Для поддержания дорог в хорошем состоянии нужно вводить платность. Об этом на заседании Правительства РК, сказал премьер-министр РК Серик Ахметов, сообщает Zakon.kz.
По его словам, программа дорожного строительства до 2020 года должна в первую очередь сократить количество дорог в неудовлетворительном состоянии.
«В первую очередь, у нас большое количество автомобильных дорог в неудовлетворительном состоянии - это сеть местных дорог. Для реформирования автомобильной отрасли нам нужно, конечно же, вводить платность. Потому что содержание автомобильных дорог без платности ни один бюджет не выдержит - как местный, так и республиканский. Поэтому впервые в конце мая мы вводим платный участок автодороги Астана-Щучинск», - сказал он.
«Я поручаю МТК обеспечить согласно графикам реализацию проекта «Западная Европа - Западный Китай», Астана - Алматы, Астана - Павлодар, те проекты, которые сейчас реализуются, рассматривать вопрос своевременного освоения выделенных средств и, конечно же, качества дорожных работ. Акиматам областей, Астаны и Алматы совместно с МТК обеспечить все необходимые условия по качественному строительству автодорог», - подытожил Ахметов.
Напомним, реконструкция автомагистрали «Астана - Щучинск» началась в 2006 году и завершилась в ноябре 2009 года. В строительстве первого в стране автобана приняли участие компании Казахстана, Ирана и Италии.
В результате перевода дороги в 1 техническую категорию с 6-ти полосным движением, благодаря принятым мерам по повышению безопасности, в частности, установке барьерных ограждений, самая аварийная дорога в стране стала одной из самых безопасных в республике. По данным статистики, количество ДТП со смертельным исходом снизилось в 8 раз.
Учитывая данную статистику, Министерством транспорта и коммуникаций РК запланировано постепенное увеличение количества автомобильных дорог первой технической категории. Вместе с тем, необходимо отметить, что расходы на содержание таких дорог значительно выше.
К примеру, ежегодно на уборку мусора, снега, освещение, озеленение, мелкий ремонт автомагистрали «Астана - Щучинск», протяженностью 210 км, требуется 1,3 млрд. тенге. В то время как на содержание всей сети автомобильных дорог Акмолинской области (2000 км) ежегодно требуется 3,8 млрд. тенге.
Учитывая данное обстоятельство, дорогу было решено сделать платной, установив минимальный тариф за проезд, чтобы полученных средств хватило на содержание автобана. Освободившиеся средства направят на текущий ремонт и содержание сети автодорог Акмолинской области. В частности, на эти деньги планируют провести ямочный ремонт на 40 000 кв.м., установить снегозащитные ограждения на значительной части снегозаносимых участков автодорог области.
Возвращаясь к стоимости проезда необходимо отметить, что поездка от Астаны до Борового (210 км) обойдется водителю легкового автомобиля в 200 тенге.
Таким образом, средняя стоимость 1 км = 1 тенге. Для примера в соседней России прокатиться по скоростной трассе дороже в 5 раз, в Испании 1 км стоит 18 тенге, во Франции -15, в Польше - 7,5.
К примеру, поездка по платной автомагистрали «Рим - Милан» занимает 6 часов, по бесплатному альтернативному маршруту - 14 часов. В Корее, проезд по платной дороге «Букиежу - Масан» - 3 часа, по альтернативной - 6 часов. В Иране проезд по платной автомагистрали «Тегеран - Рашт» займет 3,5 часа, альтернативный путь - до 6,5 часов.
В отдельных странах, например, в Китае, основные автомагистрали не имеют бесплатных альтернативных маршрутов по автодорогам.
Что касается трассы «Астана-Щучинск», то на сегодняшний день существует 2 альтернативных маршрута: по дорогам областного значения «Астана - Степногорск - Щучинск» и по дорогам республиканского значения «Астана - Атбасар - Щучинск».