Клэр Нуттал в переданной из Алматы и опубликованной 21 октября изданием "Business New Europe" статье под названием "BRICKS & MORTAR: Good days in Kazakhstan still another 2-3 years off" говорит о том, что рынок недвижимости в Казахстане в значительной мере остается замороженным.
По ее словам, ведущие банкиры Казахстана ожидают восстановления сектора жилой недвижимости еще через 2-3 года. А пока, мол, цены с достигнутого весной 2007 года пикового уровня снизились свыше 58% процентов. Подобная информация фигурирует почти во всех отчетах и публикациях международных рейтинговых агентств и западных экономических изданий. А он, кризис этот, как известно, начался в третьем квартале 2007 года.
В материале "Oil price drop shakes Kazakh loans", опубликованном в свое время в издаваемой Париже американской газете "International Herald Tribune", говорилось, к примеру, о том, что казахстанские кредитодатели, по оценкам, имеют залоги от недвижимого имущества по свыше половины их банковского долга. И, мол, испытывают возросшее давление вследствие состояния сектора недвижимости, показатели которого упали до 60 процентов в стоимостном выражении по сравнению с пиковым уровнем начала второй половины 2007 года.
Но даже после такого снижения цен на жилье в Казахстане, они остаются столь высокими, что разница по сравнению с ценами 1997 года, по оценкам, составляет, по меньшей мере, 1000 процентов.
Но регулирующие цены на рынке жилья государственные структуры и органы, абсолютно никак не реагировавшие в пору их невообразимо стремительного роста, сейчас кидают все финансовые и иные резервы на то, чтобы не допустить сдувания уродливо гигантского на фоне небольшой и, к тому же, однобоко сырьевой экономики РК "мыльного пузыря".
Одним словом, Астана принимает все меры для сохранения западных по уровню цен на жилье при казахстанских доходах населения. И это на фоне 106-миллиардного внешнего долга Казахстана. Почти половина его приходится на долю отечественного банковского сектора. Эксперты говорят, что способность банков отвечать по своим зарубежным обязательствам также зависит от способности правительства Казахстана поддерживать стабильный обменный курс для своей валюты - тенге. И оно пока поддерживает его.