Затем автобусные перевозчики заявили о повышении тарифа в автобусах и трамваях с 40 до 50 тенге.
И чиновники, и частники утверждают, что действуют только «в интересах пассажиров»: дескать, нововведения позволят улучшить комфортность поездок в общественном транспорте и обеспечат регулярность рейсов.
- Мы убираем с маршрутов 137 микроавтобусов только с одной целью, чтобы заменить их более комфортабельными автобусами средней и большей вместимостью, - говорит завсектором транспорта и пассажирских перевозок отдела ЖКХ Марат Асылбеков. - Разве это плохо? Сколько нареканий было от людей, что маршрутки ездят перегруженные, устраивают гонки, тем самым создают аварийную опасность на дорогах. Учитывая все эти жалобы и нарекания, изучив мнение населения, принято решение об изменении схемы движения ряда микроавтобусных маршрутов. Все это сделано по согласованию с перевозчиками. Что касается №108, то как микроавтобусный маршрут мы его упразднили. При этом продлили автобусный маршрут 1Э от ж/д вокзала через Усольский микрорайон до Дачного, добавив туда еще три графика и 10 автобусов большей вместимости. Это позволит сохранить прежний интервал движения автобусов в «часы пик» до 10 минут, а также обеспечить прямым автобусным сообщением льготные категории.
- Вы говорите, что изучали мнение пассажиров. Почему же люди недовольны исчезновением маршруток с центра города? Судя по жалобам, теперь пассажирам приходится простаивать на остановках в ожидании автобусов, тогда как раньше была возможность быстрее уехать на маршрутках.
- Всем, конечно, не угодишь, но рано или поздно нам все равно придется отходить от микроавтобусных маршрутов и заменять их автобусными. Центр города обеспечивается девятью маршрутами: №18, 27, 10, 21 и 1. Конечно, в дальнейшем будем стараться снижать интервал с 10 минут к примеру до 8-7 минут. Но могу сказать однозначно, что возврата маршрутных такси на улицу Сатпаева не будет. Они будут ходить в обход по Бектурова. Думаю, ничего страшного, не произойдет, если человек пройдет одну остановку, чтобы сесть на ту маршрутку, которой он привык пользоваться.
- Получается, что, избавляя центр города от маршруток, вы лоббируете интересы автобусников?
- В этом случае мы лоббируем интересы только пассажиров. Чтобы люди могли ездить в более комфортных и безопасных автобусах. Что касается перевозчиков, то все они находятся в равных условиях, все наши действия с ними согласованы. И потом, не секрет, что многие водители с автобусов «убегают» на маршрутки, где нет льготников и можно заработать. Да, мы сейчас искусственно переводим микроавтобусы с центра на второстепенные улицы. Постепенно будем убирать маршрутки и с №55, 6, 66, 5 и заменять их автобусами среднего и большего класса вместимости.
- То есть маршрутки вообще могут исчезнуть из города?
- Пока я не готов сказать конкретно, когда это произойдет, но мы к этому идем. Рано или поздно нам все равно придется переводить микроавтобусные маршруты на автобусные.
- По-вашему, у перевозчиков есть возможности для столь масштабной замены?
- Они должны к этому стремиться. В 2008 году мы убрали 130 маршрутных такси, ничего страшного же не случилось. В этом году убираем чуть больше. Зато вместо них будут ездить более комфортные автобусы. Думаю, от этого пассажиры только выиграют, - уверен г-н Асылбеков.
Вот только горожане с мнением чиновников не согласны.
Для многих минувшая неделя стала испытанием на выносливость. В жару людям приходилось томиться на остановках в ожидании автобусов, которые прибывали к остановкам забитые «под завязку». Больше всего возмущались пассажиры исчезнувшей 108-й маршрутки, привыкшие добираться на ней из центра города до Дачного микрорайона и Усолки. Ее заменили микроавтобусом №401 и автобусами 1Э. По словам людей, на первом добраться с Дачного до центра практически невозможно, поскольку он следует через Ломова на Кутузова, Камзина и далее уходит в северную промзону, а второй постоянно идет переполненный и не едет на Второй Павлодар.
Перевозчики, в отличие от горожан, забросавшими жалобами блоги акимов города и области, недовольства по поводу транспортных «рокировок» и измененных схем движения пока открыто не высказывают.
С осторожностью эту тему комментирует и руководитель Ассоциации «Павлодарский областной союз транспортников» Василий Рудаков:
- В прошлом году с маршрутов ушло 25 автобусов. Перевозчики продали их в Астану и в Алматы. Потому что работать при действующем тарифе, перевозить бесплатно 21 категорию льготников, содержать автотранспорт в исправном состоянии, да еще и обновлять автопарк, как того требует ЖКХ, практически невозможно. Таким образом, количество автобусов уменьшилось до 147, и пошли микроавтобусы, которых более четырехсот. Сейчас пришел новый аким, он видит под окнами акимата - по улице Сатпаева через один ходят микроавтобусы. Поэтому и была дана, наверное, команда убрать их с центра. В прошлом году был первый этап оптимизации, да, г-н Рыбас дал команду микроавтобусы убрать, заменив их на «Мерседесы» и т.д. Перевозчики пригнали с Германии эти автобусы 2003 года выпуска, заключили договора. А в этом году г-н Рыбас, учитывая, что команда акима была, пишет письмо: убрать эти микроавтобусы. Более того, убирает маршрутки с центра города и ликвидирует №108, тем самым грубо нарушает тендерные условия. Сейчас перевозчикам остается либо согласиться с этим, либо действовать в правовом поле и обжаловать действия отдела ЖКХ в судебном порядке. Но это будут решать сами транспортники. Но может быть и такой вариант, что ребята, которые перешли на Бектурова, если у них сохранится пассажиропоток и выручка, этого вопроса и поднимать не будут. Возможно, водители 108 маршрута будут возмущаться. В целом же могу сказать, что в этой ситуации пока не выиграл ни пассажир, ни перевозчик, а только отчитался аким перед акиматом, - убежден г-н Рудаков.
Между тем чехарда со сменой транспортных схем и так называемая оптимизация маршруток послужила подходящим поводом для перевозчиков, чтобы напомнить об «убыточном тарифе».
О намерениях транспортников повысить стоимость проезда до 50 тенге г-н Рудаков, заявил на пресс-конференции в минувший вторник.
По его словам, главным основанием для повышения цены проезда в общественном транспорте послужил рост цен на ГСМ, коммунальные услуги и запасные части. К требованиям автоперевозчиков присоединились и трамвайщики, которые сетуют на дороговизну рельс и апрельское повышение тарифов на электроэнергию.
В последний раз перевозчики требовали поднять стоимость проезда в общественном транспорте в декабре прошлого года. Однако в преддверии выборов сделать это не отважились, а после акимат пообещал выделить на льготников порядка ста миллионов, и жалобы транспортников на убыточность пассажирских перевозок мигом прекратились.
- Естественно, тогда вопрос был политический, но прошли выборы, мы писали письма в городской, областной акиматы. В мае этого года, власти вроде бы согласились подписать соглашение о повышении тарифов в автобусах и трамваях, в том числе установить доплату в 25 тенге на проезд за селитебную зону. Однако 12 мая это дело приглушили.
- Но перед этим вам же выделялись деньги на льготные категории?
- Выделялось порядка ста миллионов тенге, но этих денег хватило лишь на компенсацию льготного проезда пенсионеров. Остальные 21 категория льготников по-прежнему ездят за счет перевозчиков, за них государство не платит нам ни копейки.
- Всякий раз, когда встает вопрос о повышении тарифов на проезд, вы грозите отказаться от перевозки льготников. Но стоит акимату пообещать вам деньги, как вы тут же замолкаете.
- У нас есть автобусный парк и есть частники. Уполномоченным органом автопарка, который занимает порядка 40 % в объеме перевозок, является департамент транспорта. Естественно, никто же не полезет там на забастовки. Поэтому мы в очередной раз просим вас, журналистов, довести до населения наши нужды. Как мы ездим.
- Извините, за прямоту, но на мой взгляд, вместо того, чтобы добиваться конструктивного диалога с властью, вы только и можете, что жаловаться на свою жизнь журналистам.
- Хорошо, больше не будем. Просто когда вы будете плохо ездить, вы сами убедитесь, насколько критично положение перевозчиков.
- Относительно льготников, по закону вы же можете отказаться от их перевозки?
- Это просто хорошие слова. Но на деле это сделать не так то просто. Потому что есть власть, есть аким города, есть автопарк, занимающий доминирующее положение на рынке. Есть социальная ответственность перевозчиков.
- Ну так почему вы перекладываете ее на остальных пассажиров?
- Ничего мы не перекладываем, мы просто хотим, чтобы власти определились либо с льготными категориями, либо с проездом. Ну нет возможностей у перевозчика работать себе в убыток. Если в этом году ничего не свершится, то через год в городе останется, может быть, уже сто автобусов. А разговоры, что придут дяди хорошие и за 40 тенге будут возить на новых автобусах, это блеф.
- Но ведь аким области на одном из заседаний заявил, что есть фирмы, готовые возить людей по действующим тарифам.
- Ну и где эти фирмы? Никакой перевозчик не пойдет себе работать в убыток. А в Павлодаре высокорентабельных маршрутов осталось только № 4, 9, 21, 22 и №1. А на остальных как возить? То, что с Алматы или Костаная придет какой-то новый автобусник и влезет в эти несчастные 40 тенге, когда у него норма 50 тенге и семь категорий льготных, это нереально. Ведь глубину вопроса никто не хочет знать, у отдела ЖКХ своя задача, у акима своя… Почему, когда тарифы на энергию повышают, все молчат, когда дело доходит до проезда все становятся на дыбы?
- Потому что в феврале этого вы говорили, что стоимость проезда останется неизменной до конца года.
- Мы говорили с условием, если тарифы на коммунальные услуги и цены на ГСМ не поднимутся. А они повысились, и значительно, электроэнергия подорожала на 27,5 процентов, дизтопливо на 7 процентов. Еще раз говорю: сейчас перевозчики вынуждены работать себе в убыток.