Контрактный телефон для потребителей обернётся двумя годами работы на сотового оператора, а пресловутая рассрочка – двухсотпроцентной переплатой.
Вот какой комментарий в соцсети мы получили после первого выпуска проекта «Потребитель». Цитируем его почти без изменений. «Да что там авто! – пишет автор Джанибек Сулеев. – Пошёл я, палимый солнцем, в «Kcell» за айфоном, а то все стыдят вокруг за тот аппарат, который имею. Купился на замануху в рассрочку, активно рекламируемую сотовым оператором по смс. В общем, условия таковы: два года не греши, отдавай десять тысяч с копейками. Причём закрыть эту рассрочку при условии каких-то лишних денег невозможно. Это же не ипотека! Это же рассрочка! При этом ещё после подписания договора отдай тридцать тысяч тенге взноса. Когда я подсчитал разницу, оказалось, что она составляет цену нового смартфона «Самсунг» (который предпоследний в линейке), и ещё на кружку хорошего пива останется. Я думал, что я добрый и не жадный, а тут тааааакая жаба на горло прыгнула, а ещё чувство, похожее на классовую злобу. Наверное, бунты страшные и беспощадные так и происходят. В общем, опошлили само понятие – рассрочка! Я понимаю, прибыль должна быть, но не стопроцентная же… И ещё слабый, но интерес остался: хочется увидеть тех, которые пойдут на такую сделку, лишь бы у тебя тотчас появился современный гаджет».
Решили и мы стать обладателями «IPhone 5S» и прямиком направились в офис компании «Kcell», который является официальным представителем компании «Apple» в Казахстане. Консультант предложила три способа приобретения модного телефонного атрибута. Первый – за наличный расчёт. К примеру, «IPhone 5S» с объёмом памяти в 32 гигабайта стоит здесь 175600 тенге, эта же модель, но с меньшей памятью, – 152100 тенге. Остановимся на серединке, выбрав телефон с 32-гигабайтной памятью. Если мы не располагаем такой суммой сразу, можно оформить покупку через банк, взяв «беспроцентный кредит сроком до одного года». А можно стать участником акции от сотового оператора «Контрактный телефон». Речь действительно идёт о двухлетней рассрочке. Только вот рассрочка эта на самом деле оказывается даже не «золотой», а «платиновой». Судите сами: ежемесячно вы должны будете приносить в кассу по 10700 тенге. За два года набегает сумма в 256800 тенге. При этом при покупке айфона нужно будет сразу оплатить 40700 тенге – 30 тысяч, как объяснил консультант, – это предоплата за сам аппарат и 10700 – первый взнос. Суммируем итог – 286800 тенге. Да, оператор начисляет вам ежемесячно пакет минут, sms и интернет-трафика в размере тридцати минут и 3072 мегабайта.
– Два года вы оплачиваете взносы, и два года пополнение вашего баланса – наша задача. Вы не платите за свои разговоры, как внутри сети, так и вне её, и можете бесплатно пользоваться мобильным Интернетом, – завлекала девушка-консультант.
Кстати, этот пакет как раз предназначен для тех, кто любит всегда быть онлайн. Любителям активного общения покупка айфона с тем же самым объёмом памяти обойдётся еще дороже – в 334400 тенге, поскольку здесь ежемесячный платёж будет уже 13100 тенге, плюс предоплата – двадцать тысяч. За эту стоимость оператор будет вам ежемесячно в течение всей рассрочки начислять по тысяче минут для звонков и sms внутри сети, по сто минут для звонков и sms на другие операторы и по 500 мегабайт интернет-трафика. Разговаривать можно сутки напролёт. Но, наверное, даже при этом условии почти двойная стоимость айфона вряд ли окупится клиенту. И самое интересное, что находятся же желающие, которые не задумываясь отдают свои кровные чужому дяде в карман, переплачивая двойную, а то и большую цену…
Так что, дорогие павлодарцы, учитесь читать рекламу и между строк, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы (в данном случае два) и необдуманно потраченные деньги.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Светлана РОМАНОВСКАЯ, председатель Национальной лиги потребителей:
– Наши последние исследования, участниками которых стали более пятидесяти тысяч человек, показали, что у казахстанцев напрочь отсутствует потребительская грамотность. Точных данных я вам на память не скажу. Но этот показатель равен ноль целых, сколько-то там сотых. Чего же удивляться, что большинство населения, услышав ту или иную рекламу, верит ей безоговорочно, даже не пытаясь провести собственную калькуляцию. Наш человек, если ему срочно нужны деньги, оформит кредит в первом же попавшемся банке. И только потом, и то не факт, может осознать: а я же здесь так много переплачиваю! Я не знаю, что это – менталитет такой у нашего народа или страх не успеть, опоздать, оставшийся с советских времен, когда за всем нужно было выстаивать очередь. Но точно знаю одно: с этим нужно бороться! И нужно для этого немного: просто внедрить в школьную программу обязательную дисциплину – потребительская грамотность. Детям уже со школьной скамьи нужно прививать финансовую грамотность. Они точно так же, как теорему Пифагора или закон Ома, должны понимать суть таких понятий, как «потребление», «выбор», уметь анализировать, сравнивать. Почему в Америке цент до сих пор не утратил свою силу? Потому что там умеют считать деньги. Кто-нибудь сегодня в Казахстане помнит про тиыны? Это красноречивее всяких слов говорит о нашем отношении к деньгам. И пока у нас не будет достойного потребительского образования, потребителям в большинстве своём так и будет всё равно, что покупать, у кого и за какую цену, лишь бы купить.