В Казахстане планируют субсидировать процентные ставки для потребителей, решивших купить авто в кредит. Это предложение уже в разработке и вошло в “Программу развития автомобильной промышленности-2020”.
Данный проект будет работать только для машин отечественного производства. Подобные меры уже в привычной практике за рубежом. К слову, в России такая программа во второй раз стартует осенью.
- Например, в автосалон придет покупатель, и ему предложат купить авто в кредит под 15% годовых, - рассказал глава Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев в интервью порталу Tengrinews.kz. - По программе госсубсидирования выплату порядка 7% от этой ставки возьмет на себя государственный фонд “Даму”. Для этого клиенту нужно будет написать заявление в один из трех банков: ЦеснаБанк, Каспийский и Евразийский банк. Это существенная помощь. Допустим, казахстанская машина стоит 20 тысяч долларов плюс процентная нагрузка 3,5-4 тысячи долларов в год. Теперь же половина процентной ставки будет субсидироваться.
Действовать такая программа поддержки будет недолго, около полугода. Однако и за это время планируется в разы увеличить спрос на автомобили казахстанского производства.
А что думают сами потребители об этой программе? С этим вопросом наша редакция обратилась к жителям Павлодара.
- Моя семья живет небогато, и машины у нас никогда не было, - рассказывает Артем, выпускник университета. - А я всегда хотел ездить на своем собственном автомобиле. На мой взгляд, это отличная инициатива, которая поддержит не только наш автопром, но и простых граждан.
Противоположного мнения придерживается Кайрат, водитель с двадцатилетним стажем.
- У нас и так в Павлодаре машин много, - говорит опытный водитель. - И представьте, что будет, если еще целый поток автомобилей встанет на дороги. Молодежь прав понакупает, а как ездить нормально - понятия не имеют. Да к тому же пробки появятся, а кому они нужны?
Новшество, предложенное нашим соотечественникам, прокомментировал и председатель независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. По его мнению, в новом проекте есть как плюсы, так и минусы.
- Сама программа стимулирования внутреннего спроса на автомобили - хороший инструмент, чтобы поднять производство, - уверен эксперт. - Взять хотя бы тот же Китай. Когда во всем мире был экономический спад, эта страна выжила за счет стимуляции внутреннего производства и спроса. У нас этот же принцип, и с одной стороны это хорошо. Но с другой стороны - эта программа работает для машин, технически и морально устаревших - для “Лады”, “Нивы”. Да, они новые, в упаковках, но их технические возможности минимальны, они работают на механической коробке передач, да и забота о безопасности оставляет желать лучшего. А что-то более приличное от автопрома под эту программу не попадает.
В любом случае, выбор всегда останется за потребителем, и решать, хорошая это мера или нет, каждому предстоит самостоятельно. А мы проследим за развитием ситуации и посмотрим, оправдают ли себя подобные предложения.