Идентификация 90-х

Возвращением в аналоговую реальность стал концерт «Легенды павлодарского рока», прошедший на днях в кинотеатре «Cinema star». На радость меломанам его сцену в кои-то веки озарило сияние немеркнущих суперстаров, начинавших свою музыкальную деятельность в 90-е годы прошлого века.

Иногда они возвращаются

Эти группы стали частью истории подъема рок-культуры в Павлодаре. И хотя сами себя они легендами не считают, их нынешнее выступление символизировало всё то, что осталось памятными воспоминаниями о старых добрых временах. Это узнаваемые рифы, лица, аккорды, песни, знакомые губная гармошка фронтмена «Воо» Игоря Попова и всеобщий подъём под рок-н-ролл от «Дельтаплана», протестующие тексты «ППШ» и умелый разогрев публики от бессменного ведущего рок-сейшенов Эдика Аурума. Это, конечно, и атмосфера – семейная, радостная, раскрепощённая – с таким приятно-привычным сидением на ковролане и ступеньках, как это бывало в памятном клубе «Пирамида». И даже бородатая шутка из зала: «А «Мурку» можешь?» Как будто машиной времени забросило назад, в прошлое.

Чем стал этот концерт для самих музыкантов: возвращением в прошлое, плевком в будущее, - я поинтересовалась у фронтменов групп.

- Это прорыв из 90-х! – восклицает Алик Гинатуллин, лидер панк-альтернативной группы «ППШ» и организатор концерта. – Я смотрел на молодых, которые сейчас выступают, и решил: так дело не пойдёт! То, что сейчас делают на рок-сцене Павлодара, - безыдейно.

- Для нас это просто очередная веха. Мы не исчезали и не собираемся этого делать, - уверяет «воошник» Игорь Попов. – Это процесс моей жизни, часть меня. Состав может меняться, но сочинение песен, как всегда, за мной, и люди, которые со мной играют, всегда привносят что-то новое. Я не оглядываюсь назад. Это уже как болезнь, и главный её симптом – бессонница. Либо ты по ночам думаешь, что бы придумать, либо придумываешь, либо, придумав, думаешь: какую же гадость ты придумал!

- Эти люди легенды уже потому, что когда ничего не было и всё провисало, они что-то делали, - проясняет ситуацию Эдуард Аурум. - Писали, выступали, веселились… А потом появилось оборудование, к нам пришли технологии, но почему-то всем стало скучно. Если копать глубже, то нужно вспомнить такие группы, как «Емеля». Но это для нас легенды. А для кого-то, может, именно мы. Событие само по себе интересно тем, что выдернуло людей из дома, семьи, с работы. Потому что все погружены в какой-то свой рабочий ритм, в быт.

Денег не было, смысл был

Уходу в семейный быт предшествовала довольно бурная история. Воспоминаниями о 90-х делится журналист Фёдор Ковалёв, организатор рок-концертов тех лет:

- История интересная на самом деле, глубокая. Некоторые группы, которые сейчас здесь находятся, - выходцы из рок-клуба на базе шестой школы. Много коллективов тогда репетировали по расписанию в одной каморке на совершенно ушатанной аппаратуре - фонящей, скрипящей, шумящей. Постоянно обменивались инструментами, потому что в одной команде не было баса, в другой – соло-гитары. Когда существовала эта проблематика – с официальным разрешением на выступления, с поставкой музыкального материала, с помещением, аппаратурой – было интересно. Это сейчас всё доступно, музыку – какую хочешь, самую запрещённую – можно скачать в Интернете. А тогда это доставалось через пятые-десятые руки. Кто-то ездил в Москву и привозил диски, тогда ещё винил. И всё это здесь продавалось, переписывалось. Было несколько человек, с которыми вся тусовка поддерживала отношения, потому что у них всегда можно было взять какой-нибудь свежак. Это было проблематично, но это было интересно.

То же касается внешнего вида. Это сейчас можно найти в специализированных магазинах или заказать на е-bay одежду и аксессуары. А раньше всё это было самопальным, самошитым. Создание своего образа тоже было творческим процессом, как сочинение музыки и текстов. Ты сам мастерил свой внешний вид. Вся субкультура делалась своими руками.

«Do It Yourself», или D.I.Y.  - на таком постулате когда-то держалась и американская рок- и панк-культура: музыканты записывались и тиражировались без привлечения каких-то крупных звукозаписывающих компаний. Так и у нас: альбомы свои мало кто выпускал, люди приходили послушать музыку чисто живьём, потому что проблематично было записать, и услышать её в другом месте было трудно. Максимум – ужасного качества записи с концертов. Архивариусом павлодарской рок-тусовки был Сергей Корсун – он собирал всю информацию, фотографии, записи, выпускал творчество павлодарских неформалов в самиздатовском журнале «Грузилка». Дима «Фаркоп» Ширяев бесплатно прописывал группы. Это была мощная работа. А сейчас этого нет, каждый сам по себе, варится в своём соку, стал самодостаточным – любому стало достаточно компьютера.

По поводу помещений для выступлений – отдельная история. Я тогда понимал, что в крутые залы нас не допустят. Но тогда как раз пустовали кинотеатры: был такой упадок, снизился поток посетителей, а огромные эти здания надо было как-то содержать. Поэтому мою идею делать там рок-концерты директора кинотеатров приняли на ура. Свой первый концерт я организовал в кинотеатре «Октябрь» для экибастузских групп «Мортал» и «Некрозис». «Мортал» привезли всю аппаратуру. А нам выделили в фойе маленькую сцену и бильярдный стол, на который поставили барабанную установку. Две колонки, немигающая лампочка, никакой цветомузыки, эффектов. Народ собрался, врубился по-дикому. Потом был рок-фестиваль в кинотеатре имени Шакена Айманова. Он длился два или три дня. Было много групп – и из Аксу и Экибастуза приезжали, и тусовка была огромная. Нас очень поддержала тогдашняя директор кинотеатра Майя Хисматовна, открыла, можно сказать, все двери, и мы провели там много концертов и фестивалей.

Всё это делалось на деньги из моих карманов, а договор был делить входные 50 на 50. И я просто покрывал кое-как собственные вложения, бизнесом это ни в коем случае не было. Делал ещё некие презенты. На один концерт заказал автобус «Икарус», закупил алкоголь и всю тусовку после концерта повёз на afterparty за Иртыш. Как раз был мой день рождения. И я просто вытащил музыкантов и тусовщиков, потому что к кинотеатру собралось целые полчище гопников, чтобы побить рокеров, металлистов. После одного такого побоища, кстати, рок-клуб в шестой школе перестал существовать…

Было, конечно, много минусов – в организации, в отсутствии средств на серьёзную звукоаппаратуру. С тех пор много чего изменилось. Но если говорить о минусах сегодняшних… Раньше была некая идеология, мы задумывались о серьёзных вещах. Нынче же пишут тексты, можно сказать, попсовые. К музыке стали подходить не как к протесту, а как к хобби. Не скажу, что все группы тогда протестовали, но современная молодёжь какая-то инфантильная. И субкультура как таковая исчезла. Исчезла необходимость объединяться, грани между гопниками и рокерами стёрлись. Я сейчас отошёл от авангарда, и это не возрастное, я просто не вижу смысла. Когда андеграундные движения становятся мейнстримом, они теряют остроту, и становится неинтересно.

Эта музыка будет вечной

Так или иначе, концерт вернул остроту ощущений и слушателям, и самим музыкантам. Верные себе «ветераны» качали зал, вызывая ответный огонь, общались с публикой и явно хотели подольше продлить свои выступления. Противопоставляя новомодной манерности первозданную натуральность, музыканты в своих простых аккордах и текстах несли со сцены и больше чистой энергии. А это именно то, ради чего собрались люди – зарядиться и потанцевать. И после концерта в группу ВКонтакте, посвящённой «Легендам павлодарского рока», посыпались восторги и вопросы: а что это за песня, где её найти?..  Самое интересное, что в общем доступе, в Интернете, музыкальный материал «легенд» можно насобирать разве что по крохам, вразброс и не полностью. Потому и возвращение в 90-е, к аналоговым выступлениям: всё живьём – и только на концертах и квартирниках, эксклюзивно.

Их музыку трудно назвать модной, и уж совсем невозможно - рыночно-конъюнктурной, зато она своя, именная, прорезавшая определённую нишу в рок-культуре и оставившая за собой право на эксклюзив и самобытность. Общаясь с «легендами» между выступлениями, я поняла: ничего не закончилось. Музыканты не только с готовностью вспоминают былые достижения, но и строят планы – им ещё есть о чём спеть.

 

 

Поделиться
+1