Дефицит бензина в Казахстане может продлиться до ноября. Так считает независимый эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Я думаю, что до ноября ситуация с дефицитом бензина особо не улучшится. У нас в октябре будут уборочные работы. А еще в начале октября остановится на ремонт Шымкентский НПЗ. Поэтому оснований для оптимизма, честно говоря, я не вижу", - сказал Смирнов. По словам собеседника, в начале ноября ситуация уже выравняется и дефицит бензина в Казахстане отойдет на задний план. "(...) Сельское хозяйство уже не будет потреблять такие объемы дизтоплива. Уменьшение потребления положительно скажется на самом рынке", - подчеркнул эксперт.
Смирнов также отметил, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы покрывают лишь 60 процентов потребности, а 40 процентов приходится на импорт, а он, по словам эксперта, остается непроходимым по цене. По его словам, казахстанские АЗС не могут сейчас закупать российский бензин, поскольку он дорогой, поэтому идет распределение топлива через акиматы.
"27 августа распределяли объемы топлива в министерстве. Там на Helios АИ-92 выделили всего в размере 18 тысяч тонн бензина, на "КазМунайГаз" - тоже столько же. Больше всего получил Sinooil - 45 тысяч тонн. (...) Остальные объемы пошли по акиматам. Около трехсот тысяч тонн - это объемы потребления, а распределялось почти в два раза меньше - примерно 150 тысяч тонн. Непонятно, куда были направлены 90 тысяч тонн", - рассказал Смирнов.
Эксперт сообщил, что этих распределяемых объемов не хватает. "Тем более, что они распределяют совершенно непрозрачно. Некоторые АЗС вообще топлива не получили или получали в половинном объеме или же поставлялась треть от заявок", - сообщил он. Смирнов считает, что в этом случае необходимо требовать, чтобы все данные по распределению бензина вывешивали на сайтах акиматов. "Данных о том, кто сколько получил, нет", - сказал эксперт.
Кроме того, Смирнов сообщил о том, что для сокращения дефицита бензина в Казахстане КМГ обязали покупать российский бензин по 125 тенге и продавать по 128 себе в убыток. "Нацкомпании можно заставить, а частные заставить нельзя покупать бензин с огромными убытками. Так как на границе Казахстана с Россией оптовый бензин стоит 125 тенге, а на заправках - 128. А туда ведь надо заложить еще транспортировку, хранение на базах, операционные расходы и налоги. Так, стоимость АИ-92 получается свыше 160 тенге за литр. Кто же такие убытки будет нести?" - прокомментировал Смирнов.
Аналитики Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) считают, что дефицит бензина в Казахстане исчезнет только с повышением мощности всех имеющихся в стране НПЗ. По словам экспертов агентства, повышение цен на ввозимое из России топливо приносит только краткосрочные результаты.
"В данной ситуации не может быть большого количества предложений и разброса мнений. Предложение одно - постараться выдержать заявленные для модернизации НПЗ сроки - то есть 2017 год", - сказали в агентстве. В свою очередь, в Топливной ассоциации Казахстана сообщили, что регулировать дефицит бензина не входит в компетенцию организации. "Мы защищаем только интересы отечественных АЗС, которые только продают бензин и покупают у оптовых поставщиков", - сказали в организации.