Заберите назад

Пятнадцатого марта - Всемирный день защиты прав потребителей. Праздник однозначно грустный, ведь эти самые права - то есть наши с вами - нарушаются с завидным постоянством. И в Павлодаре в том числе. Вот уже тринадцать лет павлодарское областное общество защиты прав потребителей Казахстана борется с недобросовестными производителями и продавцами. Пока успешно.
- В первые годы нашей работы обращений было очень много - и устных, и письменных, - рассказывает и.о. председателя павлодарского общества защиты прав потребителей Леонид Видякин. - В 2008 году их количество сократилось из-за кризиса, но сейчас вновь наблюдается рост - за первый квартал поступило уже девятнадцать жалоб. Многие из них - на некачественную мебель.
Люди идут сюда постоянно - пока мы с Леонидом Александровичем беседуем, очередная обиженная покупательница пишет заявление. Ее жалоба тоже на производителя мебели. Леонид Видякин предполагает, что этот всплеск вызван увеличением количества мебельных фирм и работающих в них некомпетентных столяров. Бывалый защитник потребителей припомнил, что ранее часто жаловались на пластиковые окна, бытовую технику и сотовые телефоны. Иногда бывают случаи из ряда вон.
- Вот недавно женщина написала заявление - она ехала в поезде, и в вагоне прорвало трубопровод. В итоге ее шубу полностью залило водой, и она усохла – стала совсем малюсенькой, - улыбается Леонид Александрович. - Из документов следует, что вагон пустили в безаварийном состоянии, но по дороге труба почему-то порвалась. Экспертиза подтвердила обоснованность жалобы, и теперь перевозчики будут возмещать женщине сто девяносто тысяч тенге за испорченную шубу. Плюс стоимость экспертизы.
Если экспертиза не подтвердит вину производителя, оплачивать ее придется заявителю. Но таких случаев не было еще ни разу. Кстати, не все товары можно проверить здесь - например, аккумуляторы и некоторые сотовые телефоны приходится отправлять на экспертизу в Алматы. Злосчастная шуба тоже скаталась к тамошним экспертам.
- Если заявление оформлено грамотно и на руках есть чеки, квитанции, договоры - выигрываем всегда, экспертиза, как правило, подтверждает обоснованность жалоб, - говорит Леонид Александрович.
Система защиты простая - юристы помогают заявителю оформить претензию, а если мирным путем решить проблему не получается - подать исковое заявление в суд. Раньше помогали и устным жалобщикам, но недавно вступивший в силу новый Закон «О защите прав потребителей» допускает работу только с письменными обращениями. Есть в новом законе и другие изменения. В пункте первом статьи тридцатой прописано, что обменять или вернуть назад можно любой непродовольственный товар, сохранивший товарный вид и пломбы, в течение 14 дней за исключением лекарственных средств, изделий медицинского назначения, нательного белья, чулочно-носочной продукции, животных и растений. В старом законе сюда также входили золото и парфюмерия, теперь они вычеркнуты из списка, и их тоже можно вернуть!
Получается, что надпись «товар обмену и возврату не подлежит», которая украшает каждый второй прилавок - незаконна в большинстве случаев. Да и вообще, по сути, права потребителей нарушаются каждый день и каждым продавцом, ведь по закону человек за прилавком обязан разъяснять потребительские качества товара.
- Например, продавец продуктов должен знать, сколько килокалорий, жиров и белков содержится в его товаре. Спросите любого - никто вам не ответит. Кроме того, у каждого работника торговли должен быть бейдж с фамилией, должностью и фотографией - это закон. Но и такое простое правило далеко не всегда соблюдается, - сетует Леонид Александрович.
Мой собеседник - опасный покупатель. Нерадивого продавца обязательно отчитает или с руководством беседу проведет. Борются защитники потребителей с отсутствием ценников и с ненадлежащей рекламой. Хотя сами штрафовать не имеют права, но, куда нужно, сообщают обязательно.
- Вот недавно в рекламе одного магазина была такая фраза - «пенсионерам скидки до 20 процентов». Но ведь пенсионерами могут быть и сорокалетние люди. Поэтому правильно говорить «пенсионерам по возрасту скидки», - замечает Леонид Видякин.
Чтобы не стать жертвой уловок продавцов, он советует каждому человеку завести дома три настольные книги - Конституцию, Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс. Того, кто знает свои права, облапошить сложно. А еще важно не забывать брать чеки - кассовые или же написанные от руки, ведь без этих документов вы свои права не отстоите.
Свой, можно сказать, профессиональный праздник защитники прав потребителей не отмечают - как-то руки не доходят. Зато работу свою делают исправно, а ее у них всегда хватает.