'ВРЕМЯ СПЕШИТЬ, ВРЕМЯ ТВОРИТЬ'

Середина октября для многих творческих коллективов, и театральных тоже -  еще только начало нового сезона. А театр им. Чехова уже давно в работе.

- Когда-то у нас сезон тоже начинался в октябре, - говорит директор - художественный руководитель коллектива В.В. Аввакумов. - И то, что у нас с некоторых пор изменился график, не совсем пришлось по душе некоторым. Были даже упреки – вам больше всех надо, вы других подставляете. Но время показало, что мы правы. В сентябре еще теплая погода. После отпускного, дачного сезона люди с удовольствием идут в театр. К тому же, что скрывать, и конкуренции поменьше. За несколько сентябрьских вечеров мы заработали уже более 600 тысяч тенге. Да и зрителям помогли быстрее войти, так сказать, в театральный ритм. Это тоже большое дело

«НВ»: Конечно, мы живем в рыночное время. Но театр, прежде всего, – это творчество.

В. Аввакумов: Да, я вас понимаю. Еще в конце прошлого сезона один из ведущих наших актеров Д. Доморощенов как режиссер начал работать над небольшой пьесой Чехова «Предложение». 21 сентября состоялась премьера  спектакля. По классическим канонам, этот спектакль должен состоять из двух частей самостоятельных. В первом акте «Предложение», во втором «Медведь». Мы же взяли только «Предложение» и дополнили его новыми сюжетами из других рассказов Чехова этого периода. И получился полноценный двухактный водевиль. До этого в репертуаре «чеховки» было только одно произведение такого жанра – «Беда от нежного сердца», поставленное много лет назад. Теперь я с чистой совестью могу сказать, что мы выполнили свой долг в этом жанре. И, кажется, неплохо получилось. Наш уважаемый профессор-литературовед  Н.Г.Шафер тоже так считает.

«НВ»: Такой несколько необычной трактовкой Чехова вы продолжаете удивлять своих зрителей.

В. Аввакумов: И сюжетом, и содержанием. В «Предложении» говорится об одной влюбленной паре; соединиться им мешает земельный надел Воловьи Лужки, который они не могут поделить. В нашем спектакле есть и вторая пара, которая  живет только чувствами. Как говорится, сюжет и контрсюжет, которые ненавязчиво дают зрителям пищу для жизненных размышлений. Кажется, пустячные споры о Воловьих Лужках, которые давным-давно в собственности других людей. Или же какая собака лучше - Угадайка или Отгадайка.  А из-за них не могут соединить свои судьбы  нужные друг другу люди. И я более чем уверен, что среди зрителей «чеховки» найдутся люди, которые подумают: «А из-за чего я спорю с близким мне человеком, обижаюсь на него? Жизнь-то  намного интереснее». Вот такое «удивление» для нас дорогого стоит. При этом мы по стараемся преподнести такие суждения ненавязчиво, весело. Теперь каждый сезон будем начинать с Чехова. Мы решили восстановить ряд прежде шедших на нашей сцене произведений этого великого классика. Новации и традиции у нас  идут в тесном переплетении.

«НВ»: Мне и многим другим зрителям и спектакль, и игра актеров - особенно Р. Шарипова, В. Минулиной - понравились. Как и предыдущая ваша постановка еще одного классического произведения «легкого» жанра - комедии «Шум из-за сцены».

В. Аввакумов: У нас в Павлодаре на сегодня нет театроведов. Поэтому я постоянно  интересуюсь суждениями наших зрителей, изучаю, систематизирую их мнения. Знаете, поставить комедию очень не просто. Там очень легко скатиться на вульгарность, ремесленничество. И хочется надеяться, что мы действительно шаг за шагом повышаем свой профессионализм.

«НВ»: У вас новая премьера – «Женитьба» Гоголя. Режиссер этой постановки И. Меркулов, традиционно немногословен. Раскройте для читателей секреты работы над этой, по словам самого Гоголя, «комедии о совершенно невероятных событиях в двух действиях».

В. Аввакумов: Прежде мы уже ставили «Ревизора», «Мертвые души». Теперь наша гоголиада наполнилась «Женитьбой». Ее сюжет до невероятности прост. Человеку уже немало лет. Все близкие ему люди подталкивают его к женитьбе. Герой, кажется, не против. И все же, в конечном итоге, не идет под венец. Вот, пожалуй, и все. На базе этой самой элементарной  сюжетной канвы раскрываются  сложные нюансы души гоголевского «маленького человека».

И. Меркулов: Вы правильно заметили, я обычно не даю комментарии к поставленным спектаклям. Но здесь все же немного скажу. Этот спектакль и про нашу сегодняшнюю жизнь. Здесь нет героев положительных или отрицательных. В этом великая сила Гоголя.  Некоторое время назад я в этом театре поставил «Мертвые души». А еще раньше актеры чеховки играли «Игроков», «Ревизора». Мы как-то привыкли  к той печальной памяти трактовке, когда и Чичиков, и Городничий, и Хлестаков, и другие герои Гоголя были однозначно отрицательными образами. А все гораздо сложнее. Так же и здесь. Поэтому мне бы хотелось, чтобы каждый зритель сам для себя сделал выводы.

«НВ»: И все же, как недавно писала одна наша городская  газета, даже сами актеры уже после генерального прогона настойчиво интересовались у вас «генеральной идеей спектакля». Я вот тоже присутствовал на репетициях и честно признаюсь, мне тоже далеко не все было понятно.

В. Аввакумов: Я против понятия «генеральная идея». В каждой хорошей пьесе, тем более  классической, – масса мыслей.  Разве сегодня не значима тема брака, поисков и соединения в семью родственных душ? А она здесь присутствует. Но особое внимание в спектакле мы с Игорем Владимировичем обратили на сложную и неоднозначную тему «бесов» человеческой души. «Женитьба» Гоголя идет постоянно на сцене многих  театров. Только в последнем два-три года к ней обратились Ленком, Пермский театр «У моста», Малый театр,  Александринский театр и др. И если судить по интернетовским и журнальным материалам, эти коллективы большее внимание обращали на другие аспекты. А мы вот взяли на себя смелость попытаться хотя бы коснуться этой  проблематики «бесов». Убить, вернее, минимизировать, прежде всего, в себе это не самое лучшее  в нас качество – далеко  не простое дело. Зритель видит, что наши герои также делают такие попытки. Но, даже судя по заключительной мизансцене спектакля, этот вопрос мы оставляем открытым.

«НВ»: Возьму на себя смелость сказать, что по сравнению с предыдущей вашей работой – спектаклем «Предложение» -  в Женитьбе» неслаженности побольше. Особенно в сценах с элементами хореографии. Конечно, драматические актеры это не балерины. И все же опускаться в на уровень самодеятельности - не самый  лучший путь. Кстати, актеры на репетициях тоже говорили об этих трудностях. И хотя у спектакля есть балетмейстер, его работа здесь как-то не заметна. И это далеко не единственная явная «шероховатость» постановки.

И. Меркулов: Честно признаюсь, репетиций было маловато. Из-за того, что приходится спешить, я даже не смогу присутствовать на премьере. Поэтому я очень надеюсь, что этот спектакль после премьеры будут дорабатывать, и тут очень многое зависит от профессионализма самих актеров. Если «Женитьба» будет доведена до нужного уровня, ее, возможно, покажут на предстоящем фестивале в Астане.

В .Аввакумов: Да, в середине ноября большая группа наших актеров поедет в северную столицу. На сегодня один из наших ударных спектаклей «Без слез, без жизни, без любви» мы там показать не сможем - сцена маловата. Поэтому повезем другую работу. Может, «Зверя», или «Предложение», или же сегодняшнюю премьеру. После успеха на международном театральном фестивале в Саранске к нашему театру проявляют интерес. Пока мы точно будем играть на фестивале  в Екатеринбурге. Условия нас устраивают. А там посмотрим. Но сегодня меня волнует, прежде всего, постановка «Женитьбы», а затем «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. Несмотря на то, что мы работаем в очень жестких условиях провинциального репертуарного театра, мы не должны опускаться  ниже той планки, которую достигли  на фестивале в Саранске. А за замечания  я как всегда, говорю: «Спасибо». Кстати, весной к нам приедет ведущий театровед Москвы Н. Старосельская. Ее профессиональные суждения нам тоже помогут.

«НВ»:  В свое время обсуждалась тема создания своеобразного театрального холдинга, который существенно расширил бы и гастрольные, и кадровые возможности наших театров. Недавно нашей газете дал интервью М. Манап, бывший директор театра им. Ж. Аймаутова. По его мнению, театр не должен участвовать в таких холдингах, поскольку это уничтожит традиции и суть существования репертуарного театра.

В. Аввакумов: Я читал интервью коллеги. И хотя я уважаю его мнение человека, большую часть своей жизни отдавшего театру, но все же придерживаюсь иной точки зрения. Нам, даже работая в провинциальном театре, нельзя отставать. Время спешить, время творить. Успехи корифеев  театрального дела в Москве, начиная с Мейрхольда, Вахтангова, Товстоногова и до сегодняшних Табакова и Серебренникова во многом обуславливались тем, что они всегда держали руку на пульсе времени. А возьмите нашего казахстанского Б. Атабаева! Но нынче ситуация такова, что мы  совершенствование актерского мастерства, режиссуры должны сочетать с вниманием к менеджменту театра. Е.Вахтангов и Г.Товстоногов не имели ни возможности, ни даже права думать о менеджменте, вносить изменения в организационные каноны театра. А сегодня я считаю, что искусство «удивлять» зрителей должно идти рука об руку с внесением корректив в структуру репертуарного театра. Конечно, мы не можем полностью взять на  вооружение  североамериканский или европейский  опыты. Но отдельные элементы их опыта почему бы не использовать? Вот в этом  направлении мы и будем работать с  астанинцами. А там время  покажет. Сейчас мы определяем совместный спектакль и актеров, которыми  будем  обмениваться. Даже могу сказать  первые фамилии.  От нас – Р.Шарипов и от астанинцев – Г. Матвеев. Теперь снова об интервью М. Манапа. Я снимаю перед ним шляпу за то, что он сказал: «Может я что-то недопонимаю. Поэтому уступаю дорогу молодым». Вот это и есть позиция настоящего интеллигента. До меня «чеховкой» руководил Михейчев. И когда я на 180 градусов изменил направление театра, он мне пожал руку и пожелал удачи. И Мухтар Садвокасович прав – надо вовремя прийти и вовремя уйти.

«НВ»: И все же история с отставками сначала Е. Тапенова, потом М.анапа не совсем хороша для имиджа руководства культурой. Люди, вложившие в театр столько сил, заслуживают большего внимания. Мухтара Садвокасовича даже не пригласили на состоявшийся как раз в дни его отставки форум работников культуры и искусства. И в это же время сносим целые скверы, чтобы поставить памятники другим, дарим квартиры отставным сенаторам-академикам из-за того, что они когда-то здесь родились...

В. Аввакумов: Конечно, по-хорошему надо было М.С. Манапа пригласить на форум, выразить благодарность. Я об этом  тоже говорил. Но что-то не состыковалось. Потом, знаете, все же главное для наших актеров, режиссеров, да и всех людей творчества – найти свое место в искусстве и получить свое внутреннее удовлетворение, или, как мы говорим, катарсис. И это должно отразиться в работе. Вот иногда приходится слышать мнение, что актеров обделяют званиями, наградами. У меня актеров со званиями очень мало. Но мы нисколько не ропщем,  даже позабыли об этом. Все это вторичное. Главное – наше творчество.  И если, несмотря на все сегодняшние недостатки, шероховатости, в конечном итоге спектакль «Женитьба», как и другие  наши постановки на нашей сцене, будут идти на хорошем  профессиональном  уровне - это для нас лучшая награда.

«НВ»: Спасибо за беседу.

Поделиться
+1