Сегодня в Үкімет Үйі в соответствии с поручением Главы государства рассмотрена Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.
Концепция развития финансового сектора до 2030 года (далее - Концепция) является одним из элементов системы долгосрочного планирования в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050».
Одной из задач Стратегии, определяющей развитие финансового сектора на долгосрочную перспективу, является поддержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции, обеспечение потребности экономики в доступных денежных ресурсах и решение проблем финансового сектора.
Как отмечалось на заседании Правительства, основной целью Концепции является создание конкурентоспособного финансового сектора и повышение его эффективности в перераспределении ресурсов в экономике на базе лучших международных стандартов, включая стандарты Организации экономического сотрудничества и развития.
В рамках Концепции предусматривается реализация следующих задач:
1) снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков;
2) повышение конкурентоспособности финансового сектора в условиях экономической интеграции;
3) совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы;
4) расширение ресурсов роста финансового сектора, в том числе за счет финансовых продуктов, отвечающих потребностям экономики;
5) поддержание сбалансированных экономических условий и снижение кредитных рисков в экономике.
Председатель Национального Банка Республики Казахстан Кайрат Келимбетов обратил внимание на три основные момента с учетом поручений Главы государства, которые были рассмотрены при обсуждении Концепции.
Во-первых, это консолидация и повышение капитализации банковского сектора;
Во-вторых, развитие мобильных технологий и предоставление банковских услуг;
В-третьих, дальнейшее развитие корпоративного управления и системы управления рисками.
Модель развития банковского сектора, в частности, делает акцент на усилении группы крупных системообразующих и группы средних банков. Крупные казахстанские банки будут представлять ядро банковского сектора Казахстана на финансовом рынке ЕАЭС. В то время как средние банки обеспечат им более высокий уровень конкуренции по основным видам банковских услуг для корпоративного сектора и населения.
В целях укрепления и естественной консолидации банковского сектора Национальным Банком предусматривается с 1 января 2016 года поэтапно увеличить требования к минимальному размеру собственного капитала банков с нынешних 10 млрд. тенге до 100 млрд. тенге. Банки, которые не будут удовлетворять данному требованию, смогут продолжить свое функционирование, однако для них будет ограничена максимальная сумма привлечения депозитов физических лиц.
Высокий уровень капитала и дополнительные инвестиции требуются банкам для повышения доли кредитования в ВВП, расширения охвата потребителей финансовыми услугами, развития новых высокотехнологичных услуг, включая мобильный банкинг и банковские интернет услуги, для перехода на стандарты Базель III.
В рамках Концепции также затрагиваются такие актуальные для общества вопросы, как повышение финансовой грамотности населения, развитие инфраструктуры платежных услуг, повышение рыночной дисциплины со стороны финансовых организаций, развитие института государственно-частного партнерства, и др.
Задачи по развитию финансовой системы будут рассмотрены в ракурсе развития банковского сектора, страхового сектора, а также рынка ценных бумаг.
Более того, в процессе реализации поставленных задач предполагается применение оптимального механизма регулирования, когда требования регулятора не будут избыточными, но в то же время помогут минимизировать возможные последствия реализации рисков финансовой системы.
Одним из направлений развития, которое позволит повысить устойчивость финансовой системы в эффективном поглощении шоков, является поэтапное внедрение международных стандартов Базель II и III в части достаточности капитала, показателей ликвидности и финансового левереджа, а также управления рисками.
В частности, внимание будет уделено контрцикличности регулирования, «надзорной» надбавке к капиталу, коэффициентам ликвидности и коэффициентам левереджа банков. В то же время принимаемые меры предполагают предоставление банкам периода времени, необходимого для адаптации к новым требованиям, а также внедрения в надзорный процесс практики совместной оценки готовности каждого банка к новым требованиям.