В возникновении пожара в подъезде жители многоэтажки по улице Лермонтова, 96/1 винят энергетиков. Все произошло за несколько часов до наступления Нового года, когда все обычно собираются за праздничным столом. По словам людей, в квартирах неожиданно погас свет, едкий дым повалил из щитовой. Тушить пришлось своими силами. А всего за несколько дней до происшествия представители предприятия внутридомовых электросетей вели здесь работы.
Пенсионерка Елена Степановна вспоминает - возгорание случилось вечером, в начале девятого. Как раз в гости пришли внуки, вместе они и забрасывали провода песком.
- 25 января были профработы, проверяли щитовую. Я еще этому рабочему вопрос задала: почему вы нас не отсоединяете от кулинарного магазина? Он объяснил, что приказа не было. Вот и все, - говорит Елена Андреева.
Правда, уже через полчаса после пожара энергетики все же приехали, все починили, и свет снова загорелся, но, как сказали сотрудники предприятия, сделали это они исключительно “по доброй воле”, о чем они также сообщили и СМИ в своем официальном ответе, но об этом чуть позже.
Однако рабочие, когда начали долбить стенку над щитовой, повредили телефонную связь. Об этом пенсионерка узнала совершенно случайно, когда после полуночи хотела по телефону поздравить детей с праздником. Позднее Елена Степановна позвонила в обслуживающую организацию с претензиями. Там ей ответили, что, мол, люди сами виноваты и вообще могли бы остаться на Новый год без света, скажите спасибо, что к вам приехали и свет сделали.
- За ОДН мы платим за подвал и площадку, а ОДС - за работу, чтоб нам сделали свет. Они берут с нас деньги, в месяц с одной квартиры 122,8 тенге, со всего дома - уже 147 372 тенге, по моим подсчетам. А сколько в городе домов? - возмущается женщина. - Значит, должны и профработы делать нормально, а не спустя рукава. При профработе надо полностью осмотреть, а он взял кисточку, смахнул пыль - вот и вся проверка. А в щитовой, как выяснилось, автоматические выключатели надо было менять! Мы их потом за свой счет купили, а они пришли и установили нам их 14 января… Так почему они сразу нам это не сказали? Пожара можно было бы избежать! И еще мне тогда сказали: ждите, придут. У нас председатель давал заявку, а когда я звонила и спрашивала специалистов, почему они не идут менять, мне сказали, что заявку вообще должны были подавать квартировладельцы. Так какую роль вообще тогда играет КСК?
Однако услугодатели заявляют, что работы, которые велись накануне, и сама авария на Новый год - простое совпадение. Работы действительно проводили, но профилактические. Проблема в проводах, которые идут от щитовой. Ниже приводим официальный ответ.
“По фактам, изложенным в обращении жителей кв. 82, 83, 84 жилого дома Лермонтова, 96/1 в редакцию газеты “Обозрение недели” сообщаем следующее:
1. 24 и 25 декабря 2013 года проводилась протяжка контактных соединений на общедомовых электросетях (ОДЭС), то есть на магистральных проводах и на оборудовании, подключенном до квартирных электросчетчиков, расположенных в этажном щите. Автоматические выключатели и провода, подключенные после электросчетчиков, находятся в раздельной собственности жильцов и, согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, “ответственность за техническое состояние и эксплуатацию … электропроводки, электрического оборудования в квартирах …, а также за технику безопасности при пользовании энергией возлагается на Потребителя”.
2. Авария, из-за которой в 20.10 31.12.13 г. были обесточены квартиры 82, 83, 84, произошла вследствие повреждения проводов, отходящих от этажного щита в указанные квартиры. Данные провода, как указывалось выше, относятся к зоне ответственности потребителя. В связи с чем ремонтно-эксплуатационные работы персоналом ГПВЭС на них не проводились и не проводятся. На этих же основаниях персонал ГПВЭС вправе был отказать потребителям в устранении последствий аварии, но, проявив добрую волю, не сделал этого и в кратчайший срок восстановил электроснабжение кв. 82, 83, 84.
К сведению, жилой дом Лермонтова, 96/1 является газифицированным с отсутствующим газоснабжением. Об опасностях, связанных с данным фактом, мы неоднократно предупреждали наших потребителей. В последний раз мы оповестили КСК “Ласточка”, в состав которого входит дом Лермонтова, 96/1, 18.10.13 г.”
Кроме того, по поводу платы за ОДС энергетики пояснили, что за счет этих средств обслуживают сети, но только до щитовой, а за то, что дальше, несут ответственность жильцы.
В обслуживающей организации также признают, что сети в плачевном состоянии. И нагрузка увеличилась. Дом когда-то был газифицированным. А как раз в Новый год энергопотребление было особенно большим. Выход - сделать ремонт за счет программы модернизации. А это опять на средства жильцов, которые возьмут льготный кредит. Гарантии, что ситуация не повторится снова, никто не дает.
Прокомментировать ситуацию мы попросили общественного инспектора общества защиты прав потребителей Юрия Дмитриевича Страхова, в общих чертах обрисовав картину. Его мнение приводим ниже:
- Тут договор заключают между собой два юридических лица, а платит в итоге лицо третье, то есть потребители, которые, по сути, бесправны. Это противоречит статье 274 Гражданского Кодекса РК: “договор не может создавать обязанности для третьих лиц”, то есть должен быть трехсторонний договор. Но доказать, что ты не верблюд, сложно, суды - история долгая, к тому же не каждый захочет защищать свои права именно таким образом. Вот и платят безропотно. В данном случае, может, и действительно дело оказалось в проводах, которые идут от щитовой, может, они и были не в порядке, но почему тогда сразу не сработали автоматы, находящиеся в самой щитовой, которую обслуживают энергетики? За что мы им платим ежемесячно по квитанции эти самые 123 тенге за обслуживание сетей? (Кстати, этот вопрос задает и Елена Степановна). Автоматы моментально должны были отключиться, сработала бы защита, и дело не дошло до тушения песком. И если люди действительно хотят докопаться до истины, то мой совет - привлекать независимую экспертизу, но не обращаться, конечно, к энергетикам. Раньше этим занимался госэнергонадзор, а сейчас он проверяет только крупные объекты, например, станции, а функции отдали в конкурентную среду. Но, опять же, придется платить деньги, и тут, наверное, люди махнут рукой. Что же касается заключения договора с КСК, вы сами почитайте этот договор. По сути, КСК делает это формально, при этом ничего делать он не обязан, да и платит ведь в итоге все равно потребитель. А если бы КСК подошел бы к этому вопросу по совести, они бы сами организовали экспертизу, где дали заключение и истребовали с обслуживающей организации как положено. Но таких кооперативов в Павлодаре по пальцам пересчитать, они, можно сказать, ушли в историю.