Мы никогда не были многонациональной

Интересное высказывание молодого человека, об устройстве Казахстана, понравилось, вот только одно, что такая политика принесет нам всем?

небольшая цитата этого опуса;

вопрос 

"Касаясь темы национализма, не кажется ли вам что в этом контексте, вы часто придерживаетесь довольно радикальной позиции? Мы мульти культурная и многонациональная страна, в которой должны учитываться интересы каждой национальности. А некоторые ваши заявления как мне кажется, могут подбить молодежь на радикальное отношение к своим сверстникам иных национальностей." 

ответ
"- С этой вашей точкой зрения я абсолютно не согласен. Пора прекратить все эти разговоры, о том, что мы многонациональная, мульти культурная страна. Они ничего под собой не несут. Пришло время понять, что казахи являются государствообразующей нацией. Объясню свою позицию. Нашему народу пришлось претерпеть множество войн, обороняться от врагов. Кто же тогда сохранил нашу землю? Евреи? Немцы? Или русские? Нет! Только наши предки казахи. Только они ценой своей жизни сохранили эти земли. В первой казахстанской конституции черным по белому написано: « Государство создано на казахской земле». Это и есть самый мощный аргумент. С другой стороны, я никогда не говорил, что казахов стоит ставить выше и привилегированнее других этносов.
Я не фашист, чтобы так заявлять. Другие этносы, желающие жить на территории государство образующей нации, должны уважать ее образ жизни. Какой смысл я вкладываю в понятие «Уважение»? Уважать – значит знать казахский язык, изучать культуру, воспринимать адекватно и с уважением наши традиции, обычаи. С момента обретения независимости около миллиона наших соотечественников вернулись на историческую родину. Большинство из них не знают русского языка. Поэтому они находятся на своей родине на позициях аутсайдеров, изгоев. Это ведь уму непостижимо. Чудовищно и кощунственно. Я бы понял, если бы казахи лишились своего родного языка, национальных особенностей и принадлежали к числу вымирающих наций. У нас ведь все сохранилось. Есть художественная литература, язык, традиции. Что еще нужно? Евреи ведь возродили мертвый иврит. И сейчас говорят на нем. Культуру, язык и традиции необходимо воспринимать не только в качестве наследия предков, а передавать к ним уважение из поколения в поколение. Скажу вам откровенно: в Казахстане нет нации, которая терпит унижения и гонения. Вы можете назвать хоть один этнос, на который оказывается давление со стороны казахов? НЕТ! Вчера приехавшие таджики, узбеки, китайцы, пакистанцы живут сегодня богаче некоторых казахов. Кто-то при этом пеняет на самих казахов, мол, ленивая нация. Такого рода заявления – просто глупость! К сожалению,власть, желая угодить всем, не думает о казахах. Отсюда и рождается социальное неравенство. Хотите пример. Совсем недавно я встретился с бастующими нефтяниками Мангыстау. В самой сложной ситуации оказались работники компании «ЕрсайКаспианконтрактор». Владельцы этой компании-итальянцы. Состояние работников удручает. Зарплата всего 22-25 тысяч. А если вместо 8 часов они работают 16, без выходных, то им платят 100 тыс.. Меня убивают такие вещи. Что останется от здоровья людей, работающих в таком режиме? Но самое удивительное, что индусы, итальянцы, и китайцы за ту же работу получают 300-400 тысяч"


А теперь комент который мне лично очень понравился, его высказал зрелый человек который реально смотрит на все происходящее в Казахстане;

Я журналист и поэтому хотел бы заострить вопрос не в философском, а в социальном плане. Покойный писатель Марат Кабанбай говорил, что казахский язык – это язык бедных. К сожалению, это действительно так. По-моему, это самый нехороший аспект языковой проблемы. Я тоже не согласен с Исханом Бейбитом по поводу того, что государство мало что делает для развития языка – деньги на это выделяются громадные. Государство, надо признать, очень даже старается, но сама жизнь, наше сегодняшнее бытование наносит жуткий удар по языку. Мы и раньше все понимали: кто знает русский (да еще в придачу иностранный), тот по жизни обгонит носителя казахского языка. А теперь эта правда становится более чем реальной и очевидной – безо всяких обиняков. Мы же видим: вот – стопроцентный казах, который прекрасно поет, играет на домбре, знает немыслимое количество пословиц, поговорок, жыров и вообще – носитель бог знает еще какой информации на казахском языке. Но это всё совершенно непригодно для современной жизни! Безусловно, эта информация нужна как некий тезаурус, как традиция, которую надо хранить, иначе всё может плачевно кончиться, но обладатели и носители этого знания не могут войти в корпорацию, скажем, нашего новейшего чиновничества. Государственность, получается, казахская, а сами казахи — самые нищие в этом государстве. Но не в силу того, что другие национальности такие хитрые, всё захватили, просто они оказались более приспособленными к новым обстоятельствам. Вспомните, в советское время казахи были или чабанами или получали непременно высшее образование, третьего нам словно было не дано – в местных ПТУ учились большей частью представители других наций

Когда говорили, что мы, казахи, минуя стадию капитализма, вошли в социализм, мне это казалось пустой фразой, но теперь я понимаю: мы во многом, по сути, были отсталым народом, у нас действительно, в отличие от самой России, капитализма не было. Сейчас мы вернулись в стадию капитализма и оказались между небом и землей, без руля и ветрил. И государство правильно делает, что волевым путем внедряет государственный язык среди тех же госслужащих. Насаждает, таким образом, язык. Но больше оно придумать ничего не может и не знает, как еще его пропагандировать – бюрократическая машина дальше стопорится. Вот и «вбухиваются» все деньги в чиновничьи структуры. Почему у нас нет чего-то вроде казахского «Сороса»? Чтобы он давал деньги на научные, социологические, лингвистические исследования, на словари, новейшие труды и изыскания в этой сфере? Деньги же, слава богу, в стране есть! И деньги, в самом деле, многое решают: если не все, то половину дела.
Что такое, собственно, государственный язык? Если все кругом здесь заговорят на казахском (в Алматы сейчас языковой бум: сюда хлынули носители языка и появился жуткий суржик), это все равно не будет означать того, что наш язык стал на деле государственным языком. Президент соседней страны Ислам Каримов, хотя в Узбекистане поголовно говорят на узбекском, в ООН выступает на русском. То же самое делает наш Президент. И не потому, что на русском они говорят лучше, чем на родном. А потому, что русский – один из языков ООН, то есть, всемирный язык – любой, надев наушники, услышит его перевод. Вполне адекватный. С казахского, впрочем, подозреваю, и с других тюркских языков такой перевод невозможен. Может быть, только турки, приложив максимум усилий, сумели свой язык довести до международных стандартов, хотя мировым турецкий, конечно, тоже не стал. Нужна какая-то креативная идея с языком. Но она до сих пор никому в голову не приходит. Ни академикам нашим, ни писателям – никому! А идея нужна как воздух! Надо двигать язык дальше. Государственный аппарат не может выдать такую идею. Филологов вроде пачками сейчас выпускают, но их вклад до сих пор незаметен. Дворовый, уличный казахский язык, который сейчас распространяется, очень беден. Один мой знакомый говорит: казахский – язык для игрищ, боев и тоев. Он не для менеджмента и финансов.

Государство должно работать на креатив. А пока есть только плач и вой: ойбай, курдык, байгус казактар! Да сколько можно, в самом деле?! Голову пеплом преждевременно посыпать. Конечно, язык не умрет, хотя бы потому, что есть казахское телевидение. Но надо делать на казахском такие вещи, которые заинтересовали бы в первую очередь самих казахов, поскольку мы все видим: как бы ни насаждался казахский язык, сами казахи от него потихоньку уходят. Не знаю, в сторону чего при этом двигаются, но это ощутимо. В чем причина – тоже не могу сказать. Может, это оттого, что мы недавно были кочевниками и сказывается обаяние городской культуры?


Авто
2011-06-24 09:33:36
Поделиться
+1