Рыбное дело с душком

Три года назад предприниматель из Павлодара решил возродить в области рыбоводство и построить в пригороде Аксу современное прудовое хозяйство. Однако его планам не суждено было сбыться. И вложенные в проект деньги вернуть тоже вряд ли удастся.

И прежний, и нынешний руководители области на всех совещаниях требуют от своих подчиненных повышать инвестиционный климат в регионе и поддерживать производство.

- Вы не должны “кошмарить” предпринимателей, нужно поддерживать малый и средний бизнес, развитие производства, переработку, - сказал Канат Бозумбаев во время своего визита в один из районов области.

Однако на деле чиновники на местах не спешат выполнять распоряжения акима и продолжают “кошмарить” бизнесменов. Одной из “жертв” местных бюрократов стал павлодарский предприниматель Владимир Орленко. Получив в аренду несколько участков земли в сельской зоне Аксу, он начал расчистку русла реки Карасу, строительство пруда и насосной станции. Кредит бизнесмен не брал - все работы велись на собственные сбережения и строго по утвержденному рабочему проекту. В планах Орленко было вернуть к жизни и засохший водоем нефтеперерабатывающего завода. Если бы предприятие было запущено, по прогнозам, уже в первый год производственная мощность составила 50 тонн сазана и карпа, а в дальнейшем рыбу можно было бы отправлять и на экспорт. Впрочем, история, как известно, не имеет сослагательного наклонения.

 

Предприниматель свои неудачи связывает со сменой руководства города Аксу в 2012 году. Новый градоначальник своим распоряжением отменил решение предшественника о выделении земельных участков, на которых, кстати, уже были начаты подготовительные работы и вложены немалые деньги. В результате уже два года вместо вожделенной рыбы Владимир Орленко имеет целую серию судов.

И что особо интересно, каждый раз суд признавал за ним право землепользования. Но не тут-то было. После каждого такого решения суда начинались проверки - то департамента экологии, то земельной инспекции. Всякий раз прокуратура признавала эти визиты инспекторов незаконными и возвращала дело в исходную точку.

Так было до тех пор, пока городской акимат не изменил тактику наступления и не вызвал “огонь на себя”. Чтобы получить земли обратно, чиновникам пришлось продемонстрировать собственные нарушения при проведении внутренней процедуры предоставления земельного участка. Материалы проверки послужили поводом в очередной раз отобрать землю. Орленко не отчаялся. Он попросил собственного сына подать заявление о предоставлении ему тех же самых земельных участков. Отказ был незамедлительным.

- Видимо, кто-то позарился на эту землю и на уже расчищенное русло. Меня вызвали в городской акимат и попросили предоставить правоустанавливающие документы на те объекты, которые я только собирался построить. Естественно, таких документов у меня не может быть в принципе - объекты же существуют только в рабочем проекте, я не успел еще ничего капитального возвести, - говорит Владимир Александрович.

Чиновники стоят на своем. Член земельной комиссии Наталья Шандер в частной беседе сказала, что якобы на территории, предназначавшейся для строительства вспомогательных объектов рыбного хозяйства, располагается какая-то производственная база, на которую чиновники как раз и попросили документы. Однако где эта база находится и почему ее не видно в чистом поле, Наталья Ивановна пояснить не смогла и, растерявшись, сразу же отказалась от интервью, сославшись на некий запрет акима города.

Показать свое лицо народу согласился только руководитель городского отдела земельных отношений Мурат Рамазанов. Вальяжно развалившись в кресле, он сослался на решение последнего суда, а после заявил, что, мол, Орленко отказали в предоставлении земельного участка, потому что тот предъявил в земельную комиссию совсем не те документы:

- Он подал документы на землепользование, а нужно было документы на строительство, - цинично повествует чиновник.

Хорошо, пусть будет так. Но неужели нельзя было объяснить простому бизнесмену, как правильно написать заявление и какие документы приложить к нему?

Пока чиновники судятся с бизнесменом, территория некогда практически освоенных участков приходит в запустение, превращаясь свалку.

 

А на имеющихся водоемах предприимчивые люди вместо производства рыбы устроили совсем другой “бизнес”. Они собирают с приезжающих деньги за право отдыха в живописном месте.

Тем временем, по информации, полученной с официального сайта Качирского района, самый большой в области рыбхоз - РГКП “Качирский рыбопитомник” - в 2006 году получил из республиканского бюджета госзаказ на выпуск сеголеток карпа в 2,2 миллионов штук, или 3 тысячи тонн. На эти цели питомнику было выделено 15 миллионов тенге. Однако качирской рыбы на прилавках магазинов в областном центре нашим корреспондентам найти не удалось.

 

Поделиться
+1