Бюджетные ограничения и повсеместная жесткая экономия в Европе затронули и одно из главных ежегодных культурных событий региона — конкурс «Евровидение».
Конкурс, в свое время сделавший знаменитыми таких исполнителей, как ABBA и Селин Дион, ежегодно собирает у экранов телевизоров более 100 млн человек из более чем 40 стран. Феерическое шоу имеет 58-летнюю историю и сочетает в себе стареющих шансонье, усыпанных блестками поп-певцов и сюрпризы вроде прошлогодней группы поющих бабушек из России.
«Евровидение-2013» пройдет в шведском городе Мальмё с населением 300 000 человек. Организаторы планируют значительно сократить бюджет мероприятия: затраты на организацию и телетрансляцию шоу не должны превысить $20 млн еще $4 млн городской бюджет потратит на сопутствующие мероприятия. Конкурс пройдет в зале меньших размеров, чем обычно, планируется меньшее количество световых эффектов и не такая масштабная информационная кампания. Пресс-центр откроется на пять дней позже, чем обычно. Также будет сокращено количество дней, отведенных участникам на репетиции.
Организаторы надеются, что такой подход позволит конкурсу выжить в нынешних тяжелых экономических условиях в Европе и возродит интерес к нему со стороны стран, испытывающих серьезные финансовые трудности и по этой причине отказывающихся от участия в нем. К тому же мероприятие в целом станет более камерным, и в центре внимания окажется именно музыка, а не спецэффекты.
До сих пор страны, принимавшие у себя «Евровидение», старались превзойти друг друга блеском, технологическими новинками и эффектами при организации шоу. «Это свелось к чисто техническим вопросам — у кого больше камер, больше размер экранов и т. д.», — говорит Кристер Бьоркман, продюсер конкурса на шведском канале SVT. Особенно заметно это было, по его словам, в Москве в 2009 г. и в Дюссельдорфе в 2011 г.
Подобный подход к организации оборачивается значительными затратами для принимающих конкурс стран. По традиции, страна, представитель которой выиграл «Евровидение», принимает его у себя на следующий год — и должна быть готова выложить на организацию десятки миллионов евро. Люди во многих странах, испытывающих финансовые трудности, порой с ужасом ждали победы на конкурсе своих исполнителей, знает Бьоркман.
Некоторые страны — бессменные участники «Евровидения» в этом году не стали посылать на конкурс свои делегации: это слишком тяжело для их бюджетов, а в случае победы издержки могут оказаться и вовсе неподъемными. По этой причине от участия отказались Босния и Герцеговина, Польша, Португалия и Словакия.
В прошлом году Азербайджан потратил на организацию и трансляцию шоу $45 млн, еще $100 млн ушло на спешное строительство нового концертного зала и прочей инфраструктуры. Конкурс в Баку выиграла певица из Швеции. И в этом году одна из самых благополучных в финансовом отношении европейских стран намерена уложиться в гораздо меньший бюджет. Предполагаемые расходы будут самыми низкими с 2007 г., когда «Евровидение» проходило в Хельсинки.
«Кто-то должен взять на себя смелость и переломить тренд», — говорит Мартин Остердаль, продюсер «Евровидения-2013». Чтобы конкурс выжил в нынешних условиях, даже небольшие страны должны иметь финансовую возможность принять его у себя, считает он.
Само победное выступление шведской певицы Лорин на прошлогоднем конкурсе задало тон новой традиции: не полагаясь на театральные и другие спецэффекты, она просто приблизилась к аудитории и спела свою песню. Теперь по ее следам пошли и продюсеры шоу этого года.
Не все шведы, впрочем, радуются таким переменам. Филиппа Лоделиус с детства была преданной поклонницей «Евровидения». Теперь она безуспешно пытается достать билеты на шоу: концертный зал в Мальмё вмещает всего 11 000 зрителей и все билеты на финал конкурса давно распроданы. Даже если Филиппе удастся попасть на церемонию, она боится разочароваться и недоумевает, почему благополучная Швеция должна экономить на проведении конкурса. «Мы должны воспользоваться своим шансом и показать все, на что способны», — говорит она. Важнее сохранить популярность конкурса и финансовую возможность проводить его для всех участников, отвечает на это Остердаль.
Бенгт-Урбан Франссон, один из лидеров шведского движения фанатов «Евровидения», также обеспокоен возможным вредом для имиджа своей страны, хоть и признает необходимость остановить рост издержек на проведение конкурса.
Организаторы надеются, что шведский пример покажет другим странам: конкурс можно провести и с меньшими затратами. Представители Европейского вещательного союза говорят, что будут работать с каждой принимающей страной, чтобы помочь сократить расходы на проведение конкурса.