Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем, согласитесь, далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в школе, на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.
Есть несколько факторов, приводящих к таким высоким показателям самоубийств среди молодых людей: издевательства в школе, отсутствие или потеря смысла жизни, падение норм социального поведения, показ несовершеннолетним сцен насилия по телевизору, безответная любовь, психологическое давление на детей в процессе подготовки к ЕНТ и его результат.
И в сложный предэкзаменационный период, ОФ «Здоровая нация» при поддержке ГУ «Отдел внутренней политики г. Павлодара» и ГУ «Отделом образования г. Павлодар» было проведено анкетирование учащихся школ, для выявления «зон риска». На основании анкетирования было решено провести серию тренингов в школах г. Павлодара, направленных на повышение социально-психологической грамотности учащихся, формирования коммуникативных навыков, умения находить оптимальные решения в острых кризисных ситуациях, актуальных среди молодежи.
В тренингах, участники познали умение контролировать эмоции, разрядить негативные переживания, направив негативные эмоции в положительную сторону. Работая в группах участники, находили положительные стороны из предоставленных малоприятных ситуациях, целью данного занятия – убедить участников, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.