Чиновники-иждивенцы

Немало претензий оказалось у членов областной ревизионной комиссии после контрольной проверки некоторых местных ведомств. Повод - пополнение,  а вернее, непополнение ими местной казны и малоэффективное использование бюджетных средств,  а также государственного имущества.

Не секрет, что в последнее время основной источник пополнения доходной части местного бюджета - это, по сути, республиканские трансферты. А потому этот факт, по мнению членов областной ревизионной комиссии, как раз и порождает иждивенческий характер местных исполнительных органов, которые далеко не в полном объеме используют все ресурсы для пополнения казны. При этом своевременность поступлений напрямую зависит от взаимодействия налоговиков и уполномоченных органов, а также от полноты и оперативности сведений и совместных мероприятий. Но результаты контрольной проверки, проведенной в ряде налоговых управлений региона, показали ненадлежащее исполнение фискальщиками своих прямых обязанностей, в результате чего бюджет недополучает значительные суммы. В частности, по налогу на транспорт.

- Так, суммы недопоступлений в областной бюджет налога на транспорт выявлены практически во всех подвергнутых проверкам налоговых управлениях области, - комментирует ситуацию председатель областной ревизионной комиссии Серик Байсеитов. - Только выборочными сверками сведений, предоставленных органами ДВД, с данными налоговиков выявлено неисполнение налоговых обязательств с физическими лицами на общую сумму более 15 миллионов тенге. При этом налоговиками не привлечено к ответственности ни одно должностное лицо, которое предоставило недостоверные или неполные сведения. Вскрылся и другой интересный факт в результате выборочного контроля, - особо отметил Байсеитов, - который был проведен в регистрационно-экзаменационном отделении ДВД области. Там по 16 автотранспортным средствам установлены факты несоответствия сведений об объемах двигателей, заявленных собственниками автомобилей и производителем. В результате ежегодные потери бюджета только по этим 16 машинам составляют свыше 2,6 миллиона тенге!

Также нашлись претензии и к другой разновидности чиновников - земельщикам, которые по примеру своих коллег не особо стараются пополнять казну, включая все свои законные рычаги. Так, в мае 2012 года по итогам проверки деятельности городского отдела земельных отношений Павлодара ревизионная комиссия направила рекомендации акиму города и секретарю городского маслихата о необходимости ускорения рассмотрения вопросов, касающихся утверждения поправочных коэффициентов базовой ставки земельного налога и схемы зонирования земель Павлодара для налогоообложения, однако этот вопрос до настоящего времени остается открытым. А ведь новую схему зонирования земель Павлодара разработали еще в 2008 году и потратили на это 22 миллиона тенге. Оставалось дело за малым - депутатам официально принять документ и утвердить затем новые поправочные коэффициенты, чего городские слуги народа так и не сделали. В итоге и деньги израсходовали неэффективно, и недопоступления в бюджет за эти несколько лет очевидны.

Только по предварительным подсчетам, в случае утверждения новой схемы зонирования увеличение поступлений в бюджет составило бы более 37 миллионов тенге, а с учетом перспектив на 5 лет - свыше 185 миллионов тенге.

Еще один значительный источник пополнения казны - своевременная уплата штрафов, за него отвечают полицейские.

- В результате своей работы ДВД области за 2011-12 год не взыскал административных штрафов на сумму 513 миллионов тенге (!), что составляет 40% от общей суммы всех наложенных штрафов, - продолжил председатель областной ревизионной комиссии. - По линии центра обработки информации о нарушениях скоростного режима владельцами автотранспортных средств взыскано и вовсе 29%. Задолженность по штрафам за 2012 год составила 231 миллион тенге! Этот показатель свидетельствует не только о потерях бюджета, но и о слабой работе ДВД в этом направлении.

Кроме того, как было заявлено далее Сериком Байсеитовым, в департаменте внутренних дел выявлен факт ненадлежащего учета государственных активов, а также не принимаются меры по их эффективному использованию. Это относится, например, к ценному оборудованию, приобретенному за счет казенных средств, которое сегодня стоит “разве что для красоты”.

В частности, в 2010 году ДВД области приобрел оборудование для ведения автоматизированной информационно-поисковой системы “Контроль” на общую сумму 30 миллионов тенге. Оно не используется из-за недоработок технических спецификаций, также не используются приобретенные на три миллиона тенге десять сканеров, 72 мобильных терминала стоимостью 15,6 миллиона тенге и 28 автомобильных бортовых компьютеров за 5,5 миллиона тенге. Та же картина и по приобретениям 2012 года. В июле прошлого года ДВД обзавелся мобильными измерителями скорости движения с видеофиксацией нарушений ПДД на сумму 13,6 миллиона тенге. Но это оборудование так и не используется из-за недопоставки внешних мониторов для видеорегистраторов.

Не отстают от полицейских в части эффективности управления госактивами и местные исполнительные органы, призванные контролировать деятельность хозяйствующих субъектов. Ревизионной комиссией, в частности, установлено, что ТОО “Павлодарлифт” не перечислило в бюджет часть чистого дохода за 2011 год в сумме 5,8 миллиона тенге. В автобусном парке №1 города Павлодара выявлена сумма недопоступлений в местный бюджет в части прибыли за 2010 год в размере 45 миллионов тенге, материалы по данному факту переданы в налоговый департамент области для принятия решения.

С эффективностью управления госактивами не совсем гладко обстоят дела и в социально-предпринимательской корпорации, отмечено в представленном докладе.

- По нашей оценке, основная задача АО НК “СПК “Павлодар” как регионального института развития не реализована, - подчеркнул Серик Байсеитов. - Проведенные мероприятия по увеличению уставного капитала СПК на сумму 200 миллионов тенге для успешной работы продовольственного стабилизационного фонда области, который в идеале должен был регулировать рынок и обеспечивать продовольственную безопасность в регионе, оказались нерезультативными. Более того, размер убытков СПК на момент проверки, выборочно за 5 месяцев прошлого года, достиг 435 миллионов тенге! Почти 300 миллионов тенге инвестиций в дочерние организации в качестве финансовой помощи за период, охваченный контролем, также не привели к получению ожидаемых доходов. Поэтому, по словам проверяющих, остаются большие сомнения в возврате этих неэффективных инвестиций обратно в СПК.

И еще такой нюанс. В АО НК “СПК “Павлодар”, отвлекая значительные бюджетные средства, свободные при этом из них размещали в банках второго уровня, на депозитах с незначительной прибыльностью - это 730 миллионов тенге. Зато фонд оплаты труда в корпорации за 2012 год и административных расходов СПК вырос более чем на 26%. Здесь цифры красноречиво говорят сами за себя.

В итоге такой “совместной” работы чиновников, фискальщиков, полицейских казна области ежегодно недополучает миллионы тенге. Но самой проблемной сферой, по мнению ревизионщиков, по-прежнему остаются госзакупки - вот уж где поле для проверок!

Поделиться
+1