«Имамам можно заниматься оргиями, но не в мечети!»

_12.jpg

Особняк, где теперь проживает в прошлом верховный муфтий Казахстана Ратбек-кажи Нысанбай, находится далеко от мирской суеты и перестрелок ваххабитов. Роскошная вилла расположена в предгорьях Иссыка на пяти гектарах земли. Рядом с особняком бывший муфтий Казахстана построил конюшню, где разводит породистых лошадей. Гордостью радушного хозяина являются также племенные верблюды. Даже на стенах дома вместо живописных картин висят фотографии домашних питомцев.

«Поскольку я не получаю пенсии, пришлось заниматься разведением верблюдов и породистых коней. Это моя слабость. У меня в хозяйстве имеются 30 верблюдов и 30 лошадей. Вот видите верблюжонка на этом снимке? Это мой любимец. Очень его люблю. Даже розовые бантики завязываю ему на голове», — с неподдельно детской радостью делится Ратбек-кажи.

После небольшой экскурсии по дому, на фоне богатых убранств и пышного декора мы стали говорить об угрозе исламского терроризма в Казахстане.

После громких событий в Актюбинской области в Казахстане заговорили об угрозе со стороны радикально настроенных религиозных фанатиков. Насколько реальны эти опасения?

— Когда я возглавлял муфтиат, при мне не было ни одного ваххабита в Казахстане. Прежде чем назначить имама в мечеть, я сам лично проводил с ним собеседование, проверял его родословную, кем были его отец и мать, какую духовную литературу он читал, какое медресе окончил. А сейчас имамами назначают кого попало. Иные вообще не умеют даже читать молитвы. Не мудрено, что в такие медресе и попали религиозные фанатики, выдававшие себя за настоящих проповедников. Это, прежде всего, я считаю ошибкой Духовного управления мусульман, которое не должным образом вело пропаганду среди населения. Ведь в исламе существуют 73 течения. И только одна из них правильная. Им обеспечена дорога в рай. Приверженцы остальных течений попадут в ад.

Каким образом ваххабиты попали в Казахстан?

— Один Аллах это знает! Сначала миссионеры появились в Узбекистане, потом в Таджикистане, позже их стали замечать в Киргизии. В последнее время они появились и у нас в стране. Их спонсируют высокопоставленные чиновники. Здесь большую роль играет не вера, а большие деньги. Вы думаете, что ваххабиты есть только в Актюбинской области? Отнюдь нет. Их на самом деле много развелось в стране. Их можно встретить и в Алматы, и в Семипалатинске, и в Атырау, и даже в самой Астане. Точного количества не знает никто.

А почему руководство ДУМКа отмалчивается и ничего не предпринимает?

— Это тоже один Аллах знает. После моего ухода с поста верховного муфтия страны я вообще не вмешиваюсь в их деятельность. Пусть сначала научатся правильно читать молитвы.

Что представляет собой секта ваххабитов?

— Это религиозно-политическая секта в суннитском исламе. Секта ваххабитов возникла в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ал-Ваххаба, призывавшего к очищению ислама от так называемых новшеств, воспринятых в средние века из суфизма: культа исламских святых, культа пророка Мухаммеда, почитания шейхов и др. Ал-Ваххаб развил до крайнего предела принципы наиболее жесткого мазхаба — ханбалитского, предписывающего, в частности, ношение женщинами паранджи и запрещающего им посещение мечети и получение образования. Помимо призывов к строгому соблюдению всех норм шариата, ваххабиты выступают против любых развлечений и роскоши. Главной отличительной чертой ваххабитов можно назвать их агрессивный радикализм, даже не столько по отношению к немусульманам, сколько по отношению к традиционным мусульманам. Ваххабиты настаивают на том, что истинный мусульманин должен постоянно вести джихад (войну за веру) с «неверными» и с теми мусульманами, которые не разделяют воззрений ваххабитов. Таковых ваххабиты называют «многобожниками», мерзкими в очах Аллаха более язычников. Традиционным мусульманам оставляется две альтернативы: стать ваххабитами либо быть убитыми.

По слухам, боевые действия в Актюбинской области начались после того, как радикалы получили фетву от некого Халиля Абдужаббарова, бывшего имама мечети области, скрывающегося от КНБ в Саудовской Аравии. В этой фетве Халиль приказал убивать полицейских.

— Фетву издавать имеет право только один человек — верховный муфтий, а не имамы. По шариату не положено. И ваххабиты должны знать об этом. Я думаю, что эта информация не соответствует действительности. Никакой фетвы не было в помине. Все это выдумки.

Помнится, в 2000 году ДУМК отправлял сотни студентов на учебу медресе в Пакистан, Саудовскую Аравию, Турцию и Афганистан. При этом никто не задумывался, чему именно учат наших детей. Во многих из этих учебных заведений открыто проповедовали ваххабизм. Теперь они возвращаются в Казахстан и берут в руки автомат. Что вы на это скажете? Ведь насколько известно одним из инициаторов получения духовного образования за рубежом были и вы.

— Я знаю только, что в 2001 году в Египет было отправлено 80 человек, в Турцию 100 и в Пакистан 20 человек. Итого 200 студентов. Но в 2001 году я уже не был Верховным муфтием. В 2000 году я сам лично в Турцию отправлял сто человек. Но при этом я контролировал этот процесс, проверил лицензию медресе, встречался лично с ректором учебного заведения. У нас был составлен договор, в котором был прописан пункт, что если хотя бы один из студентов нарушит правила и окажется ваххабитом, он тут же будет отчислен из вуза. В 2001 году я уже не выл верховным муфтием страны, поэтому мне неизвестно, что было потом.

По данным министерства образования, из 16 духовных учебных заведений Казахстана только Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» имеет лицензию на образовательную деятельность.

— Это все неправильно! Такие колледжи должны быть зарегистрированы в ДУМК, а не в минюсте. Чем занимаются в них, мы не знаем. Быть может, они исповедуют ваххабизм или пропагандируют идеи «Хизб-ут-Тахрир»? К примеру, однажды из Турции приехала к нам некая Амина и изъявила желание открыть мусульманскую школу для девочек. Во время занятий она обучала основам шариата, как это принято в Турции. Это нарушение. У нас в Казахстане свои национальные особенности, свой менталитет. Например, казашки никогда не носили паранджу.

А что вы скажете по поводу убитого во время перестрелки студента «Нур- Мубарака» Рузембая Ишимбетова, оказавшего на самом деле исламским террористом?

— Я считаю, что это была ошибка самого Ишимбетова. Он ушел с праведного пути и избрал другой путь.

Говорят, что в библиотеке «Нур-Мубарака» имеется литература ваххабитского толка. Это так? Ведь когда-то вы сами курировали это заведение…

— Экстремистская литература быстро проникают в такие учебные заведения. Откуда она появилась, никто не знает. При мне такого бардака не было. Спрашивайте все у нового муфтия Абсаттара Дербисали.

А вы с ним общаетесь?

— Нет. Мне нет дела до него.

Кто поставляет в университет духовную литературу?

— Египет прислал духовную учебную литературу. Но от этих книг пользы мало. Практически никто не владеет в совершенстве арабским языком. Книги просто лежат на полке и пылятся. А все оттого что у нас очень низкий уровень преподавания.

На блог-платформе министра обороны Казахстана Адильбека Джаксыбекова опубликовано обращение жительницы Актобе, в котором она утверждает, что в Актюбинске нет ни одного человека, чей родственник или знакомый не попал в такие «мусульманские» секты. По ее словам, в мечетях области творится беспредел. Имамы устраивают ночные сексуальные оргии «Бауырласу».

— Я не знаю клевета это или нет, но осуждаю этот поступок. Мечеть — это место для молитв, а не для оргий. Имам не имеет права туда приводить проституток, а в другие места — пожалуйста! Пусть занимается оргиями за пределами мечети сколько душе угодно.

Автор материала: 
Беседовала Дилярам Аркин
Поделиться
+1