РОСКОШЬеливайтесь, господа!

Мы решили выяснить у павлодарцев, что они думают по поводу введения “налога на роскошь”. Напомню, обложить беспрецедентными налогами в Казахстане планируют самую богатую часть населения. Отдавать в казну в несколько раз больше должны будут в скором времени те, кто имеет авто с большим объемом двигателя или дорогую недвижимость. Вот только кого считать по-настоящему “богатыми” - этот вопрос на неделе вызвал самые ожесточенные споры между министерскими чиновниками и столичными депутатами. 

Столкнувшись с проблемами наполнения бюджета, экономисты страны не стали сокращать расходы, а решили повысить налоги для определенной категории казахстанцев. Однако едва министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев презентовал законопроект, как со всех сторон посыпалась критика. К примеру, законопроект о повышении налогов на транспорт и жилье не поддержала парламентская фракция “Нур Отан”.

- Наша фракция не поддерживает правительственный вариант законопроекта по налогообложению в части, касающейся автомобилей и жилья, - с ходу заявил председатель мажилиса парламента Казахстана, руководитель фракции партии “Нур Отан” Нурлан Нигматулин на заседании парламентской фракции, где рассматривался законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения”. По его мнению, предложенный правительством подход не учитывает поручения Главы государства, данное им в послании 2008 года, где поставлена четкая задача - при формировании Налогового кодекса вводить косвенные налоги на предметы роскоши, элитную недвижимость, дорогие автомобили, а не перекладывать все это на средний класс. При этом депутаты фракции предложили новые ставки налога на авто и жилье, к примеру, с пересмотром налога на авто с объемом двигателя свыше 4 тысяч кубических сантиметров в сторону увеличения.

- Поддерживая пересмотр ставки налога на транспортные средства с объемом двигателя от 3 тысяч до 4 тысяч кубических сантиметров, предлагаем: для автомобилей с объемом двигателя от 4 000 до

5 000 кубических сантиметров увеличить ставку налога до 130 МРП, для автомобилей с объемом двигателя свыше 5 000 кубических сантиметров - до 200 МРП. И чтобы не ущемить интересы простых граждан нашей страны - как правило, владельцев недорогих, подержанных автомобилей, предлагаем все новые ставки налога применять к автомобилям, которые будут приобретены с 1 января 2014 года. То есть на ранее приобретенные автомобили оставить старую ставку налога, - сказал Нурлан Нигматулин на заседании фракции.

В отношении налога на недвижимое имущество председатель Мажилиса выступил с предложением исключить повышающий коэффициент и заменить его на более справедливый подход, в зависимости от стоимости жилья.

- Особенно это будет справедливо при налогообложении дорогостоящего жилья. Ибо по вашему варианту получается, что владелец 350-метрового дома и владелец 3500 квадратных метров дома платят одинаково. Все это есть в табличном варианте как предложение. Мы считаем, что это нужно рассмотреть, - отметил Нурлан Нигматулин. На доработку документа чиновникам дали всего несколько дней.

В итоге, в министерстве экономики и бюджетного планирования, переработав документ, предложили новые поправки.

- В среднем, по элитному жилью - свыше 150 миллионов тенге - налоги будут увеличены в три раза. Оценочная стоимость жилья в 150 миллионов тенге - это миллион долларов, после этой цены налог повышается в три раза. То есть минимальное повышение в три раза и плюс предложение поступило - 2 процента от превышения суммы в 150 миллионов тенге, - сообщил Досаев на заседании комитета по финансам и бюджету Мажилиса. - Авто свыше 5 литров поставить 200 МРП - это пойдет, как предмет роскоши. То же самое с оценочной стоимостью жилья. Та, которая выше 1 миллиона долларов, будет считаться категорией “люкс” или, как считается у нас, предметом роскоши, - пояснил Досаев.

Кроме того, правительство согласилось с тем, чтобы оставить льготы пенсионерам и участникам ВОВ на авто, зарегистрированные до 1 января 2014 года.

- Льготы до 4 литров остаются в том виде, который есть. По двигателям свыше 4 литров, для тех машин, которыми пользуются - льготы остаются. С 1 января 2014 года они отменяются, - отметил министр.

В результате депутаты Мажилиса Парламента одобрили в первом чтении законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения”. Депутаты считают, что отредактированный проект закона, по сути, затрагивает интересы зажиточных казахстанцев, но никак не среднего класса, так как не относится к недвижимости, в которой проживает эконом-класс. По недвижимости будут облагаться только элитные дорогие дома. Транспортные средства среднего класса этот законопроект также не затрагивает. А те граждане, которые покупают дорогие авто, будут с 1 января 2014 года платить повышенные налоги. И это всего лишь малая часть населения, так как у нас состоятельная часть населения составляет менее 10 процентов, возможно, только 4-5 процентов.

Между тем, критику по законопроекту высказали руководители фракции “Народные коммунисты” и партии “Ак жол”. В результате голосование по проекту закона было следующим: 83 депутата - за, 9 - против, 6 - воздержались.

Кстати, обложить население непомерными налогами, напомним, намеревались и во Франции. Ставка подоходного налога для тех, кто получает более 1 миллиона евро в год, составит 75%, - заявлял министр бюджета Джером Каюзак. По словам чиновника, повышение налога - временная мера, которая будет отменена, после того как страна справится с бюджетным кризисом. О необходимости дополнительного налогообложения богатых и сверхбогатых граждан многократно говорил нынешний президент Франсуа Олланд. В ходе избирательной кампании он заявил, что французы, чей годовой доход превышает 150 тысяч евро в год, должны платить 45% подоходного налога, а те, чей доход превосходит миллион - 75%. Однако после такой новости многие французские знаменитости стали “сворачивать удочки” в родной стране. К примеру, из-за невиданного ужесточения налоговой политики во Франции знаменитый актер Жерар Депардье вначале переехал в соседнюю Бельгию, а затем подал запрос на получение российского гражданства. По словам актера, за последние 45 лет он заплатил 145 млн евро в качестве налогов во Франции и никогда не увиливал от своих обязательств перед государством.

Но вернемся к нашей стране. Вот что говорят павлодарцы. Мы публикуем самые яркие ответы. 

Павел, 28 лет, бизнесмен: Меня это точно никак не коснется, так как недвижимость стоимостью свыше одного миллиона долларов могут позволить себе очень обеспеченные люди. А такие сверхналоги в бюджет - в помощь нуждающимся или на то же озеленение города. Главное, чтобы деньги доходили до таких людей, а не оседали в карманах чиновников. С повышением налога на транспорт с большим объемом двигателя я тоже согласен, потому что люди, которые купили такие авто, изначально знали, что ставки у них будут гораздо выше. Так что, все по-честному.

Майра, 57 лет, педагог: Мне все равно, у меня нет дорогой недвижимости и машины. Не заработала, наверное. Вот если бы после принятия закона повысили зарплату сразу учителям и врачам - тогда другое дело.

Надежда, 53 года, бухгалтер: Кто уходил от налогов, тот так и будет уходить после принятия закона, найдет лазейки. К тому же, дорогие машины часто оформляются на льготников, это тоже уход от налогов. Также и по недвижимости, кто там будет выяснять, чья это на самом деле недвижимость. И еще, у кого дома оцениваются в миллионы долларов, эта недвижимость у них давно за границей, и никто ее облагать огромными налогами не будет. Так что вся эта затея не будет иметь желаемого результата.

Динара, 38 лет, домохозяйка: Как всегда, те, кто принимает закон, свои интересы учли. У них у всех, даже не сомневаюсь, и коттеджи шикарные и машины с большим объемом двигателя, а поэтом планку повысили по максимуму - сколько должна стоить та же недвижимость. Так что они-то как платили, так и будут платить, как средние казахстанцы. 

Поделиться
+1