В доме №142 по улице Камзина в Павлодаре в любой момент может обвалиться межэтажное перекрытие, размокающее от нечистот. Коммунальщики предложили жильцам выбор - или ходить в туалет в кусты во дворе, или быть погребенными под завалами своего дома.
В последние годы жизнь обитателей алюминстроевских двухэтажек, от которых отказались все коммунальные службы, превратилась в настоящий ад: горячую воду отключили, начались перебои с электричеством. А на головы семейства Шлевинг однажды упал… унитаз из квартиры, расположенной этажом выше. Следом обвалилась и стена в ванной комнате.
- Сотрудники МЧС посмотрели и сказали, что нужно немедленно всех эвакуировать, - рассказала Ольга Шлевинг. - Но идти было некуда, и тогда нам велели не пользоваться ванной и туалетом и на середину кухни не заходить.
Теперь эта ситуация может повториться в соседнем доме - №142 по улице Камзина. В один из летних дней хозяйка квартиры, расположенной на первом этаже, Галина Коновалова обнаружила, что по потолку пошли трещины и начала осыпаться штукатурка. Причину нашли быстро - виной всему прогнившая канализационная труба. Фекальные массы размывают опорные балки. От постоянной сырости гниют доски и лаги потолочных перекрытий. В квартире стоит сильный запах нечистот. Труба отопления, пролегающая рядом с канализационной, тоже покрылась коррозией. В любой момент жилище может затопить кипятком.
- У нас с потолка постоянно течет дерьмо. Невозможно находиться в туалете. Это продолжается уже больше полугода, - со слезами на глазах говорит Галина Александровна.
Позже начали «разъезжаться» стены квартиры, расположенной на втором этаже. Ее хозяйка Любовь Уралова забила тревогу. Она пробилась на приемы в городской и в областной акиматы, в отдел ЖКХ города и даже в приемную партии «Нур Отан». Каждый раз женщина получала отписки, якобы ее проблема не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Жители самостоятельно пригласили специалистов, которые, обследовав коммуникации и несущие конструкции дома, вынесли свой вердикт: унитазы в квартирах второго этажа держатся на чугунных канализационных трубах, которые наша промышленность уже давно не выпускает. Поэтому заменить придется не только канализационный стояк, но и перекрытие. За сложностью работы брать подряд они отказались, порекомендовав еще раз обратиться в городской отдел ЖКХ. Оттуда терпящую бедствие женщину отправили в областной департамент ЧС, а спасатели дали очередную отписку, что вмешаться они могут только тогда, когда перекрытие рухнет и погребет под завалами людей.
Перед Новым годом в доме побывала целая комиссия чиновников. А затем в квартире Любови Александровны появился сантехник. Мастер всерьез предложил ей свой способ решения проблемы - демонтировать унитаз и ходить в туалет в кусты во дворе дома. По ее словам, другие варианты коммунальщики даже и не рассматривают. И пока различные государственные органы ведут друг с другом бурную переписку и не могут определить ответственных за сложившуюся ситуацию, люди живут, как на пороховой бочке, прислушиваясь по ночам к шорохам и скрипам, доносящимся от плавающих в нечестотах несущих конструкций дома.
Изначально предполагалось, что 159 щитосборных домиков, возведенных в 50-х годах прошлого века как временное жилье для строителей алюминиевого завода, просуществуют максимум 15 лет. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Вопрос о сносе аварийного района, в котором проживают 1272 семьи, стоит на повестке дня городского и областного акиматов уже много лет. Прошлым летом показалось, что «воз сдвинулся с места» - городские власти снесли пять домов, жителей которых, опять же «временно», переселили в арендованные квартиры. Рядом вырыли котлован под строительство 12-этажного дома. Но вот незадача - при проектировании дома, на строительство которого требуется около миллиарда тенге, не учли, что к нему нужно подвести коммуникации стоимостью около 19 миллиардов.
Этот материал можно считать открытым запросом к соответствующим государственным органам и коммунальным службам. Мы искренне надеемся, что к моменту выхода очередного номера газеты - 24 января, ответственные за ремонт аварийного жилья уже найдутся, и мы сможем опубликовать и их комментарии и обещания о скорейшем выполнении ремонтных работ - пока дом окончательно не развалился, погребя под своими завалами людей.