Футуролог Петри Кюллиайнен: с таким настоящим — будущего нет

 

Павлодар посетил футуролог из Финляндии Петри Кюллиайнен. Он один из немногих европейских политических аналитиков, кто смело говорит о том, что глобализация, руководимая Америкой, неизбежно приведёт либо к финансовому кризису планетарного масштаба, либо к третьей мировой войне. По мнению учёного, Казахстан уже втянут в эти геополитические интриги, поэтому говорить о будущем нашей страны уместнее в контексте с мировыми тенденциями.

Петри Кюллиайнену 47 лет. Он был первым преподавателем футурологии (прогнозирования будущего) в университете родного города Тампере. До него этой дисциплины в университете не было. В 2001 году Петри написал докторскую диссертацию о влиянии Америки на мировое сообщество.

Эту научную работу одобрил известный финский футуролог, но нашлись проамерикански настроенные профессоры, которые сделали всё, чтобы Кюллиайнен не получил докторскую степень, и попытались добиться того, чтобы он остановил исследования в выбранном им направлении. Но, как говорит учёный, ситуация меняется: «в последнее время всё больше людей хотят слышать меня».

- То, что я говорю, очень часто идёт вразрез с теми представлениями и понятиями, которые существуют у людей во всём мире, - говорит Петри Кюллиайнен. - В силу своей профессии, я вижу многие события в широкой мировой перспективе, вижу то, что не видят другие люди. Футуролог прогнозирует будущее, используя знания не только в области экономики и политики, но и культурологии, социальных отношений и так далее. Футуролог в современном мире, как врач, который знает, что его пациент умрёт, но не может ему сказать об этом. У людей будет шок, если я открою им слишком много информации. В моей диссертации слишком открыто говорилось на эти темы.

 

Петри Кюллиайнен приехал в Павлодар к родственникам своей жены Айтолкын, с которой познакомился в 1993 году в Санкт-Петербурге, где она в то время училась. Они поженились и живут вместе в Тампере. У них сын и две дочери, старшая из которых мечтает стать политологом и готовится к поступлению в вуз. Кюллиайнены прибыли в Павлодар всей семьёй и на время стали моими соседями по подъезду. Поэтому интервью с Петри я записал по-соседски, прогуливаясь по набережной у фонтанов. Так как общение шло по-русски и по-английски, привожу вольное изложение нашей беседы:

- Петри, сегодня многое из того, что до недавних пор относилось к разряду конспирологических теорий, подтвердилось. Во всяком случае, само существование транснациональных банков, корпораций и общественных организаций, указывает на то, что есть глобальные надгосударственные структуры, способные влиять на политические и экономические решения руководителей разных стран мира. Какой идеологии придерживаются строители Нового мирового порядка?

- Это неолиберализм. Идеалы капитализма 18 века, перенесённые в наше время, помноженные на социал-дарвинизм. Во главу ставятся интересы частного капитала, а об остальных людях можно не думать. Классический либерализм утверждает, что конкуренция на рынке – это хорошо. На самом деле, победители поглощают конкурентов и становятся монополистами. Сейчас деятельность тех же транснациональных корпораций практически не контролируема. Они сами диктуют условия. Это касается и политики. Какая бы парламентская партия ни пришла к власти, она будет выполнять распоряжения Международного валютного фонда, а страна будет зависеть от Кредитного рейтинга агентств «Standard & Poors», «Moody’s» и «Fitch». Поэтому люди всё чаще разочаровываются в политике партий, потому что от них ничего не зависит. Страна остаётся под иностранным контролем.

- Некоторые политологи сравнивают неолиберализм с неофашизмом, говоря, что сегодня разницы между ними практически нет. Если либералы говорили, чем меньше государственного участия на рынке – тем лучше, то неолибералы, напротив, используют государство для защиты своей частной собственности и коммерческих интересов, они называют себя «государственниками». Если фашисты выступали против индивидуализма и парламентаризма, то теперь многие неофашистские партии Европы, наоборот, рвутся в парламент и ставят индивидуализм выше корпоративизма. Однако, в отличие от неофашистов неолибералы делят людей не по расовому или этническому, а по классовому признаку. Пропасть между горсткой супербогатых нуворишей и огромной массой бедноты с каждым годом становится непреодолимей. Первые добывают себе новые привилегии, вторые постепенно их лишаются. В чём главная проблема неолиберализма и чем он может обернуться?

- Проблема современного общества и, в частности, неолиберализма в индивидуализме. Когда частное становится выше общественного. Сейчас говорят: частное – это хорошо, а государственное - плохо. Потому что частное более эффективно – бизнесмен движим эгоистичной жаждой получения прибыли, поэтому он сделает всё, чтобы его предприятие было рентабельным, лучшим. Так мы верим сейчас. К чему этот эгоизм приведёт в будущем? Когда Международный валютный фонд приходит в какую-либо страну, он ставит первым условием приватизацию всех государственных предприятий и учреждений, в том числе коммунальных, медицинских, образовательных, культурных, спортивных и так далее. Цены на услуги этих организаций вырастают и становятся не доступными бедным слоям населения. Прибавьте к этому повышение пенсионного возраста в интересах работодателей, сокращение социальных пособий. Возникает неравенство возможностей, которое с годами всё труднее преодолеть. Вырваться с низов в высшие слои общества уже практически не возможно. Сейчас в Евросоюзе неолибералы сворачивают социальные программы «общества благосостояния». Они уже пришли к тому, что не хотят на свои налоги кормить своих сограждан.

- У руля глобализации мировой экономики стоят англосаксы – Великобритания и США. Они диктуют миру свой Новый мировой порядок. Некоторые действия США в отношении стран третьего мира больше напоминают преступления гитлеровцев, совершённые против человечества, а не декларируемую американцами борьбу за демократию. Для установления марионеточных режимов они даже взяли на вооружение гитлеровскую концепцию цветочных войн «Blumenkriege», или, как их у нас называют «цветочных» или «цветных» революций. В Грузии была «Революция роз», в Киргизии – «Революция тюльпанов». Сейчас идёт война на Украине. Сенатор США Джон Маккейн приезжал на Евромайдан, где во всеуслышание обещал поддержку оппозиции. До этого он также встречался с оппозиционерами в Ливии и Сирии. То есть, американцы действуют уже демонстративно. Чего они добиваются?

- 15 лет назад я говорил студентам, что всю нашу переписку в интернете могут читать спецслужбы. Тогда к этому относились, как к конспирологической теории. После того, как Сноуден представил на сайте WikiLeaks доказательства, что США используют интернет в разведывательных целях, я понял, что недооценивал масштабы этой проблемы. Сейчас Америка строит однополярный мир и ведёт геополитическую войну со своим последним противником – Россией. Идёт экономическая война, вводятся санкции против России. Кроме того, США развивает противоракетную оборону, замыкая кольцо военных баз вокруг России. Эта система позволит Америке выиграть мировую ядерную войну. Но, эта система сработает в том случае, если Америка первой начнёт войну против России. Американские противоракетные установки не позволят России сбить американские ракеты. Россия станет беззащитной от бомбардировок. Почему сейчас идёт война на Украине? Потому что Америка и блок НАТО продвигают строительство системы противоракетной обороны дальше. Люди должны понять, что Евромайдан на Украине и аннексия её территорий, сопровождаемая военными действиями, проводится не для блага или свободы украинцев. Это всего лишь часть большой геополитической войны между Америкой и Россией, в которой Украина стала разменной монетой. О людях там никто не думает. Ещё за три недели до Евромайдана в интернете была выложена запись телефонного разговора представителей государственного департамента США, в котором говорилось, что премьер-министром Украины нужно поставить Яценюка. Теперь он премьер-министр. Всё было спланировано.

- Насколько я знаю, сейчас Финляндия тоже стоит на проамериканских позициях, но в блок НАТО пока не вступила. Почему?

- Мы видели войну в Косово. Одно время нам говорили, что эта война необходима, потому что там плохой президент Югославии Милошевич, который создал там ужасные гуманитарные проблемы. Но потом мы увидели, что гуманитарных проблем стало значительно больше после войны. НАТО бомбила мирные города бомбами с обеднённым ураном, нанеся страшный удар по экологии на тысячу лет вперёд и по генофонду на многие поколения. После этой войны 78% населения Финляндии стало против вступления в НАТО. Сейчас за вступление в основном политики из высших эшелонов власти и крупные бизнесмены. Они надеются организовать вступление в обход общественного мнения. Но даже они боятся, что в случае войны Америки с Россией, Финляндия первой примет удар на себя. Балтийское море станет ареной военных действий. Я надеюсь, что Финляндия не вступит в НАТО, и мы останемся нейтральной стороной. Это лучше, чем война. У нас с Россией хорошие отношения. 10% финского бизнеса завязано на российском капитале. У нас так повелось: до Первой мировой войны Финляндия была пронемецкая, после Второй мировой немножко прорусская, после Холодной войны - проамериканская. Когда же мы начнём думать сами?

- Какое будущее вы прогнозируете для Казахстана?

- Как геополитик скажу, что геополитическая война идёт и в Казахстане. Его тоже втягивают в эту игру. Здесь уже есть американский социальный контроль – людей воспитывают на западных ценностях, создаётся опорная база для цветной революции. Так что исключать такой возможности нельзя. У меня такое чувство, что мировая геополитическая война очень близка к конфронтации. Противоборствующие стороны уже действуют открыто. Эта ситуация гораздо острее, чем в годы Холодной войны. Всё это может закончиться или планетарным экономическим коллапсом, или военным конфликтом. Это часто бывало в истории: страна, которая теряла больше, начинала войну. Сейчас больше всех теряет Америка – её экономика и валюта – это надутый воздушный пузырь, внешний экономический долг перешёл все возможные пределы и всё равно продолжает расти.

- Как можно предотвратить третью мировую войну?

- Я пессимист в этом вопросе. Америка, построив по всему миру огромную систему противоракетной обороны, создала новое поле напряжения - Китай с Россией против Америки и НАТО. Держать под контролем всё это ядерное оружие, раскиданное по всему земному шару, не сможет ни одно государство. Сейчас Америка с помощью своих глобальных масс-медиа показывает Россию, как ужасную страну, которая может в любой момент напасть на кого угодно, поэтому нужно расширять блок НАТО и наращивать вооружение. Но у меня последние 15 лет мнение, что люди во всём мире начинают прозревать и менять своё отношение к России в положительную сторону. Большую роль в этом играет интернет и соцсети, через которые рядовые американцы могут узнать больше нефильтрованной информации о России. Появляются англоязычные сайты, доносящие до американских читателей русскую, или китайскую точку зрения на происходящие в мире процессы. Глобального военного конфликта можно будет избежать, только когда все страны в Европе начнут понимать, что все существующие вооружённые конфликты - это не противостояние народов, а хитрая геополитическая интрига, в которую нас втягивают.

- Есть ли сейчас глобальные политические организации, способные противостоять мировой американской гегемонии? Может ли стать такой организацией недавно созданный Евразийский экономический союз?

- Создание ЕАЭС – это ещё один повод, почему Америка взялась за Украину. США убирают все правительства, которые они не могут контролировать. Это и произошло на Украине. Теперь там проамериканское правительство, настроенное против вступления в ЕАЭС. В мире есть несколько международных организаций, способных развивать мировую экономику без американского участия и без американского доллара. Это «Группа 77», куда вошли развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки и БРИКС – союз Бразилии, России, Индии и Китая. Объединившись и взяв на себя смелость, они могут обрести полную свободу от Америки.

- Как вы считаете, глобализация – это финальная стадия развития человеческого общества, или за ней пойдёт распад на национальные экономики, как это уже было в истории после разрушения великих империй?

- Антиглобализм сегодня носит националистический оттенок. А национализм – это эгоизм, замкнутость на своей стране и народе. Это противопоставление – «мы» и «они». Национализм на протяжении истории всегда порождал империи. Такой вариант больше не возможен в будущем. Национализм – это не выход из проблемы. Мир стал комплексным и он не контролируем ни одной гегемоний. Я принадлежу к религии Бахаи, поэтому придерживаюсь идеи, что должна быть общая мировая демократия, которая покончила бы борьбу за частные интересы и работала во благо всех народов. Я надеюсь, что мир извлечёт урок из этих испытаний и станет развиваться в направлении позитивного будущего.

 

блог автора

Поделиться
+1