Кризис машиностроения

Некогда мощное казахстанское машиностроение ушло в забвение. Но стало развиваться частное предпринимательство. Молодые и активные стали владельцами заброшенных, бесхозных предприятий. Среди них был и Айтмухамбет Кожабеков. Его целью было не только обеспечить себе доход, но и внести посильный вклад в становление и развитие экономики Павлодарского региона.
Он решил развивать бизнес сразу в нескольких направлениях, полагая, что так будет и выгода больше, и результат быстрее. В созданное им объединение юридических лиц «Ассоциация «Агромашсервис» вошли сельско-хозяйственные и промышленные предприятия.
Сельскохозяйственная деятельность сразу пошла в гору, стало активно развиваться племенное животноводство: коневодство, овцеводство, козоводство. И как результат — дипломы и призовые места на выставках республиканского значения.

Потенциал
Промышленные предприятия Кожабекова на сегодняшний день находятся в критическом положении. Машиностроение республики по-прежнему находится в упадке. В последние два года ситуацию усугубил кризис: за прошлый, 2009 год, объем казахстанского производства в этой отрасли снизился на 22% по сравнению с предыдущим. Казахстан занял свою небольшую нишу в выпуске запчастей для сельскохозяйственной техники и нескольких видов продукции тяжелого машиностроения, но лидерство на рынке занимает импорт.
«Калкаманский завод дорожных машин» был создан в 1971 году на базе производственных помещений при строительстве канала Иртыш-Караганда. В 2001 году «КЗДМ» вошел в ОЮЛ «Ассоциация «Агромашсервис». В составе завода действуют ремонтно-механический и механо-сварочный цеха, предприятие специализируется на выпуске навесного бульдозерного оборудования ДЗ-163, ДЗ-42Г, навесного оборудования погрузчика ПГФП-1,25, снегопаха на базе трактора ДТ-75 МЛРС, КУН на базе ЮМЗ, МТЗ, Т-40, по ремонту сельскохозяйственной и дорожной техники.
Завод держится на плаву благодаря созданной десятилетиями репутации: высокое качество заказов и точные сроки исполнения всегда отличали это предприятие. Но, к сожалению, долгосрочных проектов нет. Рабочих вынуждены отправлять в бессрочные отпуска: из официального штата в 17 человек задействовано всего 5-6 рабочих. Исправные, готовые к работе станки простаивают без дела.
Подспорьем в минувшем году стала Дорожная карта: на заводе изготовили парковые скамейки, урны, детские качели, карусели, и установили в Аксу. А потом цеха снова замерли в ожидании.
Но специалисты завода не опускают руки, расширяют спектр услуг и осваивают изготовление новых видов продукции: в слесарно-сварочном отделении недавно изготовили специальные черпаки для Электролизного завода. Готовая продукция по качеству была идентична своим исходным образцам.
— У нас есть желание работать, есть возможность изготавливать любые заказы, но реализовать свой потенциал мы не можем, — сетует директор ТОО «КЗДМ» Серик Мусин.
«Завод нестандартизированного оборудования», расположенный на территории бывшего тракторного завода, также входит в «Ассоциацию «Агромашсервис». Производство размещено в четырех пролетах длиной 48 и 72 метра. Между собой цеха соединены рельсами, пролеты оснащены мостовыми кранами грузоподъемностью от 5 до 10 тонн, есть холодный склад.
На заводе сохранены в рабочем состоянии десятки станков: зубонарезные, зубодолбёжные, токарно-фрезерные, прессы. Вся эта техника может изготавливать любое оборудование с полным циклом производства и запасные части механизмов. Завод мог бы стать надежным и долгосрочным изготовителем оборудования для железнодорожной и горнодобывающей отрасли. Но, увы... Это производство уникальной направленности по изготовлению нестандартных деталей простаивает в бездействии. Редкие заказы положения не спасают.
— Я уверен, что этот завод может заработать на полную мощность и освоить выпуск продукции, востребованной казахстанскими промышленными предприятиями и сельхозпроизводителями. Те запасные части, которые завозятся из России и других стран ближнего зарубежья, можно изготавливать у нас, — говорит менеджер ТОО «ЗНО» Оразбек Каратаев.
«Завод нестандартизированного оборудования» тесно сотрудничает с еще одним производством Ассоциации — ТОО фирмой «ПКТИАМ». Здесь проектировали и изготавливали оборудование для нового производства, с предприятием сотрудничало более 150 заводов: это была значимая организация в машиностроении Советского Союза.
Сегодня в «ПКТИАМе» сохранены станки и оборудование тех лет. В цехе несколько участков: заготовительный, фрезерный, токарный, шлифовальный, сварочный, слесарно-сборочный. В термическое отделение многие предприятия города обращаются с просьбой произвести термообработку тех или иных деталей. Но уникальное оборудование не работает на полную мощность. Задействовано лишь небольшое количество станков, да и то — от заказа до заказа.
Разработки
Каждый завод «Ассоциации «Агромашсервис» имеет свои заказы. Но главные успехи в промышленных разработках они достигали в тесном сотрудничестве друг с другом. Ярким примером этому стали ремонтные работы очистных сооружений Экибастуза.
Практически не функционирующие очистные сооружения заработали в полном объеме. Была спроектирована и установлена технологическая решетка, которая делает первую очистку стоков от крупного мусора. По новым трубам стоки поступают в песколовки, где оседает песок и камень. Этот этап очистки долго не функционировал, но после ремонта заработали все восемь песколовок, из которых шесть — регулярно действующие и две — резервные. Были отремонтированы и запущены первичные отстойники для очистки воды от жиров. Во вторичных отстойниках отсасывается ил, который сбрасывается на иловые поля. Очищенная техническая вода идет в озеро Атыгай. Очистных сооружений такого уровня в нашей области больше нет.
Можно сказать, что это ноу-хау «Ассоциации «Агромашсервис». У нее есть и наработки, и техника для того, чтобы занять нишу производства подобного оборудования. Подобных эксклюзивных проектов у нее несколько. К примеру, во время нашествия саранчи была разработана и сконструирована сложная модель дисперстного распылителя ГРД-10. Благодаря ему в Павлодаре успешно боролись с нашествием этих насекомых.
В ногу с потребностями
Айтмухамбет Кожабеков ищет новые направления для развития своей ассоциации, исходя от насущных проблем нашего региона. Ярким примером этому может служить запуск асфальто-бетонного завода в селе Коктобе.
Если раньше для ремонта дорог в Майском районе асфальт везли из областного центра, то сейчас горячий асфальт производится прямо на месте. Это современный завод с новейшей технологией производства: каждый этап производственного процесса компьютеризирован.
Прошлым летом поступил крупный заказ на капитальный ремонт 18 км автодороги Аксу-Курчатов. Асфальтный завод оправдал ожидания заказчика — работа была выполнена качественно и в срок, участок дороги теперь покрыт ровным асфальтным полотном.
В будущем продукция завода будет использоваться и для текущего ремонта автодорог республиканского и областного значения в сторону Аксу, Павлодара и Восточно-Казахстанской области. Также предприятие готово поставлять асфальт для ремонта улиц и тротуаров.
На старте
Ассоциация «Агромашсервис» — доказательное подтверждение тому, что казахстанское машиностроение готово к возрождению. Активное развитие этой промышленной отрасли — надежный фундамент стабильного роста промышленности в целом.
Конечно, машиностроение не может давать легкие и быстрые деньги — это не нефть. Его функция в поддержке стабильного развития государства, в этом и заключается необходимость его возрождения.
Три года — такой срок отводят специалисты на реанимацию отечественного машиностроения. При условиях активной государственной поддержки, четкой организации и стабильных финансовых вливаниях. Главное, что есть техническая база и люди, желающие поднять отрасль. А это уже немало.