не оправдал, с возложенными обязанностями не справился, подвел людей, которые в свое время рекомендовали его на пост главы региона. По некоторым данным, в Астане стоял вопрос об увольнении Арына за несоответствие занимаемой должности, которое поставило бы крест на его дальнейшей карьере. Но над ним сжалились - позволили написать заявление по собственному желанию.

В пятницу наш регион возглавил Канат Бозумбаев. Он родом из Алматы, ему 44 года, и за его плечами серьёзный послужной список. В разное время он был вице-министром энергетики, индустрии и торговли, президентом и председателем правления АО «KEGOC», председателем совета директоров «Air Astana», «КТЖ» и «КазМунайГаз». До недавнего времени Канат Алдабергенович руководил Жамбылской областью. Он был акимом этого региона целых четыре года и, если верить нашим коллегам с юга, таразцы его отпускать не хотели. А павлодарцы тем временем гадают - что за человек наш новый аким, какие у него планы, чего от него ждать. Мы надеемся, что Канат Бозумбаев жителей области не разочарует, и через несколько лет мы не будем радоваться его уходу, как радуемся сейчас отставке его предшественника. Желаем Канату Алдабергеновичу успехов на новом месте!

Но вернемся к Ерлану Арыну. Вспомним, чем запомнится людям уже, к счастью, бывший аким, первый в истории руководитель нашего региона, снятый с должности на волне громкого коррупционного скандала и с формулировкой «по собственному желанию».

Ерлан Арын был назначен главой области почти два года назад - 20 января 2012-го, и это событие стало для всех огромной неожиданностью. Помнится, в течение того дня различные источники пророчили на пост нового акима области то Владимира Боброва, то Асета Исекешева, то вовсе Тимура Кулибаева. Однако получили мы в итоге ректора ПГУ, известного ономаста, не скрывавшего желания переименовать павлодарцев в керекуйцев. Не случайно в первом же поздравлении с новым назначением, прозвучавшем на заседании областного актива, один известный аксакал, дабы сделать Ерлану Мухтаровичу приятное, назвал Павлодар «Кереку». Уже через несколько дней свежеиспеченному акиму пришлось оправдываться и уверять народ, что переименовывать областной центр он не собирается. Однако в последующем руководство региона, подконтрольные ему официальные СМИ и просто разномастные подлизы не раз уличались в подмене значений «Павлодар» и «павлодарцы» на «Кереку» и «керекуйцы».

Отложив задумку с переименованием, аким загорелся новой затеей - заполонить областной центр памятниками. За время службы в качестве руководителя региона Ерлан Арын разместил в Павлодаре целый ряд значительных и не очень монументов, к которым питал некую подозрительную страсть. Один за другим в городе выросли памятники Потанину и Валиханову, жертвам голодомора, жертвам политических репрессий, первой учительнице, Бекхожину, а еще кровати и асыку. Это не считая многочисленных бюстов и мемориальных досок. На все изваяния, многие из которых имеют весьма спорное художественное содержание (а один монумент и вовсе был презентован с ошибками в надписях), тратились колоссальные деньги. Чего стоит только поставленная к форуму президентов стела на выезде из города, за которую, как недавно выяснилось, заплатили более восьмисот тысяч долларов.

Успел Ерлан Арын завести традицию с помпой праздновать бесчисленные юбилеи малоизвестных местных деятелей и дарить им ко дням рождения звания почетных граждан города, собирая специально для этих целей депутатов, послушно голосующих за новых кандидатов.

С благословления Ерлана Мухтаровича в Павлодаре, под предлогом реконструкции, варварски уничтожили не один сквер, не поленитесь - съездите к парку у восьмого лицея, посмотрите, что сталось с деревьями, которые руками нельзя было обхватить. На их месте высажены дохленькие елочки, которые не известно, приживутся ли, а уж поднимутся точно не при нынешнем поколении. Оно, кстати, едва ли простит бывшему акиму незаконный (это доказали «Версия» и прокуроры) перенос памятника-танка из центра города на отшиб, куда ни одна старушка с цветами уже не доберется.

Трудно было, видимо, господину Арыну расстаться со своими ректорскими комплексами, от чего страдал главный конкурент ПГУ - Инновационный Евразийский университет. В нынешнем году, для примера, студенты ИнЕУ не получили ни одного гранта акима области. В результате пострадал не столько нелюбимый Арыном частный вуз, сколько молодые павлодарцы, желавшие в нем обучаться, но лишившиеся такой возможности. Дошло до того, что однажды Ерлан Мухтарович прилюдно назвал ИнЕУ «недоразумением», несмотря на то, что вуз этот стабильно входит в число лучших в республике.

Зато вслед за Арыном в органы власти устремились его подчиненные по прежней работе: проректор ПГУ Роза Кадысова сначала стала депутатом гормаслихата, а затем возглавила областное управление культуры, директор департамента кадровой работы ПГУ Багустар Сапаров занял место заместителя руководителя аппарата акима области, декан факультета довузовского обучения и профориентации ПГУ Кунслу Исинова удостоилась должности пресс-секретаря акима области, директор департамента воспитательной работы и социальных вопросов ПГУ Нариман Абильшаиков стал сначала советником акима области, а затем возглавил областное управление туризма. В Мажилис от региона отправился проректор ПГУ Мейрам Бегентаев...

Ерлан Арын, в прошлом спортсмен-регбист, проявил себя как ярый противник здорового образа жизни - при нем возле областной библиотеки снесли популярную стритбольную площадку, заменив ее аллеей труда, похожей на ряд кладбищенских надгробий, а перед областным акиматом перестали заливать уже полюбившийся павлодарцам за несколько лет главный городской каток.

Предшественник Ерлана Арына Бакытжан Сагинтаев, уступая ему должность, выражал надежду, что футбольный «Иртыш» наконец-то снова станет чемпионом страны. В итоге же клуб погряз в долгах, едва не развалился и закончил минувший чемпионат на позорном шестом месте, впервые за последние несколько лет лишившись права выступать в Лиге Европы УЕФА.

Вообще при Ерлане Мухтаровиче многое было впервые. На совещания в акимат стали приглашать только «избранные» СМИ. В этом году, впервые за много лет, местную прессу с профессиональным праздником от лица областной власти поздравлял заместитель акима, а не глава региона, как это всегда и везде было принято. Последний так и не дал за время своей работы ни одного хоть сколько-нибудь заметного интервью, а с местной периодикой, судя по готовившимся для него пресс-службой обзорам, не знакомился вовсе. А зря, господин Арын, мы с коллегами так много интересного про вас писали!

Именно при Ерлане Арыне Павлодар, можно сказать, погрузился во мрак - новые светодиодные фонари, которые были установлены в городе в прошлом году к форуму президентов, практически ничего не освещают. Как ни пытались люди обращать внимание руководства региона на эту проблему, оно не предприняло абсолютно никаких действий, чтобы спасти народ от блужданий в потемках.

Все, кому хоть раз довелось побывать на каком-нибудь мероприятии с участием Ерлана Мухтаровича, имели возможность наблюдать одну из главных отличительных черт нашего бывшего акима - он всегда и везде опаздывал. Заставить собравшихся ждать его от двадцати до сорока пяти минут - совершенно нормальная для господина Арына практика. Причем, не важно было, кто ждет - школьники, пенсионеры, учителя, врачи… Он приезжал тогда, когда считал нужным, и в этом простые люди видели демонстрацию абсолютного к себе неуважения.

Весьма показательным примером действий главы региона в чрезвычайных условиях явился прошлогодний джут. Вместо того чтобы организовать помощь павлодарским крестьянам в спасении лошадей и обеспечении их бешено подорожавшими кормами, Ерлан Арын заявил, что никакого бедствия нет, а те крестьяне, что потеряли тысячи голов скота, сами виноваты в случившемся. Он даже пригрозил животноводам, что они «ответят по уголовке» за свою халатность и вранье. Кстати, не делающих чести академику выражений аким никогда не стеснялся: павлодарцы хорошо помнят его публичный перл насчет «словесного поноса».

Еще бывший аким запомнится тем, что очень любил летать. Он специальными рейсами мотался в этом году вместе со всей своей свитой в Усть-Каменогорск, в Башкирию, и подчиненные изыскивали десятки миллионов тенге на оплату аренды самолетов. А в это же время область не могла найти каких-то 25 миллионов тенге на реконструкцию вышедшего из строя водопровода в селе Ямышево, чтобы люди перестали черпать грязную воду из Иртыша.

Ерлан Мухтарович отлично справлялся с ролью «свадебного генерала». Помпезно открывал производства и поликлиники, которые затем так и не начинали нормально работать. Зато много и красиво обещал. Едва приступил к должности, сразу сказал: весной запустим кардиоцентр. Потом обещанный запуск несколько раз переносили. Аким грозился соорудить спорт-сити и научный городок. Под спорт-сити вроде бы вырыли котлован и обнесли его забором, на чем строительство и остановилось. В научном городке, в районе аэропорта, и конь не валялся.

Судя по всему, бывший аким не особо переживал за здоровье населения и местную экологию. Как мы ни просили его через газету отреагировать на новость о том, что в Курчатове, всего в нескольких сотнях километров от Павлодара, собираются строить атомную электростанцию, Ерлан Арын не сказал по этому поводу ни слова. За почти два года он не предпринял никаких действенных шагов для того, чтобы Павлодарская область перестала считаться самым неблагополучным регионом республики по темпам роста онкологических заболеваний.

Ни при одном акиме подчиненные так охотно не делились с нами слухами о бастыке и его семье: мол, строят элитный СПА-санаторий в Мойылды, на объекте бесплатно трудятся все фирмы, получившие в области хорошие строительные подряды; мол, переехали в купленные за 350 тысяч долларов две объединенные квартиры общей площадью 500 квадратов на первом этаже элитного жилого дома на берегу Иртыша, оттяпав под отдельный вход и персональный спуск к реке часть общедворовой территории; мол, набирают бытовую технику и не рассчитываются; мол, в здание администрации и свой кабинет, дабы ни с кем не встречаться в приемной, шеф заходит с черного хода; мол, с коньяка перешел на водку…

Готовя этот обзор, мы честно пытались перечислить достижения экс-акима - не может же быть такого, чтобы нам не за что было поблагодарить Ерлана Арына (фамилию которого его пресс-служба упорно отказывалась склонять, как будто женскую). Все-таки, он трудился на посту главы региона почти два года. Да, начался снос Алюминстроя, но документацию под него готовили предыдущие акимы. Да, развернулись строительство нового моста через Иртыш и реконструкция дорог на Омск, Астану и Семей, но все это - республиканские проекты, которых аким не касался. В общем, припомнить хоть что-нибудь стоящее нам так и не удалось. И все же сказать спасибо господину Арыну стоит - спасибо вам огромное, Ерлан Мухтарович, за то, что ушли! Многие павлодарцы уже назвали это событие главным подарком к Новому году и от души его отметили.

Поделиться
+1