Сюрприз был приготовлен павлодарским пассажирам городского транспорта с 1 июля. В автобусах появились объявления, в которых ТОО “Павлодарский автокомбинат” сообщало о введении новых проездных, причем дешевых - по четыре тысячи тенге. Народ был повергнут в шок. Но не из-за дешевизны билетов, а из-за того, что проездные эти действительны не на всех маршрутах! Если проездной “не тот”, придется выложить наличные. Тем временем руководитель Ассоциации союза транспортников Василий Рудаков откровенно заявил, что сделает все возможное, чтобы проезд в автобусах стоил не 50 тенге, как сегодня, а 65.
Своя правда
Перевозчики говорят, что терпят большие убытки. Даже тот тариф, который они просят, 65 тенге за одну поездку, недостаточен. Тем не менее, их заявку ни в прошлом, ни нынешнем году в акимате рассматривать положительно не стали. Тогда Василий Рудаков решил доказать нерентабельность маршрутов через прокуратуру. И надеется, что справедливость для транспортников восторжествует.
- В конце года запчасти подрожали на 20-30%, в феврале девальвация, это еще 20%, плюс с 5 мая дизельное топливо взлетело в цене на 12%, - заявил глава ассоциации.
С цифрами в руках Василий Рудаков пытается доказать, что возить народ невыгодно. Водители и кондукторы работают себе в убыток. Потребители услуг транспортников, пассажиры, с этим категорически не согласны, говорят, что качество обслуживания на маршрутах оставляет желать лучшего:
- За что мы платим? - возмущается Сара Оскембаева. - Водителям и кондукторам давно пошили спецодежду, а где она? Я редко когда встречу их при параде. А как они обращаются с нами, пассажирами? По несколько раз спрашивают, оплатили или нет, хотя билет в руках. Я категорически не согласна. Должна быть культура общения. А еще перевозчики должны понимать, что возят не дрова, а людей. Кто из них соблюдает скоростной режим и придерживается графика? Выходят на линию как попало, лишь бы больше людей скопилось, чтобы натолкать в салон битком!
Проездные нового образца
И еще один сюрприз от транспортников, и вновь неприятный. В июне в автобусах появились странные объявления с образцом нового проездного билета: “Проездные билеты на июль, действительные для проезда”. А внизу и вовсе удивительный текст: “Только по этим проездным возможен многоразовый проезд в автобусах маршрутов 1, 1Э, 2, 5, 9, 16, 17, 18, 24, 27, 28, 66”. И тут же координаты ТОО “Павлодарский автокомбинат”.
А что делать пассажирам, которым не всегда по пути? К примеру, та же Сара Оскембаева пользуется не только вышеозначенными маршрутами с “дешевым” проездным, но и автобусом №10, где альтернативные билеты не действительны. Он ходит от ее дома по улице Амангельды. А еще приходится пересаживаться, чтобы добраться на работу в Северную промзону.
- Меня будут высаживать из автобуса, если я предъявлю новый проездной. А два проездных покупать невыгодно. За наличный расчет тоже очень дорого. Нас поставили в тупик! - возмущается пассажирка.
Ей вторит и председатель Совета ветеранов энергетиков Нина Кузьминична Мироненко:
- Что, теперь нашему Совету придется покупать нам по два проездных? Ведь мы ежедневно ездим по всему городу к нашим подопечным, оказываем материальную помощь и развозим свежие газеты. За разъяснениями я обращалась в автобазу №1, там меня просто шокировали этой информацией: к ним не относятся 12 (!) городских маршрутов. Их проездные действительны в трамваях и некоторых автобусах. Звонила и в Союз водителей. Но этих деятелей на месте мне ни разу застать не удалось! Может, вы попробуете?
Попробовали. Разъяснять нововведение взялся Василий Рудаков. Новые проездные документы он назвал альтернативными и заявил, что сделано это - внимание! - для удобства.
- Вводится дополнительная услуга-альтернатива. Проездной билет стоимостью четыре тысячи тенге. Может, те люди, которые по долгу службы осуществляют поездки по центральным улицам, например 1, 1Э, 18, 27, могут приобрести дешевле проездной билет. Автобусный проездной и общий, купленные в Автобусном парке №1, остаются. Их цена 5500 и 7700 тенге. С ними можно заходить в любой автобус, лишь бы по пути было.
Мы проверили. В 16-м маршруте, к примеру, этот проездной недействителен.
Передышка
“Автопарк №1” и ТОО “Павлодарский автокомбинат” сели за стол переговоров. И подписали временное перемирие - не долгосрочное.
- Нами подписано соглашение, которое вводит в действие все проездные билеты в прежнем режиме. Мы обслуживаем сегодня все проездные билеты. Но ровно месяц, до 1 августа. А потом, если не договоримся с автопарком, возить их пассажиров не будем. Наши проездные будут действительны в 12 маршрутах, указанных в объявлениях. На маршрутах автобусного парка они действовать не будут, - заявил директор ТОО “Павлодарский автокомбинат” Александр Панченко.
Получается, если за месяц автопарки не договорятся работать по общей схеме, в Павлодаре будет создан прецедент. Людей начнут высаживать из автобусов с “чужими” проездными. И тогда уже мнения людей спрашивать никто не собирается.
Правда, активные пассажиры не намерены мириться с таким раскладом. Сара Оскембаева призывает сограждан включиться в работу и не позволить довести дело до абсурда.