В этом году сотрудники водно-спасательной службы сделали в своей работе особенно сильный акцент на неумении детей плавать, даже выдвинули девиз: «Неумение плавать равно неумению читать». Только неумение плавать куда опаснее – часто дети, даже не умеющие держаться на воде, проводят в реке очень много времени. Работа, пропагандирующая умение плавать, велась на протяжении и непляжного времени года, но с наступлением летних каникул активизировалась. С начала лета спасатели побывали почти во всех детских оздоровительных лагерях области не только на живописных озерах Баянаула, но и в тех районах региона, где лагеря расположены рядом с водоемами. И хотя спасатели привычно называют встречи с детьми «лекциями», эту учебу невозможно сравнить с привычными школьными уроками – практически все занятия проводились в форме игр, конкурсов, викторин. Например, детям предлагались карточки с разными словами, нужно было выбрать те предметы, которые могут понадобиться на пляже. Спасателей порадовало, что многие ребята знают, например, для чего купальщику на плавках или купальнике нужно иметь булавку. И вовсе не от сглаза, как думают некоторые, а для того, чтобы можно было снять судорогу в воде. Соревновались ребята и в умении правильно оказывать помощь терпящим бедствие, предварительно пройдя небольшое обучение по части кидания в воду так называемого «конца Александрова» (веревки с грузиком). Работа с детьми у спасателей двигалась с куда большим успехом, чем работа со взрослыми. Хотя именно от родителей и учителей зависит, будут ли ребята целенаправленно учиться плавать. Хорошо, когда этим озабочены родители, но и в школах к этому вопросу относятся серьезно – например, из 43-й школы Павлодара к сотрудникам водно-спасательной службы обратились с просьбой организовать дежурство спасателей во время обучения плаванию на реке. В результате было решено устроить настоящий летний ликбез для детей, выбраны «лягушатники» (огороженные мелкие места с небольшим течением), занятия должны вести школьные плавруки, в них будут участвовать и педагоги. В каждой группе должно находиться не более десяти детей, только в этом случае можно за ними уследить и привить самые необходимые навыки.
В первую очередь очень важно научить ребенка держаться на воде – даже обычное умение лежать на воде может спасти кому-то жизнь. Именно при таком умении человек имеет возможность воспользоваться все той же булавкой. Умеющий лежать на воде всегда сможет отдохнуть, если устал грести и ему не хватает силенок, так что в скором времени для ребят из тех школьных лагерей, где имеются плавруки, прямо на пляже начнутся занятия. Уже составлен график для школ, осталось только, чтобы он прошел необходимые процедуры согласования и утверждения. Спасатели надеются, что и родители детей уделят достаточно времени тому, чтобы научить их если не плавать, то хотя бы уверенно держаться на воде.
Впрочем, чрезмерная уверенность тоже может быть врагом. Очень часто ребята просто не умеют рассчитывать собственные силы. Именно подростки, отдыхающие на реке без взрослых, являются еще одной довольно большой группой риска. Мальчишки, уверенные в собственном умении плавать, порой заплывают слишком далеко, и только на обратном пути обнаруживают: сил на то, чтобы добраться до берега, у них уже не осталось. Поэтому и «большим мальчикам» пойдет только на пользу присутствие родителей на берегу. Спасатели надеются, что в этом вопросе «отцы и дети» смогут найти общий язык.
Хотя половина лета уже осталась за спиной, синоптики еще обещают жаркие дни, купаться будут не только в июле, но и в августе, несмотря на таинственные запреты Ильи-пророка. Не забывайте, что отдых на реке не всегда приносит только радость и удовольствие, постарайтесь унести с реки только добрые впечатления.