Бензина в излишке, а цены те же

Запрет на экспорт отечественного бензина снят. Соответствующее постановление приняли в правительстве. Однако вывозить разрешается лишь определенный вид горючего и в ограниченном количестве.

Отечественный рынок нефтепродуктов стало лихорадить еще весной. Правда, это скорее ощутили предприятия-переработчики. Все три НПЗ страны оказались затоваренными собственной продукцией из-за поставок российского топлива по демпинговым ценам. К примеру, павлодарский завод несколько раз был на грани остановки. И отстал от своей производственной программы. Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство приняло постановление по ограничению импорта бензина из России. Одновременно действовал и запрет на экспорт нефтепродуктов. Однако возникла новая проблема - своего 80-го оказалось слишком много. По мнению экспертов, этот вид горючего становится менее популярным. Пришлось снова сесть за стол переговоров.

- Было принято постановление, которое разрешает ограниченный экспорт 80-го бензина. Это сделано для того, чтобы разгрузить затоварку именно этим видом продукции. Не более 100 тысяч тонн, - сообщил павлодарским журналистам вице-министр нефти и газа РК Болат Акчулаков.

Правда, разрешили экспортировать часть объемов 80-го избранным - нацкомпаниям.

Однако сегодня в России резко выросли оптовые цены на бензин. За последний месяц стоимость топлива на биржевых площадках поднялась на 20-30 процентов или в среднем на 5 рублей за литр, сообщает РБК Daily. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что ситуация на топливном рынке близка к критической.

- Случай беспрецедентный. Такого роста не было никогда, - утверждает он.

По мнению Аркуши, произошло это из-за несбалансированности рынка: спрос не удовлетворяется существующим предложением. Также глава топливного союза не исключает, что любой сбой - увеличение экспорта бензина или авария на крупном заводе - может привести к повторению ситуации весны 2011 года (топливный кризис, вызванный дефицитом нефтепродуктов, и рост цен на них).

По словам Олега Алексеенкова, гендиректора ГК “Трасса”, объединяющей сеть АЗС в Подмосковье, иначе как истерикой ситуацию на рынке назвать невозможно.

- Панику подогревает и тот факт, что в сентябре 2013 года может быть закрыт на ремонт московский НПЗ, и его продукция временно прекратит поступать в регион. В итоге на биржах можно наблюдать классическую ситуацию спекулятивной активности: одни и те же лоты в течение дня могут быть перепроданы несколько раз, - пояснил он.

Ожидать, что розничные цены также в скором времени прибавят 5 рублей на литр, не стоит, говорит Алексеенков. Отмечается, что за март-май 2013 года оптовая стоимость топлива упала в среднем на два рубля.

- Тогда наценка на бензин была очень хорошей - в районе 40 процентов. И даже сейчас, при росте оптовых цен, рентабельность бизнеса сохраняется на уровне 23-24 процентов. Это норма, - сказал Алексеенков.

По его словам, точка безубыточности на АЗС - это наценка в 15 процентов.

- А 20 процентов для частного бизнеса - это точка беспокойства. И то, что она снизилась с 40 до 20 процентов за короткий период, действительно вызывает опасения, - считает Алексеенков. По его расчетам, стоимость бензина в ближайшем будущем может повыситься на 1-1,5 рубля, то есть цена на АИ-95 будет в районе 32-32,5 рубля за литр.

- “Лукойл” уже практически скорректировал цены. Все остальные компании, скорее всего, немного подтянутся к этим ценам, - заявил он.

Представитель Минэнерго сообщил, что все АЗС страны обеспечены бензином, дефицит топлива отсутствует. По состоянию на 24 июля ситуация с обеспечением топливом субъектов стабильна, а запасы накоплены на период от десяти суток и более.

Сообщается, что в “Лукойле”, “Роснефти” и в “Газпромнефти” не говорят, как изменятся цены на АЗС в ближайшее время.

Тем временем, в Астане заверяют, что стоимость основных видов топлива в стране будет прежней. Однако аналитики склонны предполагать, что цены на бензин в Казахстане могут резко вырасти вслед за российскими. Так считает старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлен Бадыхан.

Напомним, что в конце июня Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявляло, что в июле 2013 года цена на ГСМ в Казахстане останется неизменной.

- Однако будет неправильным надеяться, что казахстанский топливный рынок останется в стороне от процессов, происходящих в России. Основной причиной этого является то, что цены на товары в Казахстане обязаны “подтягиваться” к ценам аналогичных товаров в России. Выражаясь терминами АРЕМ и министерства нефти и газа, происходит не удорожание, а более благозвучная “коррекция”, - заявил Бадыхан.

По словам аналитика, если цена казахстанского бензина будет значительно дешевле российского, то казахстанское топливо, в том числе и российского происхождения, будет вывозиться в Россию до тех пор, пока цена в двух странах не сравняется.

- Эта зависимость может усугубиться еще тем, что в Казахстане начали всерьез обсуждать идею включения транспортного налога в цену на бензин, что может повысить его стоимость для потребителя на 10-15 процентов, - сказал спикер. Также эксперт добавил, что не стоит забывать о возможных изменениях котировок на нефть, которые, по его мнению, также внесут свой вклад в повышение цен на топливо.

Как отметил аналитик, одной из причин подорожания бензина в России является увеличение акцизов на моторное топливо, которое в 2013 году уже дважды имело место - в январе и июле.

- Увеличение объемов экспорта бензина также негативно сказывается на его цене для розничных потребителей. К примеру, в марте-июне 2013 года из России экспортировали 1,61 миллиона тонн бензина, что на 56,3 процента больше, чем в марте-июне 2012 года, вопреки тому, что в России действует заградительная экспортная пошлина на нефтепродукты в размере 90 процентов от пошлины на нефть, - пояснил спикер.

По словам Бадыхана, стоимость АИ-92, к примеру, в Уфе, составляет примерно 32 тысячи рублей за тонну, а европейские котировки такой же марки превышают 33 тысячи рублей за тонну.

- Пока сохраняется текущая ситуация, рядовым российским потребителям не стоит надеяться на удешевление топлива и даже на сколько-нибудь продолжительное поддержание цены на него на текущем уровне, - сказал аналитик. Он полагает, что к концу 2013 года цена на АИ-95 в России достигнет 33 рублей (около 165 тенге).

Однако аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ” Антон Сороко считает, что опасения по данному поводу несколько преувеличены.

- Цены на бензин сейчас ведут себя практически так же, как и в прошлом году. В среднем рост цен на бензин на всех АЗС России на 1 рубль приводит к изменению потребительских цен на один процент, а учитывая текущий темп роста индекса потребительских цен (ИПЦ), можно сказать, что вклад топливной составляющей невысок, - сказал он.

По словам аналитика, резких колебаний в розничных ценах удастся избежать за счет увеличения импорта бензина и перераспределения внутренних мощностей на локальный отечественный рынок. Кроме того, Сороко полагает, что данная ситуация никак не скажется на стоимости топлива в Казахстане.

- Так как здесь имеет место конкретная локальная проблема на российском рынке, возникшая из-за локальных факторов и не имеющая силы за пределами России, - сказал собеседник.

Как отметил аналитик, в Казахстане ситуация на текущий момент выглядит стабильной, и в ближайшее время напряженности на данном рынке не ожидается.

- Тем более, в Казахстане действуют предельно допустимые розничные цены, устанавливаемые директивно. В ближайшее время данные ограничения, скорее всего, корректироваться не будут, - заключил эксперт.

А у автолюбителей на все эти перипетии возникает один-единственный резонный вопрос: почему даже во время перенасыщения казахстанского рынка отечественным же 80-м бензином, когда предложение во много раз превысило спрос - цены ниже не стали? Видимо, никому, кроме рядовых потребителей, это невыгодно.

Поделиться
+1