Вы решили открыть свое дело и не знаете, с чего начать? В этой статье я хочу рассказать о десяти базовых шагах создания своего бизнеса, которые неизбежны и которые необходимо совершить.
1-й Шаг. Направление. Вам необходимо определиться с направлением бизнеса: какие товары либо какие услуги, либо и товары и услуги в сочетании вы будете продавать. За что вам будет платить клиент, что вы будете ему давать? Самый простой способ для этого – взять лист А4 и расписать в нем по пунктам. У вас должен получиться мини-прайс, где слева – наименования товаров и услуг, а справа – краткое пояснение, чтобы даже школьник смог понять однозначно, о чем идет речь.
2-й Шаг. Подготовка. На предыдущем шаге вы определились с направлением. Теперь – все ли у вас есть для продажи этих товаров или оказания услуг, как доставлять, монтировать, все ли готово для того, чтобы ваш клиент получил от вас то, что хочет.
3-й Шаг. Регистрация деятельности. Пора перейти с уровня халтуры и шабашки на уровень бизнесмена. Регистрируйте ИП (Индивидуальный предприниматель) или ТОО (Товарищество с ограниченной ответственностью, обычно называют в народе «фирма»). Если ваш вид деятельности вам позволяет, делайте ИП на упрощенном режиме налогообложения.
4-й Шаг. Банковский счет. Для расчета с вашими контрагентами, неважно какой у вас бизнес, будет необходим расчетный счет в банке. Главное, чтобы банк был удобен вам в работе, чтобы было комфортно и быстро с ними сотрудничать.
5-й Шаг. Офисное помещение. Да, в первый месяц, может, вам и не нужен будет офис. Но клиентам нужно будет куда-то приходить. Обязательно снимите помещение, куда смогут приходить к вам клиенты. Место для офиса выбирать нужно, исходя из того, какой у вас бизнес. Если он заточен под клиента, то в удобном месте для вашего потребителя, чтобы ему было удобнее и быстрее попадать в ваш офис. Если же бизнес исключает посещения клиентов, например, колл-центр, консультации по телефону, интернет-магазин и т.п., то офис должен быть там, где вам удобнее, ну или вашим сотрудникам – им же нужно в него попасть на свое рабочее место.
6-й шаг. Даем рекламу. Всем известно: реклама – двигатель торговли. Смотрите на конкурентов в своем городе, в соседнем городе или регионе. И повторяйте за ними, скорее всего их реклама работает. Не выдумывайте велосипед. Давайте рекламу в газету, Интернет, используйте расклейку объявлений, флаеры, листовки в почту. Пробуйте все. Тестируйте, найдите, что работает у вас лучше. Пусть на первых порах реклама будет не так эффективна, но она все равно будет работать. И так придете к своим показателям конверсии в рекламе, как это работает в Интернете, все одинаково в бизнесе оффлайн и онлайн. Просто в Интернете скорости в десятки раз выше и быстрее прослеживается эффективность рекламы.
7-й шаг. Документооборот. Пожалуй, самый нудный и неинтересный момент в деятельности предпринимателя. Но в то же время это важно, всякое бывает, вы можете дойти и до судебных разбирательств или споров с налоговой и т.п., и если на этот случай у вас будут нужные документы, то все на вашей стороне. И однажды наступит день, когда клиент попросит выписать ему счет, чтобы он оплатил, акт выполненных работ – чтобы он подтвердил выполненную вами работу (очень важный документ), и договор – чтобы вы могли начать сотрудничество.
8-й шаг. Поиск клиентов. Здесь ваш главный инструмент – телефон. Звоните потенциальным клиентам, обзвонка – она же и телемаркетинг, у некоторых компаний является основным источником клиентов. Звоните, предлагайте, привыкайте к отказам, назначайте встречи, ходите на них, заключайте сделки. Больше звонков – больше встреч, больше продаж. Со временем ваша эффективность возрастет. А вначале вам будет сложно сделать даже один звонок. В этот же шаг я косвенно отношу и рекомендации друзей, знакомых, сарафанное радио.
9-й шаг. Дилерство, поставщики. Скорее всего, вы будете продавать товары не вашего производства или оказывать услуги в совокупности с продажей товаров. А любой производитель выходит на рынок через больших оптовых продавцов – дистрибьюторов, они же уже на пути к конечному пользователю товара или услуги выходят через мелкооптовых партнеров, которым вы и будете скорее всего. Такая схема сейчас везде в торговле компьютерами, программным обеспечением, мебелью и даже в музыке, где авторы заключают договор с лейблом, лейбл – с дистрибьютором, а дистрибьютор – с сотнями магазинов.
10-й шаг. Продажи. Без продаж нет бизнеса. Всем известный факт. Но продажи сами по себе не возникнут, а постоянные продажи – тем более. Вам потребуется не просто научиться продавать ваши товары и услуги, а выстроить процесс продаж, который будет состоять из нескольких этапов. У вас должна быть линейка товаров – от дешевых до очень дорогих, соответственно, и услуг в их составе. Если вам удастся создать свой многоступенчатый процесс продаж, то ваши конкуренты не поймут, как вам удалось их обойти.
Главный шаг. Действуйте и все получится. Успехов вам!