Такое мнение высказал главный научный сотрудник Института экономики Олег Егоров. Эксперт считает, что цены повысятся в два этапа.
Сначала вырастут на 10-15% к марту 2014 года, а потом, к лету, ещё на 25-30%, сообщается на сайте казахстанской недвижимости Kn.kz.
О том, что цены на бензин так или иначе не поднимутся до марта, ранее заявлял министр нефти и газа Узакбай Карабалин на пленарном заседании в мажилисе. По состоянию на 12 февраля в Казахстане есть около 300 тыс. тонн дизельного топлива, 244 тыс. тонн АИ-92 и 86 тыс. тонн АИ-80. Этих запасов, по мнению Карабалина, хватит до начала апреля.
По прогнозам Агентства по исследованию рентабельности инвестиций АИРИ, потом Казахстан может столкнуться с дефицитом топлива. Цена литра АИ-92 может подняться до 140 тенге; АИ-95 и АИ-98 – более чем на 200 тенге. Это по той причине, что, несмотря на наличие 3 нефтеперерабатывающих заводов, Казахстан всё же должен закупать бензин из России. Плюс к этому, на казахстанских НПЗ ежегодно уменьшается объём переработки нефти.
При существующем механизме ценообразования при поставках нефти на внутренний рынок недропользователи теряют значительные суммы. Например, при мировой стоимости нефти в 100-110 долларов за баррель, потери по расчётам АИРИ достигают 200 долларов за тонну. Если взять итоги 2013 года, то за это время стоимость реализации тонны нефти АО «РД КМГ» на внутреннем рынке составляла 263 долларов (35,5 долларов за баррель), при курсе доллара в 152 тенге. За 2013 год рыночная стоимость базового сорта Urals составила 782 доллара за тонну (107,88 доллара за баррель). Цена тонны нефти от АО «РД “КазМунайГаз” при стоимости Brent 100-110 долларов за баррель составляла 379,86-411,87 доллара (через нефтепровод “Атырау – Самара”) или 420,90-462,95 доллара (при транспортировке через КТК). В итоге АИРИ отмечает, что потери компании по нетбэку на каждой тонне сырья, поставляемого на внутренний рынок, могут достигать 157-200 долларов.