«Дорожная карта занятости-2020» в нашем регионе не оправдала ожиданий предпринимателей на лучшую жизнь. Некоторые из них уже три года ждут обещанную инженерно-коммуникационную инфраструктуру, погашая кредиты, взятые на открытие производств, которые не работают.


Напомним, программа «Дорожная карта занятости-2020», стартовавшая в 2011 году, включает в себя несколько видов государственной поддержки. Желающих начать своё дело сначала за счёт государства обучают основам предпринимательства и помогают составить бизнес-план. При его одобрении люди на льготных условиях получают микрокредиты до трёх миллионов тенге. А затем на такую же сумму государство сооружает недостающие объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры, если в этом есть необходимость. В 2011 году только Павлодару на развитие и обустройство ИКИ в рамках второго направления этой программы было выделено 455 миллионов тенге. В 2012 году сумма финансирования сократилась в разы – до 14 миллионов тенге. В прошлом году она составила 19 с половиной миллионов. А в этом – ноль. Впрочем, Павлодар – не единственный населенный пункт, где в этом году не предусмотрено средств на подведение ИКИ. В этом списке ещё девять районов и городов из 12, не считая областного центра, о котором мы уже сказали.


Конечно, основная доля финансирования пришлась на 2011 год. В общей сложности область тогда получила более миллиарда тенге для того, чтобы подвести необходимые коммуникации участникам государственной программы. Но, как оказалось, некоторые ждут этого события и по сей день. И дождутся ли – большой вопрос.


Алёна Макарова живёт в селе Госплемстанция Павлодарского района. Она вместе с мужем хотела открыть сварочно-кузнечный цех.


- Муж у меня сварщик, – рассказывает она, - но так получилось, что ему дали третью группу инвалидности. На работу его никуда не брали. Поэтому мы и решили работать на себя. Программа «Дорожная карта занятости-2020» привлекла нас множеством плюсов. Мы сразу же стали её участниками. Но, честное слово, я уже сто раз пожалела об этом. Ещё хорошо, что мы отказались от оставшейся суммы кредита в два миллиона тенге, взяли только миллион, на который купили автомобиль «Газель» и один сварочный аппарат. Дело в том, что мы решили разделить микрокредит на части и осваивать деньги по мере обустройства нам ИКИ.


Подвести электросеть и установить трансформаторную подстанцию супругам Макаровым должны были ещё весной 2012 года. Ни того, ни другого нет до сих пор. Женщина выплачивает кредит при неработающем производстве. А недавно выяснилось, что и земля под бизнес у неё оформлена неправильно, тогда как все необходимые документы участница программы в своё время собирала с помощью чиновников (сервисные услуги входят в сопровождение государственного проекта). Сегодня А. Макарова отозвала заявление на подведение ИКИ. Говорит, что устала стучаться в закрытые двери.


На грани отчаяния и другая участница программы – жительница райцентра Качирского района Татьяна Мамадалиева.


- Мы с мужем взяли кредит в три миллиона тенге на развитие тепличного бизнеса, - говорит она, - согласились на финансовую кабалу только потому, что нам обещали подвести водопровод к теплицам. Но добиться этого мы не можем уже третий год. 
Поверив в программу, супруги Мамадалиевы рискнули на расширение, заняв под теплицы пятьдесят соток. В этом году у них небывалый урожай помидоров. Но сегодня он может сгореть, потому что запасы воды в озере, из которого сейчас они осуществляют полив, на исходе.


- Сначала нам отказывали в подведении водопровода по причине того, что забор воды из Иртыша запрещён, - перечисляет свои мытарства глава семьи Абдулбасид Мамадалиев, - мы получили необходимое разрешение в соответствующей инстанции. Но дело ни на йоту не сдвинулось с мёртвой точки.


В следующем году чета Мамадалиевых должна полностью погасить кредит. Их сегодняшний долг составляет два миллиона триста тысяч тенге. Если урожай не удастся сберечь, то сельчанам просто нечем будет платить по счетам.


И это не единичные случаи, когда участники «Дорожной карты занятости-2020» не могут реализовывать свои бизнес-проекты, потому что нет обещанных инженерных коммуникаций. Председатель совета по защите прав предпринимателей области Кинже Кенисбаев говорит, что с начала года к ним за помощью с аналогичными проблемами уже обратились порядка двадцати человек. Почти со всех районов и городов области. Конечно, сегодня нельзя утверждать однозначно, на каком именно этапе государственная программа дала сбой. Например, Нурлан Набиев, в прошлом аким города Экибастуза, а ныне один из членов совета по защите прав предпринимателей, считает, что в своё время некоторые руководители районов особо не утруждали себя расчётами, насколько вообще реально подвести к тому или иному объекту коммуникации. Им нужно было набрать необходимое количество участников программы, а всё остальное не прорабатывалось тщательно. С количеством все справились на «отлично». А вот когда пришло время реальных работ, возникли вопросы.


- Нужно разбираться в каждом конкретном случае, - отметил Кинже Кенисбаев. - Но то, что иногда чиновники недорабатывают на местах – это факт.


Что касается самих чиновников, то у них была возможность высказать своё мнение, поспорить, в конце концов, но никто из них не откликнулся на приглашение совета по защите прав предпринимателей. Конструктивного диалога не получилось. Возможно, потому что за эти годы во многих городах и районах, в том числе и в Павлодарском районе, сменились акимы. И предпринимателям, по сути, предъявлять претензии некому, ведь именно акимы, особенно на селе, работали с людьми, убеждая их взять микрокредиты в рамках государственной программы.

 

Поделиться
+1