Религия как вера и как фактор идеологии

– Это был разумный шаг, - убежден Даулет Коканович ЗАКАРЬЯНОВ, директор департамента по делам религии в Павлодарской области. - Но время было упущено. Я и тогда говорил, что вопросы регулирования отношений в сфере религиозной приобрели такую актуальность, такую остроту, что надо было уже несколько лет назад задуматься о создании специального государственного органа. И сегодняшнее создание Агентства по делам религии, на мой взгляд, хотя и запоздавшее решение, тем не менее, очень правильное, необходимое. Агентство, как специальный государственный орган, в полной мере может решать вопросы, связанные с религией. Что позволит стабилизировать ситуацию в религиозной сфере.
- Вы сказали, что вопросы религиозных отношений приобрели особую актуальность и остроту. В чем это нашло выражение?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: Религиозные процессы уже достигли такой точки, что позволяет говорить об их актуальности и остроте. Число религиозных объединений с каждым годом растет. Это объективно. И никуда мы от этого не денемся. Потому что с провозглашением Казахстаном приверженности к демократическим процессам, с принятием законов, которые обеспечивают полное право на свободу вероисповедания, активная религиозная, в том числе миссионерская, деятельность расширила конфессиональное поле, в том числе и в нашей области. И на этом поле стало действовать очень много игроков. Но каждое религиозное объединение, каждая религия антагонист по отношению к другой. Это в их природе. Потому что каждое религиозное объединение ставит своей целью расширить сферу своего влияния, увеличить число своих адептов, расширить свое присутствие на той или иной территории. Это объективно. Но это рано или поздно ведет, я не говорю, что к конфликтам, но к определенной конкуренции. И если эти отношения усложняются, они требуют определенного регулирования. То есть законодательных актов, которые бы обеспечивали гармоничное развитие системы межконфессиональных отношений.
- Таким образом, один из факторов, требующих усиленного внимания к вопросам религиозных отношений - увеличение числа религиозных общин, их активная деятельность?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: Другой фактор – значительное усиление влияния различных религиозных, миссионерских центров. В том числе и политического влияния, когда религию используют как инструмент для политического давления. Это тоже реальность. Во всем мире сегодня религия используется как мощный фактор идеологического воздействия для достижения определенных политических, ну а за политическими - и экономических целей. Казахстан как государство, достигшее сегодня, скажем так, определенного уровня в мире, имеющее удобное геополитическое расположение и, самое главное, обладающее очень серьезными природными, территориальными ресурсами, конечно, приобретает значительный интерес у очень многих сильных мира сего. И в условиях, когда в мире усиливается конкуренция, идет жестокая борьба за обладание ресурсами, иметь влияние на Казахстан – это объективное стремление многих государств, многих различных политических сил, корпораций, финансовых групп… И в данном случае религия является очень эффективным средством. То, что у нас в Казахстане пытаются распространять свое влияние различного рода радикальные религиозно-экстремистские течения, связано именно с этим.
- Но нередко именно в казахстанской прессе можно прочитать о необходимости создания в Казахстане умеренного исламского общества. Что это значит?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: Ну, я об этом пока не стал бы говорить. Ислам – это религия, которая исповедуется, как принято считать, в мусульманских государствах. Казахстан также принято считать мусульманским государством, потому что более 70% исповедуют ислам. Это казахи, узбеки, чеченцы, ингуши, татары… О принадлежности к вере чаще всего как судят? По национальному признаку. Но далеко не факт, что, допустим, все казахи или все татары – мусульмане. Мы привыкли считать, что ислам – это одна религия. И далеко не все знают, что и внутри ислама есть различные течения, различные школы, мазхабы. В Казахстане, например, традиционно исповедовали суннизм ханафитского мазхаба. Есть и другие мазхабы. В Казахстане есть и представители шиитского течения в исламе. Правда, их не так много. Поэтому мы задаемся вопросом: какой нам все-таки ислам нужен? А ответ такой: нам нужен традиционный ислам. Тот, который веками исповедовали наши предки, наши отцы и деды. В своем роде уникальный ислам. Казахстан никогда не был религиозным государством. Религия в нашем обществе не играла исключительной роли, как, допустим, в Иране или Пакистане, в Узбекистане или Таджикистане. У нас немного другая ситуация. У нас удивительным образом сочеталось поклонение духам предков, что в исламе не приемлемо.
- Язычество?
Д.ЗАКАРЬЯНОВ: Да. Или, как можно его назвать, тенгрианство. Тем не менее, у нас все это сочеталось. Вряд ли кто мог сказать, что моя бабушка не была правоверной мусульманкой, потому что она и аруахов всегда вспоминала. Так сложилось. И восприятие ислама так сложилось. И никто никогда не сказал, что казахи не мусульмане. Своеобразные, да, но мусульмане. Ну, такие традиции в нашем обществе. А традиции - это корни, фундамент, на котором основывается культура, система отношений. А в Саудовской Аравии другая культура. И когда хотят ее перенести сюда, тогда и начинаются не то что противоречия, а, может быть, даже серьезные конфликты. К чему это все может привести, если мы откажемся от того, чем веками жили наши предки, на чем основывалось наше мировоззрение, наша система отношений, наша культура, наша история? Если мы будем говорить, что истинный ислам только тот, что исповедуется в Саудовской Аравии? Мы тогда останемся народом без рода, без племени. Без истории, без языка, в конце концов. Потеряем все свое. Более того, мы начнем конфликтовать между собой.
- И эти явления уже имеют место?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: Да, это внешнее влияние уже наблюдается. И оно все более усиливается. Поэтому о том, что надо держаться тех принципов ислама, которые исповедовали традиционно в нашем обществе, сейчас говорят все громче. Это и есть разумное предложение. И на этом мы должны основываться. Не думать о том, что там все истинно, а у нас все неверно. Это абсолютно неправильный путь. Любая религия на чем основывается? Прежде всего, на общих человеческих ценностях, на достижениях человеческой цивилизации. Вот все, что цивилизация выработала, это наше мерило. Если бы мы с этим не считались, мы бы давно исчезли вообще. Есть какие-то определенные стержневые понятия, нравственные, духовные, на которых в принципе основаны все религии. Если мы это утратим, от этого отойдем - все, мы растворимся, мы будем как насекомые, что ли. Любая религия должна основываться на наших ценностях. Они, может быть, кому-то не по душе, у кого это вызывает непонимание, но для нас это ценности.
- Недавно в Бельгии вслед за Францией на государственном уровне запретили женщинам появляться в общественных местах в парандже. На наших улицах мы все чаще встречаем молодых женщин в хиджабах, а то и в никабах, и юношей с бородами. С чем это связано?
Д.З.: Хиджаб – это, конечно, не паранджа. И я не знаю, будет ли у нас такая необходимость принимать по этому поводу законодательные акты. Я думаю, что надо формировать такую ситуацию, чтобы в обществе было неприятие этого. И я опять возвращаюсь к мысли, что это внешнее влияние. В Казахстане ведь этого никогда не было. Наши женщины до замужества вообще платков не носили. Наши девочки воспитывались в свободе. Если девочка росла в семье, где было много мальчишек, так ее вообще на руках носили. До замужества для нее вообще никаких запретов не было. И лица наши женщины никогда не закрывали. Что касается ношения бороды, это всегда было привилегией аксакалов. А молодые бороды носили очень редко. Как бы из-за молодого кокетства. Сейчас это все носит несколько иной характер. Боюсь, что эти люди не глубоко знают Коран, основы и сущность исламской религии. Они больше придают значения каким-то внешним атрибутам. А истинная вера, она в сердце человека, внутри его. Если ты открыто смотришь на этот мир, знаешь, что ты, по крайней мере, перед своей совестью чист, то не имеет значения, есть у тебя борода или нет, носишь ты или нет хиджаб. А сейчас какие-то другие веяния. Идет мощное внешнее влияние. Пытаются навязать традиции, которые совершенно не свойственны нам, исторически никогда у нас не присутствовали. И это рано или поздно может привести к серьезным конфликтам. Поэтому нужно в обществе формировать к этим явлениям негативное отношение.
- Значит ли это, что есть в нашей области какой-то «центр», который этих людей объединяет, соответствующим образом настраивает?
Д.ЗАКАРЬЯНОВ: Я не думаю, что это какие-то центры. Это – наши граждане. Скорее всего, есть какие-то духовные лидеры, которые, может быть, получили определенную базу знаний, образование. Они обычно свою работу ведут индивидуально. Встречаются где-то на квартирах. Но то, что эта работа усиливается, это однозначно.
- А вообще в Павлодарской области как официально выглядит религиозная деятельность?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: Всего у нас официально зарегистрировано 175 религиозных объединений и общин 18-ти различных конфессий. У нас есть религиозные объединения и есть малочисленные религиозные группы. В 2006 году были внесены дополнения в Закон о свободе вероисповедания, которые ввели такое понятие, как малочисленные религиозные группы. По закону религиозное объединение могут зарегистрировать десять совершеннолетних граждан. Но, допустим, в селах есть небольшие общины тех же баптистов, лютеран или мусульман, в составе которых человек пять-шесть. Им сложно зарегистрироваться, потому что нет нужного числа верующих. Поэтому было принято решение о регистрации малочисленных религиозных групп. Они имеют не юридическую, а учетную регистрацию в местных исполнительных органах. И тогда они имеют право на общественную деятельность, право издавать и распространять книжки, листовки, если это не нарушает прав и свобод других граждан.
- Вы сказали о 18-ти конфессиях. Каких именно?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: Более половины объединений – мусульманские. Они все зарегистрированы в статусе филиалов Духовного управления мусульман Казахстана. Семнадцать православных общин. Каждый приход имеет свою церковь. В Павлодаре – три, если считать церковь в поселке Ленинском. В Экибастузе – две. В Аксу – одна. Шесть римско-католических и два греко-католических объединения. Есть несколько объединений нетрадиционных – это бахаи, вайшнавы, Сознания Кришны и 48 различных протестантских и новопротестантских объединений. Есть Евангельские христиане-баптисты, есть лютеранская церковь, есть методистская церковь, церковь Благодать, церковь Новая жизнь, церковь Иисуса Христа…
- Мечетей сколько у нас в области?
Д. ЗАКАРЬЯНОВ: У нас 97 мусульманских объединений. В их число входят медресе, павлодарский филиал ассоциации «Кажы Казахстана», все мечети области – их 89, есть также несколько намазхана (молельные дома), которые зарегистрированы как малочисленные религиозные группы.
- Какое же место, по раскладу департамента по делам религии, нынче отводится атеистам?
Д.ЗАКАРЬЯНОВ: Что касается позиции государства, у нас свобода вероисповедания. Каждый человек вправе верить или не верить. Если человек считает, что бога нет, это его позиция и право. Но мы ведь как привыкли? Мы же из одной крайности кидаемся в другую. Раньше мы все были атеистами. А потом все в одночасье уверовали, что религия – это хорошо, а атеизм – это безбожие. Не надо путать атеистов с безбожниками. Атеисты – это убежденные люди, которые не верят в божественное происхождение и развитие мира. В США, например, десятки различных организаций, и довольно влиятельных, ведут большую работу по просвещению населения в атеистическом направлении. И никто их не запрещает. У нас же нынче атеизм воспринимается как некое зло, по вине которого произошли все беды. В советское время религия воспринималась как нечто отрицательное, наносное, ненужное. Почему? Потому что религия сама по себе – это мощнейшая идеология. А тогда должна была существовать только одна идеология. Как могли сосуществовать две идеологии? Тем более что они совершенно очевидно противоречили друг другу. У одной – материалистическое восприятие мира, у второй – идеалистическое. Она не могли сосуществовать. Поэтому и религия была в таком загоне. Когда же мы отказались от всего этого и провозгласили свободу совести, всем показалось, что религия - это спасение. Но оказалось, что не все религиозные течения, тем более различные новообразования, несут в себе позитив.
- Все службы в мечети, все азаны исполняются на арабском. Как узнать, о чем кричит муэдзин?
Д.ЗАКАРЬЯНОВ: То, что в мечетях проповедуется на арабском языке, все это с ведома Духовного управления мусульман Казахстана. У нас в области, по крайней мере. В Казахстане есть мечети, общины, которые отделены от Духовного управления мусульман Казахстана, которые работают вне его юрисдикции, вне его структуры. У нас, к счастью, в области такого нет, поэтому у нас нет и такого серьезного беспокойства. Все имамы, все, кто читает проповеди, назначаемы муфтием. Это люди, имеющие соответствующее духовное образование и уполномоченные для осуществления этой деятельности. Они ведь не только намаз читают. Они читают проповеди. На казахском языке. Сегодня практикуют проповеди и на русском языке, ведут духовные беседы на русском языке. Так что все достаточно прозрачно, тем более они иногда используют микрофон, чтобы слушали проповеди все желающие. Здесь вопросов в принципе не возникает. Вопросы возникают только когда начинают уединяться, собираться на квартирах.
- 13 октября Назарбаев подписал Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». На Ваш взгляд, в чем его смысл, его необходимость и актуальность? Что в нем позитивного и что вызывает сомнения?
Д.ЗАКАРЬЯНОВ: Для меня лично необходимость внесения существенных изменений в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» либо принятия совершенно нового закона была очевидна еще лет десять назад. Если кто помнит, то такая попытка предпринималась дважды – в 2002 и в 2008 годах. Тогда законопроекты успешно проходили через парламент, но Конституционный Совет оба раза их отклонял, обосновывая это их несоответствием нормам Конституции. И, наконец, свершилось. Самым важным в новом законе является то, что в нем сохранены основополагающие принципы – равенство всех религий, право граждан свободно исповедовать любую религию, отделение государства от религии, а также гарантии равноправия каждого гражданина, независимо от его религиозного убеждения. Есть в нем и значимые нововведения. В частности, в преамбуле закона определено, что Республика Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана. Данное определение, думается, будет способствовать укреплению духовных традиций в нашем обществе. Законодательно устанавливается требование обязательного прохождения регистрации религиозных объединений, чего не было в прежнем законе. Ограничивается распространение религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения. Отныне это допустимо только в культовых зданиях, духовных организациях образования, а также в специально определенных органами власти стационарных помещениях. Религиозные объединения по своему статусу будут делиться на местные, региональные и республиканские. При этом местные религиозные объединения образуются по инициативе не менее пятидесяти граждан. Это, по моему мнению, в определенной степени осложнит прохождение регистрации небольших по численности общин. В течение одного года со дня принятия закона религиозные объединения должны будут внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, то есть произвести их перерегистрацию. В период обсуждения законопроекта наибольшие дискуссии вызвал 7-й пункт, которым устанавливается запрет на проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и собраний в государственных органах и организациях. По всей вероятности, данный вопрос еще не скоро перестанет быть резонансным. Хотя закон уже принят, и эту норму следует соблюдать. Прежний закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» утратил свою силу. На мой взгляд, свою миссию старый закон выполнил. Самое главное – благодаря ему коренным образом изменилось отношение казахстанцев к религии. Между конфессиями сформировались толерантные отношения, что уже два десятилетия обеспечивает мирное сосуществование в стране разных религий. Однако реалии современного мира, новые угрозы и вызовы потребовали выработки и установления новых правовых рамок регулирования отношений в религиозной сфере, мер защиты граждан от деструктивного влияния религиозных организаций и групп тоталитарного и экстремистского толка. Новый закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» направлен, в первую очередь, на обеспечение стабильности в конфессиональной сфере и обществе в целом.